Сатмар Амиров: «Ложная статистика к добру не приведет»

Совсем недавно президент Дагестана назначил на должность министра сельского хозяйства республики Сатмара Амирова. О том, какие шаги предприняты за небольшой срок, и как он думает дальше развивать и модернизировать сельское хозяйство республики, в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» поделился министр.

 

— Сатмар Ахмедович, каковы ваши первые шаги на посту министра, и какие задачи на ближайшую перспективу вы поставили?

 

— Во-первых, мне понадобилось определенное время, чтобы войти в курс дела, ознакомиться с состоянием агропромышленного комплекса, с аппаратом министерства. На основе чего определил  болевые точки,   на решение которых необходимо в первоочередном порядке направить основные усилия. С учетом своего видения перспектив развития и для оптимизации принятия управленческих решений скорректировал структуру аппарата. Все это позволило мне поставить перед работниками более четкие и конкретные задачи по выработке эффективных мер по стабилизации развития АПК.

 

Кадры всегда решают многое, и от того, кто и как будет выполнять возложенные обязанности, во многом и зависит успех общего дела. Руководством республики перед министерством поставлена  очень серьезная задача — добиться заметного улучшения ситуации в аграрном секторе Дагестана. По ходу работы в зависимости от того, кто и как будет справляться со своими функциями, будут оперативно приниматься решения кадрового характера, а на этом этапе удалось сохранить численность сотрудников, но и задач прибавилось —  нам переданы от минприроды РД полномочия в области рыбного хозяйства.

 

В срок до 30 июня перед аппаратом поставлена задача — разработать проект Концепции развития АПК РД на среднесрочный период, в которой будут прописаны наши действия.

 

В настоящее время  в министерстве внедряется  программа электронного документооборота, что существенно упростит прохождение документов и облегчит гражданам получение необходимой информации. Завершается установка локальной внутренней сети, решается ряд других задач организационно-тактического характера.

 

Очень помогает то, что практически по всем обращениям на этом этапе получаю от руководства полную поддержку, что накладывает еще большую ответственность за порученный участок работы.

 

К примеру,  к просьбе  отделить ветеринарную службу  от минсельхоза с учетом широкого спектра  возложенных на нее задач, а законодательство предусматривает по усмотрению региона формирование самостоятельной структуры, президент отнесся с пониманием, и мы пошли на этот шаг, хотя это вроде и сужает круг наших полномочий.    В области ветеринарии у нас стоят задачи по дальнейшей профилактике заразных заболеваний, таких как бруцеллез, туберкулез и т.д. Президент пошел навстречу,  создан отдельный Комитет по ветеринарии. Кроме того,  с учетом и нашего мнения  сохранена самостоятельность  Гостехнадзора.

 

— Все ли так у нас хорошо, как показывает статистика?

 

— У меня вызывает сомнение достоверность статистических данных по отдельным направлениям сельского хозяйства. К примеру, взять поголовье овец, численность которых отражена на уровне 5 млн. голов, из которых половина — в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а у  них всего около 200 тыс. гектаров земель. Разве на такой площади можно содержать 2,5 млн. мелкого рогатого скота без учета КРС и пахотных площадей?  Я допускаю еще цифру около  4 млн. голов,  что заметно ниже официальной статистики. Недавно нам представили уточненные  статданные, где  оказалось, что количество овец уменьшилось на 426 тысяч голов. Спросите, куда делось сразу такое стадо?  Ложная статистика к добру не приведет. По этому вопросу у меня состоялся разговор и с руководством республики, где было сказано, что на этой площадке должен быть порядок, дутые и неправильные цифры искажают реальную картину не только  отрасли, но и  всей экономики республики.  Возьмем производство овощной продукции, объем которой  доходит  до миллиона тонн, а  на наших продрынках много завозных овощей.  Видимо, и  здесь есть вопросы.

 

Объективность статистической базы равносильна прочности фундамента дома, поскольку без прочной основы любые последующие действия ложатся на зыбкую почву, что лишает всю конструкцию устойчивости.

 

— А каковы задачи на  ближайшую перспективу?

 

— Что касается задач на ближайшую перспективу, то  в первую очередь думаем осуществить вовремя и организованно перегон овец с зимних пастбищ на летние и своевременно  завершить весенне-полевые работы.

 

Нам предстоит перегнать более 2 млн овец и коз, из которых более 200 тысяч — железнодорожным транспортом. В этом году мы вовремя заключили соответствующий договор с железной дорогой  и произвели оплату расходов. Теперь вопрос в четком выполнении сторонами своих обязательств, для чего закрепленные на этом участке работники должны ответственно их соблюдать. К примеру, недавно рано утром мы заехали на станцию, на которой шла погрузка скота хозяйств Ахтынского района, где явно  не ожидали такого раннего визита. Выявилось, что вагоны с овцепоголовьем больше суток ждали локомотива, а ответственные не предпринимали срочных мер. Пришлось срочно связываться с руководством республики  и  Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, после чего был подан локомотив. Через полчаса овцы были в пути. На сегодня мы перевезли уже около 120 тысяч овец.

 

В сложившейся практике перевозки скота железнодорожным маршрутом, видимо, необходимо что-то менять, поскольку расходы на эти цели неоправданно высоки — в год требуется около 40 млн. рублей.  По нашим расчетам, в два раза дешевле обходится перевозка автомобильным транспортом, и в таком случае освободившиеся деньги могли бы быть  направлять  на другие цели. Другая проблема в том, что не все хозяйства перегоняют овец, оставляя круглогодично на зимних пастбищах, что ведет к дальнейшей деградации  сельхозугодий. Наша позиция непреклонна — нельзя на лето оставлять поголовье на летних пастбищах, земле нужно давать возможность восстанавливаться.  В этом вопросе должны свою роль сыграть и главы администраций. Как видите,  в этой  отрасли у нас  масса вопросов: обеспечение объективности учета поголовья, выплата  дотации на маточное поголовье, сбыт шерсти, на которую на протяжении многих лет  сложились устойчиво низкие цены и т.д.

 

Что касается весенне-полевых работ, то хочу отметить, что в этом году мы наметили осуществить сев на площади 190 тысяч гектаров. На сегодня уже засеяно яровыми и другими культурами около 140 тысяч гектаров, и можно сказать, что мы вышли на уровень прошлого года. Думаю, что если погодные условия не помешают, то эти работы будут выполнены в полном объеме. С учетом мелкотоварной аграрной структуры региона, основная нагрузка ложится на личные подсобные хозяйства населения, которые сегодня трудятся на полях, хорошо помня, что весенний день год кормит.

 

— Руководство страны взяло курс на модернизацию всех сфер экономики, в том числе и сельского хозяйства. Какие шаги вы предпринимаете в этом направлении, и каковы приоритеты?

 

— Ключевые аспекты модернизации сельского хозяйства республики нашли отражение  в проекте Концепции социально-экономического развития Дагестана на период до 2015 года,  где заложено  создание технопарков, развитие виноградарства, пищевой и перерабатывающей промышленности, мелиорации  и так далее. По-моему, модернизация нужна в первую очередь в умах. Если человек сам не изменит свое отношение к делу, которым он занят, то ничего не получится.  Кроме этого, наши действия в этой плоскости определены в Республиканской программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2012 года», в которой основной акцент  делается на развитии молочного животноводства, малых форм хозяйствования, создании благоприятных условий для экономической деятельности в АПК,  улучшении жилищных условий в сельской местности.

 

Недавно на Всероссийском совещании в Астрахани зам. министра сельского хозяйства РФ Александр Беляев отметил,  что каждый регион должен заниматься тем производством, для которого имеются наилучшие природно-климатические, ресурсные и другие благоприятные условия. К примеру, как  отмечалось, агросектор республики в состоянии внести ключевой вклад в обеспечение страны плодоовощной продукцией. Вполне разумный  и обоснованный приоритет и, главное, реальная задача.  

 

Касаясь этой темы, хочу  подчеркнуть, что на  заседании Президентского совета президент Дагестана, говоря о сельском хозяйстве, особо выделил   необходимость его модернизации и дальнейшего развития в направлении адаптации к рыночным условиям, потребовал от нас выработать  программы мер по  вовлечению в сельхозоборот  около 100 тысяч гектаров пашни, которые не используются. Почему земля «гуляет»? На это нет  однозначного ответа, поскольку это вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

 

В определенной степени наличие значительных пахотных земель вне обработки  объясняется наличием проблем в системе орошения, поскольку  с учетом  нахождения республики в зоне рискованного земледелия проблематично вести рентабельное агропроизводство. Объясню на конкретном примере. Сегодня в республике имеется 5,9 тыс. км оросительных каналов и 2 тысяч км коллекторно-дренажных сетей, закрепленных в федеральной собственности, которые не очищаются в достаточной мере  из-за крайне малой  суммы средств, поступающей на эти цели из федерального бюджета. Контролирующие органы утверждают,  что  деньги из республиканского бюджета нельзя  использовать на мехочистку объектов федеральной собственности. Соответственно, если не очистить эти магистральные каналы, воду невозможно подать  к внутрихозяйственным каналам и оттуда — на поля.  Из федерального бюджета средства  на эти цели поступают  по программе  восстановления плодородия почв, однако их недостаточно для коренного изменения ситуации с учетом груза накопившихся за многие годы  проблем.

 

— Вы же понимаете, что без современных машин, без обновления парка сельскохозяйственной техники о развитии сельского хозяйства не может быть и речи. Как обстоят дела в этой сфере?

 

 — Конечно, уровень технической оснащенности выступает ключевым фактором формирования конкурентоспособного аграрного сектора. В условиях ужесточения конкурентной борьбы за рынки сбыта эффективное производство может базироваться только на современных технологиях и технике. К сожалению, в этой сфере сложилась критическая ситуация из-за существенного преобладания темпов выбытия над обновлением, в результате чего сформировалась острая нехватка современной техники. К тому же имеющаяся более чем на 90% изношена, из-за чего многие агротехнические операции выполняются с нарушением установленных сроков. Сложившаяся ситуация  требует реализации масштабной программы технического перевооружения. Одним лизинговым механизмом не решить всей проблемы. Поэтому мы внесли  предложения о субсидировании части затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение сельхозтехники в рамках республиканской  программы развития сельского хозяйства. Такой механизм успешно применяется во многих регионах страны, и уверен, что  это поможет нам существенно обновить  технический парк отрасли. Ведь механизм субсидирования части затрат применяется по другим направлениям, как например, при приобретении элитных семян, племенного скота, и почему же его не распространить на узловой участок в АПК.

 

— Какие федеральные и республиканские целевые программы реализуются по линии минсельхоза, и на какой стадии они находятся?

 

— В последние годы в АПК страны активно внедряется программно-целевой подход в  его развитии и средства господдержки поступают в рамках конкретных программ под четко обозначенные цели с условием обеспечения определенного результата.

 

Мы участвуем в реализации  следующих программ: ФЦП  «Социальное развитие села до 2012 года»;  ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года», Государственная программа «Создание  Единой системы информационного обеспечения АПК России», а также  республиканская программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», Республиканская отраслевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2009-2012 годы».

 

— Будет ли впредь оказываться поддержка сельхозтоваропроизводителям в виде сельхозкредитов? Эффективно ли используются выданные кредиты?

 

— В настоящее время система субсидируемого банковского кредитования является основным источником финансирования сельскохозяйственного производства. Да, трудно только на одних кредитах пытаться решить широкий спектр имеющихся проблем, при том, что многие предприятия в силу низкой кредитоспособности не в состоянии их получать. Тем не менее, благодаря льготному кредитованию достигнута определенная стабилизация ситуации в  сельском хозяйстве. Объем получаемых кредитов сельхозтоваропроизводителями из года в год увеличивается. Так, в 2009 году получено кредитов на сумму более 4 млрд. рублей  (из них на развитие малых форм хозяйствования — 2244 млн. руб.), тогда как в предыдущем было менее 1,5 млрд. рублей.

 

В 2009 году сельхозтоваропроизводителям были выплачены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов из федерального бюджета — 202,1 млн рублей, из республиканского бюджета — 27,1 млн рублей.

 

Эффективность использования полученных кредитов в разных хозяйствах разная, так, например, хорошие производственные показатели достигнуты в ОАО «Кизлярагрокомплекс», СПК им. У. Буйнакского Кизилюртовского района и т.д. В то же время в ряде хозяйств полученные кредиты используются неэффективно.

 

— Какие шаги принимаются для того, чтобы выращенная продукция перерабатывалась? Не считаете ли вы, что пищевая и перерабатывающая промышленность — это локомотив развития АПК?

 

— Для стабилизации ситуации в  пищевой и перерабатывающей промышленности республики необходимы новые управленческие подходы, более современная техника и технологические решения, внедрение современных технологий. В целях дальнейшего развития предприятий, осуществляющих производство плодоовощной продукции, нами подготовлен проект программы «Развитие производства плодоовощных консервов в Республике Дагестан до 2015 года», предусматривающей  проведение широкомасштабной реконструкции и технического перевооружения предприятий.

 

В молочной промышленности в 2009 году предприятия отрасли переработали лишь 15  тыс. тонн натурального молока, что составляет 2,8% к валовому производству молока. Одним словом, данному направлению будем  уделять большое внимание. Положительные тенденции в развитии наметились и в мясной промышленности республики. Так, СПК им. Урицкого Кизлярского района, который имеет свой мясокомбинат, ежедневно вырабатывает около двух тонн колбасных изделий. В настоящее время совместно с хозяйствами проводится работа по созданию агрохолдингов по выращиванию скота. Широкий ассортимент колбасы и куриных изделий производит Махачкалинский мясокомбинат.  Проводится реконструкция и техническое перевооружение цехов Кизлярского мясокомбината. Подготовлен инвестиционный проект стоимостью около 350 млн рублей на модернизацию технопарка, оборудования и приобретение скота для откорма.

 

Нам необходимо активно развивать логистику хранения и переработки продукции, строить овоще-фруктохранилища и холодильные мощности, чтобы зимой отгружать продукцию  в другие регионы страны, получая, таким образом, большую выгоду. В республике за счет частных инвестиций уже   создано несколько таких хранилищ на  2 тыс. тонн. В перспективе планируется создание агропарков на территории республики, где будут базироваться мощности по первичной и глубокой переработке сельхозсырья, а также хранению продукции. 

 

Поскольку подавляющий объем сельхозпродукции производится в ЛПХ населения, задача стоит по формированию разветвленной сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые будут помогать малым формам решать проблемы сбыта, переработки и т.д. По этому пути пошли во многих странах мира, и в ряде регионов страны накоплен достаточный опыт реализации таких программ.

 

Эта задача требует огромной организационной работы со стороны органов местного самоуправления, и мы рассчитываем, что совместными усилиями сможем, наконец, запустить на деле программу развития принципов кооперирования малого агробизнеса.

Источник: http://www.riadagestan.ru/print.php?new=286&page_index=-7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *