Армянская волна: знает, что хочет

В отличие от прочих своих соседей по Южному Кавказу, Армения выгодно отличается тем, что хорошо знает, чего сама хочет и неустанно прорубает сквозь тернии политических перипетий дорогу к заветной цели — к величию Армении и армянского народа, что несомненно сулит необратимое благополучие нации.

Армянская база в России

Безусловно, такое желание, каким бы естественным оно ни было, вызывает немало опасений у нынешних соседей армянского государства. Хотя вся современная политика построена по принципу «прекрасно знаю, что ты меня используешь, ну и используй на здоровье, пока я использую тебя», никто не может отрицать того факта, что Армения не столько рассчитывает на себя, сколько на Россию. И хотя у России у самой не все благополучно на Кавказе, отступать она не собирается, поскольку есть такой форпост, как Армения, — маленькое государство с большими амбициями. Несмотря на дискомфорт, который Армения испытывает в связи с отсутствием общих границ с Россией, она, кажется, уверена в том, что время идет в ее пользу. Откуда такая уверенность? Все оттуда же — от партнерства с Россией.

14 июня 2009 года в Москве на саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) было подписано соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), предполагающее собой план действий государств ОДКБ по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года. Спустя некоторое время  пронеслась информация о том, что Армения, будучи одной из участниц отмеченного военно-стратегического блока, может приступить к строительству двух военных баз на российской территории — в Дагомысе, Краснодарского края, и Дагестане. Россия и Армения, как и следовало, поспешили эти слухи развеять. Однако Азербайджану от этого не легче. Вероятность того, что это и вправду может случиться, достаточно велика.

«Кажется, или в ОДКБ с ума сошли, или в Армении. Скорее всего, я склоняюсь к последней версии. Армения умирает с голоду, там экономика разрушена, и спрашивается, на какие деньги она в Дагестане намеревается построить базу?» — заявил, узнав об этом, старейший азербайджанский политолог и активный критик российской политики на Кавказе Вафа Гулузаде.  Он «заботливо» предостерег  Армению от непродуманных шагов в сторону Дагестана, аргументируя это тем, что «северокавказские народы не любят армян», так как в Дагестане, в котором, оказывается, живет много азербайджанцев, может произойти такое, что «армянам мало не покажется». «На Северном Кавказе живут наши друзья, эти народы рассматривают Азербайджан как дружественное государство, на поддержку которого они могут всегда рассчитывать. Кабардинцы, кумыки, лезгины, адыги, чеченцы, ингуши, табасаранцы и другие — все они считают азербайджанцев братским народом, и каким умом Армения лезет в это пекло, просто уму непостижимо. Наверное, Россия хочет использовать армянских парней как пушечное мясо на Северном Кавказе. Если армяне потеряли голову, то флаг им в руки — Северный Кавказ станет для них адом», — сказал он.

В Азербайджане действительно сильны опасения, что Россия может снова направить на юг «антиколониальную» энергию горских народов, которую она сама некогда пресекла. Однако, выдавая желаемое за действительное, говорят о том, что эта энергия будет нацелена против армян. Аргументируются подобные взгляды уверенностью в том, что горцы помнят, как Армения помогала некогда России в экспансии народов Кавказа, но при этом упускается из виду действующая неприкрытая политика ассимиляции в отношении горцев в Азербайджане.

И хотя сказать с полной уверенностью,  что и как на самом деле думают горцы довольно-таки сложно, мы имеем возможность наблюдать редкий случай, когда и Армении, и Азербайджану могут оказаться весьма полезными симпатии дагестанцев. Но на фоне Азербайджана, где полицейские запрещают носить, продавать (штраф — 250 долларов) и «втаптывают в грязь» майки с надписями «Дагестан», Армения выглядит куда более выигрышно.

Рая нет, и ада не будет

Получившие в последнее время распространение геополитические карты, отображающие картину возможной трансформации Азербайджана, а далее и Закавказья, с образованием на ее территории новых независимых государств, являются плодом именно армянской фантазии. Впрочем, эти фантазии не беспочвенны. Армения удачно использует все известные азербайджанские просчеты, и не в последнюю очередь просчеты, которые Азербайджан допускает в отношении собственных граждан дагестанской народности — аварцев, лезгин и т. д.

Хотя, прямо скажем, горцы, наученные опытом и знающие собственную историю, вряд ли станут делать выбор в пользу одного из зол, будучи абсолютно увереными в том, что зла мало не бывает.

Одной из животрепещущих тем последних месяцев стала тема перспективы взаимоотношений Турции и Армении. Согласно совместному заявлению МИД Армении и Турции, страны согласились начать внутриполитические консультации по подписанным при посредничестве швейцарской стороны двум протоколам — «Протокол о налаживании дипломатических отношений между двумя странами» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Консультации продлятся в течение шести недель, аккурат до ответного визита президента Армении в Турцию на просмотр футбольного матча. Если он состоится. По их завершении будут подписаны два протокола, которые представят на ратификацию парламентов. Открытие армяно-турецкой границы планируется спустя два месяца после вступления документов в силу.

На роль локомотива активизации армяно-турецких отношений при беглом анализе происходящего вполне претендуют Соединенные Штаты Америки, которым было бы на руку вывести Армению, посредством Турции, из орбиты влияния России и в какой-то мере Ирана. Стоит думать, что решением только армянского вопроса США бы не ограничились.

Но Кавказ является регионом российского влияния и, пока не будет «российское добро», ничего из ряда вон выходящего здесь произойти не может, тем более с границами, которые лежат так, как некогда были удобны и угодны России. Заявления вроде того, что Россия предоставляет Армении возможность основать в Дагестане военные базы, могли появиться именно как намек для Турции, призванный надавить на принятие решения по вопросу открытия турецко-армянской границы. Это что-то вроде элемента «принуждения», который Россия применяет во благо Армении. Дело в том, что Армения не имеет выхода к морю, а она этого очень хочет.

Впервые за 16 лет после разрыва дипотношений Ереван и Анкара подписали документ, который в течение двух месяцев может открыть границу между двумя странами. Сгладив отношения с Турцией, Армения имеет все шансы выйти из изоляции, а будучи ничем не обязанной ни Грузии, ни Азербайджану, Армения ко всему прочему сможет говорить с ними на повышенных тонах и провоцировать их на дальнейшие просчеты (мягко говоря, дразнить). Это целесообразно уже потому, как усиление политической нестабильности в Грузии и Азербайджане помогает Армении укрепить статус претендента на то, чтобы заменить Грузию в качестве транзитной страны, а попутно претворить в жизнь свои мечтания о Великой Армении.

Армянские интеллектуалы время зря не теряют и любят полушутя, полувсерьез «помечтать» о создании Закавказской федерации со столицей в ослабевшем после пятидневной войны Тбилиси. Такая федерация, находящаяся под протекторатом России, должна, по их мнению, стать матрицей для Новой Великой Армении. Опасения вполне реальные, если учесть, что сегодня, несмотря на громкие заявления, Азербайджан и Грузия не могут не то что самостоятельно вернуть себе захваченные земли, но, более того, могут вдобавок потерять то, что осталось.

Это значит, что впору призадуматься о возможных за период до 2012 года неприятностях, от которых ни газом, ни нефтью уже не возможно будет откупиться. Начаться эти «неприятности» могут параллельно с попыткой России возложить на себя  миротворческие обязательства на постсоветском пространстве, если не сказать, что они для кое-кого уже начались в августе года минувшего.

Армения не забавы ради выделила в состав КСОР формирования войсковой направленности и сил специального назначения. Эти формирования находятся в пунктах постоянной дислокации и будут применяться в случае, если возникнет необходимость их задействования для выполнения конкретной задачи. Навыки поэтапно отрабатываются на совместных комплексных учениях (СКУ): первый был проведен 26—28 августа в Москве, в здании Объединенного штаба ОДКБ; второй состоится 19—28 сентября в Беларуси; третий — 2—15 октября в Казахстане. А на днях ОДКБ, по примеру НАТО, учредила институт, который будет заниматься сбором и обработкой информации и призван заняться анализом сложившейся ситуации и интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Москва будет добиваться международного согласия на то, чтобы постсоветское пространство в целом и Южный Кавказ, в частности, были признаны исключительно зоной интересов России, и хочет закрепить за ОДКБ функции, которые некогда выполняла известная из советского прошлого Организация Варшавского договора.

Накануне эволюции

Даже краткое изложение того, чем живет сегодня отдельно взятая Армения, позволяет нам сделать вывод о том, что Кавказ находится у порога очень значительных и весьма интересных событий, которые, по сути своей, являются эволюцией геополитического сознания. Идеей фикс армянского народа, в данном случае, является завуалированная идея о Великой Армении, сращенная ценой уничижения конкурентов на исторической арене. Такая идея помогает Армении в кристаллизации сознания, духовных сил и побуждает осмыслить собственную значимость, прежде всего перед лицом будущности армянского народа. Заботясь о себе самой, Армения невольно покушается, впрочем, не только на представление азербайджанцев об историческом прошлом Азербайджана, но также на прошлое Дагестана и дагестанцев. Если основательно покопаться, то Дагестан имеет гораздо больше оснований претендовать на тот же Карабах/Арцах, ставший сегодня из-за армяно-азербайджанской нездоровой конкуренции раковой опухолью Южного Кавказа. Но Дагестан ввергнут в пучину внутренней неурядицы, больше походящей на акцию по самоуничтожению. Куда уж там говорить о неком величии или мечтать о Великом Дагестане, подобно тому, как без комплексов предаются этому «на досуге» другие народы Кавказа. Нам не велено. Дагестан, если судить по тому, что нам о нем рассказывают взрослые, самостоятельно никаких решений принять не способен. Он и в состав России вошел не по собственной воле и выходить на историческую арену, даже умственно, кажись, по собственному разумению не может.

Хотя ничто не мешает народам Северного Кавказа вновь окинуть взором некогда принадлежавший ему Южный Кавказ или часть Южного Кавказа. При этом необязательно руководствоваться подсказкой Армении.

Источник: http://gazeta-nv.ru/content/view/2836/210/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *