Губернаторы лишаются не только полномочий, но и свободы. Четыре уже бывших губернатора: Хорошавин (Сахалин), Гайзер (Республика Коми), Белых (Кировская область), Александр Соловьев (Республика Удмуртия) сейчас находятся в СИЗО. Кто следующий? В конкурентной борьбе меняются правила игры. Коррупционеры не столь конкурентоспособны как раньше.
У местных элит и губернаторов нет такой свободы, и они не могут решать проблемы криминальными методами, как в девяностых. Но сажают не только из-за неэффективности и коррумпированности. Посадки – это еще и новый этап укрепления вертикали. Не все могут приспосабливаться к новой вертикали. И это не так просто.
И вертикаль не одна. Есть силовики, есть башни Кремля. На самом верху тоже продолжается конкурентная борьба между олигархическими группами, в том числе и борьба за регионы. Если бы не было баланса сил, в команде Путина, давно бы распорядились надеть наручники тому же Чубайсу и другим непопулярным в народе персонам. Строгой иерархии пока нет. И в такой ситуации на самом верху очень сложно назначить того или иного губернатора. Нужно учитывать не только профессиональные качества, но и преданность тому центру принятия решений, который назначает того или иного главу субъекта.
В сильных независимых государствах со сложившимися крепкими институтами главный критерий отбора – это преданность стране, а не лично какому-то политику. Человек, который не придерживается базовых ценностей страны, вообще не попадает на выборы. Но у нас в стране нет идеологии, и по Конституции, принятой не нами, иметь идеологию мы не имеем право. В отличие от развитых стран, в колониях большинство – это слуги, холопы, не имеющие права иметь свою точку зрения и свое мировоззрение.
А государственная идеология – это мировоззрение большинства. Выходит, у нас большинство не имеет мировоззрения, и его ничто не объединяет. Наоборот, нам навязывают разные течения и секты, которые разъединяют и сталкивают. Вообще, в стране не сформирован даже институт резервирования губернаторских кадров. Кадры подбираются методом тыка. В ситуации, когда губернаторами назначаются совершенно случайные люди, по случайному стечению обстоятельств, команда Путина начинает проводить осторожную селекционную работу по отбору людей, преданных государству и государю. В ситуации, когда разрушены государственные стержни, вертикаль нужна не столько Путину, сколько его преемнику, который должен будет продолжить государственное строительство, создание институтов, развитие реального сектора, укрепление обороноспособности, создание международных коалиций.
В СКФО регионы, где наиболее активно работают противники Путина и укрепления вертикали, – это Дагестан и Ставропольский край. Противостояние в высоких московских кабинетах сразу отражается в Дагестане и в других регионах, где представлены разные силы. Очень сложный выбор руководству страны предстоит сделать именно в Дагестане, где своих людей наверняка хотели бы видеть в кресле главы Сулейман Керимов, Зиявудин Магомедов, Алексей Кудрин и другие федеральные тяжеловесы. Муса Мусаев
Источник: http://www.budkav.ru