Хлопонин в роли спасителя

Председатель правительства Владимир Путин поручил всем республикам Северо-Кавказского федерального округа активно включиться в разработку Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года. Есть опасения, что Дагестан с этой задачей до ноября может не справиться. Подстраховать республиканскую власть и направить ее работу в правильное русло полпреду региона Александру Хлопонину приходится лично. Во вторник он прибыл в Дагестан с двухдневным рабочим визитом.

 

Визит Хлопонина стал логическим продолжением прошедшего недавно сочинского инвестиционного форума. Нужно отметить, что дагестанская делегация оказалась, пожалуй, самой неподготовленной и не смогла не только представить хорошие проекты, но и грамотно презентовать их. На том же форуме председатель правительства РФ Владимир Путин утвердил Стратегию развития СКФО до 2025 года и поручил каждой республике к ноябрю этого года подготовить конкретный план ее реализации.

Сама Стратегия будет определять базовые, приоритетные отрасли развития Северо-Кавказского округа и задачи, связанные с обеспечением занятости населения. По словам полпреда, к 2025 году планируется создать 400 тысяч новых рабочих мест, увеличить темпы роста валового регионального продукта и довести его до уровня более чем 7% в год.

Вся Стратегия будет разбита на несколько этапов. На первом предполагается провести инвентаризацию тех федеральных целевых программ, которые сегодня уже реализуются в Дагестане. Это ФЦП «Юг России», которая была сокращена в связи с кризисом. По решению Путина программа будет профинансирована в полном объеме с продлением на 2013—2014 годы. При этом дагестанская власть должна будет четко определиться, какое количество объектов необходимо построить в рамках этой программы. Как уточнил Хлопонин, это должна быть расшифровка объектов, строящихся на территории республики. «Мы должны иметь четкое понимание, какие пусковые объекты у нас будут в 2011—2012 годах и какие объекты мы готовы в рамках этой целевой программы перенести на 2013—2014 годы».

Также власти предстоит навести порядок в работе федеральных адресных инвестиционных программ, которые представляют собой огромное количество разрозненных финансовых потоков. Хлопонин потребовал собрать всех воедино и посчитать все до копейки. Ту же работу придется провести и с отраслевыми ФЦП в рамках образования, здравоохранения, транспорта, связи и других профильных министерств. По словам полпреда, именно в этом блоке сосредоточена большая сумма денег, которая выделяется республике.

«У нас многие проекты пересекаются, многие проекты на сегодняшний день не завершены, и мы не имеем представления, сколько же денег по внебюджетной части поступает на территорию республики и что мы должны за эти средства реализовать. Поэтому я хотел бы точно понимать эффективность реализации бюджетных средств на территории республики и четко представлять, кто за это несет ответственность».

Второе — стратегии естественных монополий («Роснефть», «Лукойл», «Газпром», «РусГидро», «МРСК», «ФСК», «РЖД»). Здесь дагестанским политикам необходимо разобраться, какие объекты компании планируют построить и развивать. А в случае необходимости переносить или ускорять развитие каких-то направлений.

Третий пункт — имущественный комплекс. Обращаясь к президенту РД, Хлопонин потребовал четкого разъяснения — что хочет сегодня республика от федерального имущества.

Четвертый пункт оказался самым важным: проекты, которые должны стать первоочередными для реализации на территории республики. Сегодня дагестанские власти видят развитие экономики в трех направлениях — строительные материалы, агропромышленный комплекс и туризм. Эти три сегмента, по словам полпреда, дают большой эффект только с точки зрения создания рабочих мест. При этом параллельно для пополнения налоговой базы и увеличения республиканского бюджета стратегической отраслью должно стать развитие топливно-энергетического комплекса. Проработка этой отрасли, возможно, будет проходить на уровне правительства РФ либо на уровне СКФО. «Возникает законный вопрос: где деньги, чтобы эти проекты реализовывать? Отвечаю: для этого принято беспрецедентное решение. Ни одни регион, ни одна территория в Российской Федерации сегодня не имеет такого привилегированного режима, какой создан для республик Северного Кавказа. Что имеется в виду? Первое: вы знаете, что у нас на следующий год в федеральном бюджете заложено 6 млрд рублей средств инвестиционного фонда. 3 млрд рублей средств инвестиционного фонда уже выиграл проект «Ставролен». Но 3 млрд рублей — это нераспределенные средства, которые будут направлены на Кавказ. И уж поверьте, что Республика Дагестан сегодня имеет максимальное конкурентное преимущество по отношению ко всем другим республикам с точки зрения инфраструктуры, развития, качества, уровня», — заявил Хлопонин.

Полпред потребовал усилить работу по инфраструктурным проектам, связанным с развитием туристско-рекреационных зон. Здесь принято решение о докапитализации «Российских особых экономических зон» до 60 млрд рублей. Также решено создать полноценную корпорацию развития с уставным капиталом 500 млн рублей и с дальнейшим увеличением до любого объема по мере появления проектов.

Следующее решение касается предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты на территории СКФО под 70% от объемов кредитных ресурсов.

На совещании Хлопонин потребовал от кабинета министров конкретных решений, хотя по отсутствующему выражению лиц было видно, что попунктно отвечать никто не готов.

«Сегодня нам создали все условия в рамках стратегии развития СКФО. У нас много нерешенных вопросов в социальной сфере. И здесь поддержана инициатива президента РД о создании отдельной ФЦП по развитию Республики Дагестан. Мы попали отдельной строкой как государственная программа развития СКФО. Сегодня создано единственное в РФ Межрегиональное управление Министерства регионального развития РФ с отдельным заместителем министра регионального развития по СКФО. И он будет находиться не в Москве, а в Пятигорске. Задача Управления заключается в оказании максимальной помощи регионам в подготовке всех этих программ. Поэтому надо, засучив рукава, начинать очень серьезно работать. Прошла эпоха, когда можно было просто выходить с протянутой рукой на федеральный уровень. Давайте поставим на этом точку», — подчеркнул полпред.

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов признал, что времени на разговоры типа «в республике существуют проблемы, и их трудно решить» у дагестанской власти нет.

«Если мы будем просто ждать, пока все успокоится, то вряд ли у нас что-то выйдет. Это надо делать параллельно, потому что низкий уровень развития создает условия для сохранения социальной базы воспроизводства экстремизма», — отметил президент.

Магомедов поделился планами. До конца года принято решение отобрать около 10 проработанных, наиболее готовых проектов и придать им статус приоритетных инвестиционных проектов Республики Дагестан. Планируется усилить инвестиционный блок в правительстве РД. В планах создание Земельного инвестиционного фонда Дагестана. Хотя республика и считается малоземельной, но фонд будет создан для обеспечения гарантии защиты капиталов потенциальных инвесторов (главное, чтобы он не был, как ожидается, растаскан дагестанскими чиновниками, поскольку приход инвестиций в республику маловероятен). Также для предоставления гарантий под привлекаемые инвестиционные ресурсы уже создан Залоговый фонд РД. На сегодня его стоимость составляет 340 млн долларов, которую планируют увеличить до 1 млрд. Как признался президент, все время республика говорила о наличии более 200 хороших инвестиционных проектов. Но из них можно предъявить финансовому институту или потенциальному инвестору не больше 4—5. Остальные проекты находятся на уровне идеи, предложения. Довести эти проекты до необходимого уровня проработки поручено Министерству экономики Республики Дагестан со следующего года.

«Поспорьте со мной»

Следующим вопросом в программе полпреда стала перепись населения. В этом вопросе Хлопонин подчеркнул два важных момента. Первое — социальный уровень населения республики, от которого зависят в дальнейшем стратегические планы в развитии Дагестана. Второй момент — национальный состав республики. «К сожалению, мы имеем факты, когда принадлежность или доминирование той или иной национальности очень серьезно влияет или воздействует на политическую и экономическую обстановку в регионе. Мы с президентом Дагестана много говорили о том, что национальный вопрос важен для республики. Даже при формировании кабинета министров мы обязаны учитывать национальные особенности Дагестана. Без этого нам трудно построить нормальную жизнь на территории. Я очень переживаю и обеспокоен тем, чтобы не было никаких фальсификаций», — заявил полпред.

О ходе подготовки к проведению переписи проинформировал руководитель Дагестанстата Сергей Ильяшенко, который сообщил, что проблем с переписной кампанией не предвидится. Тем не менее, заместитель полпреда президента РФ в СКФО Юрий Олейников выразил опасение, что на объективность переписи могут сказаться итоги выборов. Хлопонин призвал ответственных лиц уделить пристальное внимание предстоящей переписи, которая имеет социальную, экономическую и политическую значимость. «Социальное положение дает реальную картину уровня жизни населения, каким образом оказываются социальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, обеспеченность жильем, пенсионное обеспечение, — заявил Хлопонин. — Для нас это сегодня важнейший показатель, по которому мы и должны завтра строить нашу работу. Я смотрю сегодня на данные демографии и занятости населения и не могу вывести реальную картину происходящего в республике. У нас 1 млн 700 тысяч экономически активного населения, занятого — 1 млн 100 тысяч, при этом в бюджетной сфере работает 8% от активного населения. Давайте сегодня ответим на вопрос, сколько трудоспособных граждан занято в бюджетной сфере? Я могу точно сказать, что больше 40% трудоспособного населения занято в бюджетной сфере. Это означает, что в республике отсутствует экономика. Перепись поможет понять, почему большая часть населения стремится в бюджетный сектор. Потому что там соцгарантии? Мы порождаем сегодня иждивенческий спрос. Откуда взяться здесь экономике? У нас так и будет — 40% заняты в бюджетной сфере, 20% — безработных, на остальные места будем привозить таджиков и киргизов».

Хлопонин с улыбкой отметил, что единственный факт, который его порадовал, — то, что по предварительным данным переписи женского населения больше, чем мужского. Министр здравоохранения Ильяс Мамаев, не понявший шутку полпреда, на полном серьезе заметил, что это не совсем хороший показатель, так как произошел демографический дисбаланс.

— А почему плохой-то?

— Снижается рождаемость.

— Зато будет многоженство, — тут же шутливо подметил полпред.

Министр труда и соцразвития РД Исмаил Эфендиев решил внести свою лепту в обсуждение социального вопроса, но Хлопонин так и не смог по достоинству оценить математические способности министра.

И.Э.: По показателям у нас 1 млн 230 тысяч экономически активного населения и 1 млн 100 тысяч занятых.

А.Х.: Откуда тогда 200 тысяч безработных?

И.Э.: Реально безработных 43 тысячи, остальные 150 тысяч — это пенсионеры, студенты.

А.Х.: Я не хочу обсуждать этот аспект, от достоверности информации зависит, как будет выстраиваться стратегия. Я не пойму, что вы хотите? Вы хотите со мной поспорить?

И.Э.: Нет, я с вами спорить не имею права и не хочу!

А.Х.: Я очень вас прошу, поспорьте со мной о том, что 40% у вас заняты в бюджетной сфере от работающего населения.

Магомедсалам Магомедов: Скажите как есть!

И.Э.: У нас 1 млн 100 тысяч занятого населения и 200 тысяч — в бюджетной сфере.

А. Х.: Тогда у вас экономика будет другой. Ну, ради интереса давайте поспорим на бутылку, нет, на ящик дагестанского коньяка! Все, мы с вами поспорили!

И.Э.: Считайте, что я уже проиграл этот спор.

Религиозный аспект

По сложившейся традиции Хлопонин встретился с лидерами религиозных общин.

Полпред сразу задал несколько направлений, по которым хотел бы услышать ответы от религиозных лидеров. Прежде всего, его интересовало, что нужно сделать власти, чтобы реально дать возможность людям республики нормально жить, получать достойную зарплату, иметь свой дом, воспитывать детей, иметь возможность свободно молиться, верить в истинный ислам, и при этом сохранить мир на территории республики. Как поднять низкий уровень духовного воспитания и образования, который искажает духовные истины и позволяет заниматься сектантством. Хлопонин коснулся вопроса и многочисленного строительства мечетей на территории республики. «Пусть строятся. Чем больше людей будет воспитываться духовно, тем лучше. Вопрос — кто внутри? Кто человек, который для людей является проводником религии? Насколько мы видим эту ситуацию и управляем ею? Кто приезжает, откуда, с какой литературой, как это преподается?», — поинтересовался полпред.

Президент Дагестана предложил регламентировать назначение имамов законодательно, чтобы мечети возглавляли дипломированные специалисты. Муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев согласился с таким подходом. По его словам, власть делает все возможное в борьбе с экстремизмом. Но чаще все портят сами политики, раздувая конфликт и придавая ему межнациональную окраску. Муфтий предложил бороться с такими чиновниками. Следующий пробел — религиозное образование. В качестве одного из решений Абдулаев предложил ввести преподавание норм религии в школьную программу. По мнению религиозных деятелей, высшее исламское образование в Дагестане так же требует серьезного вмешательства. Многие молодые люди уезжают из республики в арабские страны для получения исламского образования и по возвращении их взгляды часто не совпадают с местным духовенством. В этой связи имам одной из мечетей Махачкалы Ильяс Ильясов предложил создать в Дагестане один государственный университет и пригласить в него вызывающих доверие арабских преподавателей, чтоб они обучали дагестанцев и выпускали дипломированных специалистов. «Чем тратить эти деньги на три-четыре спецоперации в месяц, пусть лучше эти деньги пойдут на подготовку кадров, и то сможем сэкономить», — подчеркнул Ильясов. По его мнению, разноголосица среди духовных лидеров Дагестана также вносит дисбаланс в общество. В связи с этим религиозный лидер предложил обязать всех муфтиев читать одну и ту же пятничную проповедь в мечетях, которую заранее будет писать ДУМД. «А вы согласитесь читать в мечети то, что даст ДУМД?» — поинтересовался президент. — «Да». — «А почему тогда вы не соглашаетесь в один день отпустить уразу?». На этот вопрос журналисты так и не услышали ответа Ильясова. В администрации президента посчитали, что дальнейшее обсуждение должно проходить в закрытом режиме.

За закрытыми дверями

В ходе визита 21 сентября Хлопонин провел ряд встреч с влиятельными политиками республики. Самой закрытой и вызывающей болезненный интерес как политического бомонда, так и дагестанского общества являлась длившаяся около двух часов встреча Хлопонина с мэром Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым. О чем они говорили, неизвестно, остается предполагать, что там нашли освещение и те пункты, которые были озвучены Умахановым в своем интервью (которое вызвало самые различные оценки, выводы, толки и слухи в республике), опубликованном в прошлом номере «НД». Сам факт их длительной беседы интересен еще и тем, что в условиях обостряющегося системного кризиса в республике политическая фигура Умаханова с его специфической репутацией истинного горца, не изменяющего своим принципам и союзникам, приобретает особую ресурсность. Из достоверных источников нам стало известно, что Хлопонин остался доволен жесткими, но прямыми ответами Умаханова, а сам градоначальник на наш вопрос о содержании разговора, ответил коротко: «Встреча была полезной и конструктивной, и я говорил Хлопонину только правду».

Как сообщил «НД» депутат НС РД Газимагомед Абдуллаев, Хлопонин встречался также с одним из наиболее влиятельных политиков республики — мэром Махачкалы Саидом Амировым. Встреча состоялась у главного федерального инспектора Аппарата полпреда в СКФО Василия Колесникова. По словам Абдуллаева, «встреча длилась довольно долго, по разным данным — от 40 минут до полутора часов. Обсуждались в основном три вопроса: общественно-политическая ситуация в республике, проблемы ускоренного развития Дагестана и решение социальных вопросов». Что Хлопонин хотел узнать у ведущих дагестанских политиков в лице Амирова или Умаханова, понять не так сложно, но более интересно, что произойдет к концу года, если последовавшие кадровые изменения, а также ожидаемые кадровые перестановки (по слухам, Магомедсалам Магомедов хочет сменить весь состав правительства) не принесут должного результата. Дело в том, что среди дагестанского политического истеблишмента идут упорные разговоры о памятной встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым в Сочи 11 августа. Тогда тандему политиков, пришедшему к власти в начале года, якобы было дано полгода на конкретные позитивные перемены, поскольку на тот момент таковых попросту не оказалось.

 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3423

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *