Почем фунт лиха?

21 сентября 2010 года на совещании по финансовой устойчивости агропромышленного комплекса Президента РФ Д.Медведев затронул тему цен на продовольственном рынке, отметив, что в своих поездках по регионам сам знакомился с ситуацией, посещая магазины. Уровень цен на социальные группы товаров должен сохраняться, подчеркнул он. По словам главы государства, отрегулировать, сбалансировать эти позиции – задача губернаторов вместе с бизнесом. Дмитрий Медведев также потребовал окончательно разобраться с необоснованным повышением цен на хлеб и крупы. Он распорядился разобраться окончательно, спекулянтов наказать. Разобраться в спекулятивном ценообразовании попытались и наши корреспонденты.

 

И все же серьезного повышения цен на продовольствие, как предсказывают аналитики, не избежать. Ценники сменяются в магазинах стремительно не только на крупы. Рост цен на сырьё по всему миру заставляет производителей прогнозировать удорожание своей продукции. К примеру, об этом заявила компания Nestle. О подорожании сырья заявили Danone и другие производители. Крупнейшие российские сетевые магазины сетуют на оптовиков. С начала августа они выставляют новые цены, которые выше прежних на 10-60%. Инфляция опередила прогнозы. Докатываются эти волны, естественно, и до Дагестана.

Если сырье уже подорожало, то розничные цены растут пока гораздо медленнее, и сдерживаются эти цифры на прилавках пока за счёт имеющихся запасов. При этом поставщиков упрекают в спекуляциях, поскольку продукция нового урожая на рынок поступила лишь частично. Удорожание продолжится, говорят участники продовольственного рынка. Ожидается рост цен на корма и на фуражное зерно. В некоторых сегментах на помощь рынку, конечно, придёт импорт, в других — затраты будут перекладываться на потребителя, говорят эксперты, однако и без столь пессимистичных прогнозов видно, что продукты на наших рынках и в гастрономах продолжают неуклонно расти в цене, зачастую необоснованно.

Всему виной, конечно, небывалая жара и засуха в России, да, пожалуй, помогли тому и климатические катаклизмы, случающиеся ныне в мире все чаще, но все же столь существенный рост цен на сельхозпродукцию в Дагестане вызывает недоумение. Похоже, все, что вырастили в Дагестане, сегодня вывозится за его пределы, а завозится, напротив, мало. К примеру, картофель, цена за 1 кг — 35-40 рублей, явный перебор. Можно, конечно, объяснить это явление создавшейся конъюнктурой рынка, но ведь рынок это не только соотношение спроса и предложения, рынок предполагает конкуренцию, государственное регулирование, товарные интервенции и многое другое, что делает его отвечающим интересам населения, а не дельцов и перекупщиков.

За последние годы в стране был принят ряд законов, направленных на регулирование торговли и упорядочение деятельности рынков, в частности, это федеральные законы «О торговле» и «О розничных рынках». Государство также усилило полномочия федеральной антимонопольной службы для недопущения фактов сговора, недобросовестной конкуренции, монополизации и необоснованного удорожания товаров и услуг. Однако сегодня можно говорить лишь о первых и пока еще не совсем удачных попытках государства эффективно влиять на ценообразование на рынках. Подтверждением тому могут служить последние события, когда, пользуясь сложившимися неблагоприятными обстоятельствами, стихийно, зачастую необоснованно и искусственно взвинчены и продолжают расти цены на продовольствие и сельхозпродукцию.

Почему это происходит? Как повлиять на рынок, чтоб исключить в нем спекуляции? О том, кто и как нагнетает ситуацию на рынке, корреспонденту «Дагестанской правды» рассказал заместитель руководителя Дагестанского УФАС России Киясудин Адигюзелов:

— На сегодняшний день, — сказал он, — прослеживается синхронное повышение цен. В связи с поступившими жалобами было проведено исследование. С середины августа мы прослеживали цены в 13 столичных гастрономах. В результате выявили их повышение поставщиками на три вида социально значимых продуктов. Гречка и яйцо куриное подорожали на 100%, а подсолнечное масло — на 15%. В отношении поставщиков мы возбудили три дела о нарушении антимонопольного законодательства. В настоящее время проводится расследование, в случае признания данного факта виновные лица будут привлечены к ответственности.

Цены, которые мы сегодня имеем, — это результат сложившейся на сегодня социально-экономической ситуации. И здесь гораздо важнее конкурентоспособность внутри самого рынка. В соответствии с законом о госрегулировании торговой деятельности утвержден перечень социально значимых продуктов, и в случае их планомерного увеличения правительство может ввести мораторий на повышение цен, т.е, «верхнюю планку».

— При каких показателях он вводится?

— Мониторингом данного вопроса занимается Минэкономразвития России. При росте цен в течение месяца на товары, включенные в состав соцпакета более чем на 30%, мы вносим в правительство предложение об установлении соответствующих ограничений. Это пресечение действий поставщиков и торговых сетей по созданию дискриминационных условий, а также пресечение антиконкурентных действий органов власти, что гораздо важнее — ведь рост цен — это в том числе следствие действий или бездействия чиновников. К примеру, почему растут цены на сельхозпродукцию, в частности, на плодово-ягодные культуры? Почему в Дагестан завозят аргентинские яблоки? Потому что сегодня дешевле перевезти их к нам через Атлантический океан, нежели посадить и вырастить в республике. Значит, наши производители поставлены в такие условия, в которых они не способны конкурировать.

— И как же обеспечить конкуренцию?

— Для решения этого вопроса необходим комплекс мер: выставить на торги сельхозугодья, обеспечить открытость, доступность, приобретение прав на земельные участки для сельхоздеятельности. Если не проходят прозрачно процессы распоряжения муниципальным имуществом, землями, когда ограничивается участие бизнеса в хозяйственной деятельности, начистую при помощи всевозможных предлогов, то, естественно, все это закладывается в цену. В каждом яблоке, которое мы приобретаем, сидит определенный процент коррупции. В результате мы имеем неконкурентоспособные продукты по высоким ценам.

— Какую роль в повышении цен сыграла засуха?

— Роль в основном психологического характера. СМИ в свою очередь сыграли роль в нагнетании обстановки. Засуха может привести к подъему цен, но отнюдь не в разы, это же результат отсутствия здоровой конкурентной борьбы. На сегодняшний день это эффективный способ оправдать накручивание цен. Если основные издержки в среднем остались на прежнем уровне (стоимость аренды, затраты на заработную плату работникам, энергоносители и другое), то дополнительная наценка – это не что иное, как спекулятивная прибыль. Как правило, у всех торговцев одинаковые цены, притом, что все они изначально находятся в разных экономических условиях, при которых различная себестоимость. Это лишний раз свидетельствует о сговоре.

— Насколько закон «О розничных рынках» способен выравнять эту ситуацию?

— У нас недостаточно развита система сельхозтоваропроизводства, отсутствует должный учет в нем. Нет крупных игроков на этом рынке, все в основном держится на перепродаже, а не на производстве. Выявлением существующей сегодня коррупционности рынков организаций должен заниматься УБЭП, прокуратура и другие структуры. Но и они поставлены в такие условия, когда по «закону о контрольных проверках хозяйствующих субъектов» они не должны «кошмарить бизнес». Мы же проводим контроль в той части, которая касается установления торговыми предприятиями дискриминационных условий при распределении торговых мест. В части доступа к рынку производителей на сегодняшний день к нам не поступило ни одного заявления со стороны фермеров или органа, представляющего их интересы. Объяснить это можно тем, что зачастую их деятельность находится «в тени», и, как правило, большая часть товара не проходит учета.

Как сложилась ситуация, что лук на рынках республики стоит 25 — 30 рублей, а картофель 40 и выше? Своей точкой зрения по этому поводу поделился с корреспондентом «ДП» президент Ассоциации фермерских хозяйств Дагестана (АФКОД) Магомед Абдурахманов:

— Это закономерно, когда идет спекуляция, когда на голове и шее у того же перекупщика и самого производителя сидят десятки надзорных органов, в которых не всегда работают чистые на руку инспекторы, — говорит он. Звучит довольно грубо, но так оно и есть. У нас десятки надзорных и контрольных органов, которые в принципе можно сократить, в основном они дублируют и перепроверяют друг друга. Естественно, все издержки, связанные с этим, отражаются в конечном итоге на цене.

— Разве ситуация не была бы лучше, если бы производитель сам был представлен на рынке? Почему на наших рынках нет для этого соответствующих мест?

— Неправильно говорить, что на рынках нет мест для производителя. Проблема не в этом. Торговля, при кажущейся простоте, — процесс очень сложный, и наш производитель-фермер не всегда готов к этому. Ему необходимо этому учиться.

— Неужели нет фермеров, которые хотят реализовывать свой товар без посредников прямо покупателю?

— Есть, конечно, и немало, но они сталкиваются с поборами на дорогах, с необходимостью регистрироваться как предприниматели, проводить экспертизу товара, платить налоги. Иной раз выгоднее продать свой товар без всяких документов и разрешений прямо с поля. Основная проблема для них — это отсутствие места и условий хранения товара.

— На прошедшей недавно в Махачкале ярмарке были в основном только производители. Почему же они идут на ярмарку, но не идут на рынок?

— Уровень организации этой ярмарки совсем иной. Это была межрегиональная ярмарка, где производитель не столько продать хочет, сколько заявить о себе. Вряд ли к участникам таких ярмарок кто-то будет приставать с проверками. Во-вторых, все зависит от условий, выдвигаемых к участникам таких ярмарок. Если им просто предлагают площадку — это одно, обещают компенсировать транспортные расходы, связанные с перевозкой товара, — другое. А представьте, что с них еще требуют определенную сумму за такую возможность, тогда они и участвовать не будут. В конечном результате цена будет зависеть от этого.

— Каковы возможные пути выхода из этой ситуации?

— В последние годы принято много законов, которые в принципе могут решить эту проблему, но, к сожалению, они не доработаны, и пока это так, изменить ситуацию будет очень сложно. Вообще, считаю, что необходимо проводить раз в месяц народные ярмарки, как это было раньше. Это будет куда более действенно и оперативно влиять на цены.

Можно согласиться с собеседником, кроме одного пункта. Вряд ли можно отрицать, что при наличии на рынках специально отведенных для сельхозпроизводителей мест, они были бы не востребованы. И при чем здесь «востребованы места или нет». Закон «О розничных рынках» об этом умалчивает, однако в нем четко сказано, что на каждом розничном рынке минимум 20% мест должны быть предоставлены местным производителям, 50% сельхозкооперативам и лишь оставшиеся 30% всем прочим. Однако на наших рынках торговые места главным образом занимают спекулянты.

Закон есть, но кем он исполняется? В частности, на Махачкалинском рынке № 2 не видно соответствующих мест для производителей и табличек, указывающих на это. Почему? С этим вопросом мы обратились к руководителю рынка Шарипу Мамаеву. Он от беседы отказался, но заданный вопрос прокомментировал.

— У нас сейчас идет реконструкция, по завершении которой можно будет говорить о выделении специальных мест для производителей. А вообще, для производителей открыт специальный продовольственный рынок, тот, что находится рядом с новой автостанцией,- сказал он.

Нарушения пункта закона «О розничных рынках» в части предоставления мест сельхозпроизводителям в Дагестане встречаются повсеместно. Это сегодня ни для кого не секрет, как и то, что многие из них работают без какого-либо разрешительного документа. Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РД занимается решением этой проблемы уже ряд лет. Встречи с руководителями рынков, предупреждения, уговоры специалистов комитета ни к чему не привели.

— Проблема эта, можно сказать, не снята, тогда как закрыть рынки, значит, обострить и без того напряженную социальную ситуацию в республике, — заверяет первый заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Абдурахмангаджи Гаджимагомедов.

— Мы этой проблемой занимались и раньше, еще до нынешних повышений цен,- сказал он. — Так в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан № 14-17 от 14.01.10 г. Комитетом при участии специалистов Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан был издан совместный приказ № 26/03-13/264/556 от 14.04.10 года. Планировались работы по выявлению и пресечению деятельности розничных рынков, не соответствующих требованиям действующего законодательства на территории РД.

К этим мероприятиям были подключены более 20 сотрудников и межрайонных уполномоченных Комитета. В ходе проверок также предполагалось выявлять рынки, не вошедшие в план, но работающие без соответствующих разрешений администраций. Был разработан план-график проведения проверок. Однако данный приказ был опротестован Прокуратурой РД как нарушающий требования ФЗ № 294 от 25 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», и проверки были прекращены. В свою очередь мы делаем все, что в наших силах, — говорит он, — и если к нам обращается сельхозпроизводитель, которому отказано в доступе к рынку, мы выходим на руководителя рынка, и, как правило, проблема решается.

Р.S.
Интересная получается картина! Выходит, фактически наши спекулянты или так называемые посредники находятся под защитой закона ФЗ № 294. А чем ему уступает закон «О розничных рынках», требующий доступа к торговым местам сельхозпроизводителей? Непонятно! Почему Прокуратура РД в силах прекратить проверки рынков, а установить законность, то есть обязать ее директоров предоставлять места фермерам, сельхозкооператорам и простым сельским труженикам не в состоянии?

Есть мнение, что работа на подобных рынках кормит семьи тысяч и тысяч посредников-перекупщиков, и якобы, если приостановить их деятельность, люди эти лишатся хлеба насущного. Возможно, это и так, однако разве это должно происходить за наш с вами счет? Говорят и то, что в этой сфере всем заправляет откровенный криминал, и значительная часть маржи от этой деятельности уходит в карманы теневиков, а также на подкуп чиновников, покрывающих этот беспредел. А что по этому поводу скажет Прокуратура РД? Очень часто отказ от уголовного преследования прокуратурой объясняется отсутствием заявлений.

А что распоряжение Президента РФ Дмитрия Медведева «разобраться окончательно, спекулянтов наказать» не является основанием для расследования причин, по которым в республике не работает закон «О розничных рынках»?

 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=13139

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *