Девятая сессия Народного Собрания Дагестана выдалась богатой на критические высказывания со стороны его председателя. Первым делом, до голосования за повестку дня, Шихсаидов высказался в адрес отсутствующих представителей правительства республики.
«Сессия проводится в том числе и для них (членов правительства Дагестана. — «НД»), а не только для депутатов, которые и так в ней участвуют, разрабатывают законопроекты», — возмутился спикер. — Вот сегодня Гамидов командирован в Пятигорск, понятно. Карибов (первый вице-премьер правительства Дагестана. — «НД») участвует в заседании коллегии прокуратуры по вопросам состояния прокурорского надзора. Коллегия для Карибова важнее, чем сессия. Билал Омаров (вице-премьер. — «НД») командирован в Ростов-на-Дону для участия во всероссийском форуме продовольственной безопасности. Рамазан Джафаров участвует в заседании оперативного штаба пограничного управления УФСБ РФ по РД. Толстикова — выезд в Москву. Для чего — непонятно, не написано».
Шихсаидов предложил снять с повестки заседания «Правительственный час» и перенести его на следующий месяц, так как «здесь должны выступать премьер, его заместители, в редких случаях министры, заместители министров». Депутаты поддержали эту инициативу почти единогласно.
Затем все заслушали отчет о деятельности Счетной палаты Дагестана за 2016 год. С докладом выступил ее председатель Билал Джахбаров. Он озвучил немало любопытной информации о нарушениях в бюджетной сфере.
Так, при исполнении программы развития сельского хозяйства субсидии в виде грантов в сумме 25, 9 млн рублей на создание фермерских хозяйств и земельных животноводческих ферм были предоставлены с нарушением установленных требований. Ведомство установило факты того, что 48 начинающих фермеров из 23 районов республики после получения 51,4 млн рублей бюджетных средств сразу же прекратили свою деятельность.
Немало нарушений выявлено и в сфере деятельности бизнес-инкубаторов для малого предпринимательства. В 2015 году большая часть помещений, предоставляемых на льготных условиях бизнесменам, использовалась по факту сторонними организациями, то есть не по целевому назначению.
Установлены и нарушения в деятельности учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Дагестана. Так, Республиканское объединение социально-трудовой адаптации неправомерно осуществляло функции заказчика-застройщика. При этом на девяти объектах при помощи фиктивных документов незаконно было израсходовано 374,8 млн рублей.
Кроме того, в отдельных учреждениях, подведомственных Минобрнауки, на протяжении ряда лет эксплуатировали не внесенные в реестр государственного имущества здания и оборудование на сумму 425 млн рублей.
«Анализ республиканской инвестиционной программы показал, что не соблюдаются требования в части обеспечения принципа приоритетности финансирования незавершенных в строительстве объектов, а также нормативных сроков строительства, — продолжал Джахбаров. — При формировании перечня строек не в полной мере учитываются показатели нормативной обеспеченности населенных пунктов объектами социальной сферы и наличие объектов незавершенного строительства. Как следствие — более 320 незавершенных объектов с остаточной стоимостью в 24 млрд рублей, из них 272 объекта — с продолжительностью строительства более пяти лет. Несоблюдение нормативных сроков строительства приводит к дополнительным бюджетным расходам. В результате увеличения сроков строительства только на 62 объектах, начатых в 2008–2015 годах, удорожание в среднем составило 25 процентов (2 млрд рублей). Проверка также выявила, что в составе незавершенного строительства отражено 84 объекта, которые фактически были завершены, используются по назначению, но не были поставлены на кадастровый учет. Вследствие чего мы выявили недопоступление в бюджет дохода в виде налога на имущество. Объемы выявляемых неэффективных расходов бюджетных средств по-прежнему значительны. Одним из показателей подобных расходов является завышение стоимости выполненных работ и услуг, объемы которых составили более 59 миллионов рублей, увеличившись за год в два раза. Неэффективные траты в результате нарушений законодательства о торгах составили 540 миллионов рублей. Мы ранее акцентировали внимание на необходимости оптимизации бюджетных расходов, направляемых на содержание органов местного самоуправления. Однако избыточные расходы из-за несоблюдения нормативов расходов остаются значительными и составили 266 млн рублей».
После доклада между спикером парламента и председателем Счетной палаты республики состоялся диалог.
— Какова численность работников Счетной палаты Дагестана и не считаете ли вы, что нужно ее оптимизировать? — поинтересовался Шихсаидов.
— Численность работников Палаты — 106 человек, — ответил Джахбаров. — Мы внесли предложение сократить одного аудитора и одну из инспекций позже преобразовать в отдел.
— Мы проанализировали: на содержание счетных комиссий в районах и городах у нас предусмотрено в бюджете чуть более 107 млн рублей. А нарушений выявлено на 112 млн рублей. Тратим больше, а выявляем меньше? — подсчитал Шихсаидов. — Второй вопрос: при подготовке прогнозного плана приватизации Счетная палата рассматривает этот план?
— Там мы активное участие принимаем.
Сегодня, кстати, мы будем принимать законопроект, по которому будем исключать один из объектов из этого прогнозного плана. Речь идет о школе в Ленинском районе Махачкалы. Тогда ответьте, почему вначале включили часть этой школы под приватизацию, а сейчас мы ее исключаем? Почему это не заметили ни вы, ни другие органы, которые этим занимаются? (Речь идет о школе под названием «Центр для одаренных детей», бывшем турецко-дагестанском колледже. «Новое дело» освещало возникший три года назад конфликт между родителями учащихся колледжа и чиновниками из Министерства образования и науки Дагестана («Идет ущемление прав наших детей», «НД» от 8.09.2014; «Культура на останках образования?», «НД» от 23.10.2014. — «НД»).
Предложение по прогнозному плану приватизации готовит Министерство имущественных и земельных отношений Дагестана, и вопрос обсуждается на заседании правительства республики. Я, честно говоря, не могу сказать, но мы будем поддерживать этот вопрос.
— Вы не можете сказать, комитет, который готовит, или министерство не может сказать, а объект оказался там. Значит, был чей-то интерес. Хорошо, депутаты это заметили, изучили этот вопрос, встретились и с жителями этого района. Сегодня нам придется все поставить с ног на голову.
Еще один вопрос. На протяжении ряда лет мы арендуем различные помещения. Понятно, государство избавляется от непрофильных активов, реализует здания, сооружения, которые не нужны, не приносят пользы бюджету. Это и спортивные залы — в Махачкале таких залов сколько угодно. И аффилированные они, кстати. Но потом берем их же на содержание бюджета и тратим больше денег, чем тратили до того. Почему в Счетной палате не замечают этого? Для чего продавать, а потом брать в аренду и платить большие деньги? Зачем загружать бюджет?
— Я согласен с постановкой, будучи министром финансов я столкнулся с этим вопросом. Вначале было предложение отменить аренду, не выделять на эти цели деньги. Но учитывая то, что не хватает спортзалов во многих городах и муниципальных образованиях…
— Все понятно, почему они дорожают?
— Если будут поручения, мы займемся, Хизри Исаевич.
— Это без поручений вы должны видеть и замечать, это ваша основная работа. Оптимизировать бюджет, направить эти деньги на повышение заработной платы учителей, медикам, на детей тратить. Разберитесь.
Последовали вопросы. Депутат Мухтарпаша Умаханов попросил, чтобы перед принятием бюджета депутаты «видели программы по разным направлениям», приведя в пример затруднения с получением информации о газификации одного из сел.
Ему ответил вице-премьер правительства Дагестана Раюдин Юсуфов: «На стадии формирования каждой государственной программы мы отправляем проект в отраслевой комитет на согласование. Что касается вопроса газификации, последние три года из республиканского бюджета средства на газификацию практически не выделяются, и если финансовая ситуация останется такой же — не будут выделяться. Нет денег. Финансирование производится только по объектам, которые софинансируются из федерального бюджета».
«За более чем четырехлетний срок, что я работаю в Народном Собрании, не получал ни одной жалобы на работу Счетной палаты, — продолжил критиковать ведомство председатель Народного Собрания республики. — Это что за орган такой, который делает только хорошее, приятное? Вы идете проверять исполнение бюджета, у вас более ста человек работает. Надо более результативно работать. Имея в бюджете, в доходной части, почти 90 млрд рублей, находить какие-то копейки… Правоохранительные органы находят намного больше. Вообще, надо аттестовать ваши кадры, оптимизировать вашу структуру. По-моему, очень много людей у вас работает. Я приду на очередную вашу коллегию, поставим ряд задач перед вами. А потом проинформируете на очередной сессии Народного Собрания, какие меры предпринимаете. Мы должны совершенствоваться».
С проектом закона «О регулировании земельных отношений в РД» выступила председатель комитета парламента по аграрной политике и природопользованию Асият Алиева. Законопроект приняли во втором, промежуточном чтении. Как объяснил спикер парламента, законопроекты, касающиеся земель, будут принимать ориентировочно поэтапно, в четырех чтениях. В ходе первого чтения проекта в него поступило 43 поправки, и, судя по всему, изменения еще будут.
Во втором, окончательном, чтении приняли депутаты проект закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований РД государственными полномочиями РД по организации проведения на территории Республики Дагестан мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О ветеринарии»». Автором законопроекта выступил глава республики Рамазан Абдулатипов. Всего, согласно проекту, планируется потратить 168 млн рублей на организацию отлова безнадзорных животных, стерилизации, лечения и, если понадобится, их умерщвления. Стоимость временного проживания безнадзорных животных в специальных приютах в 2017 году обойдется в шесть с половиной миллионов рублей. Против принятия законопроекта во втором чтении выступило семь депутатов.
Проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Республике Дагестан» — докладчиком по этой теме выступил министр здравоохранения Дагестана Танка Ибрагимов.
Последние изменения в этот Закон вносились в 2008 году, — отметил он. — В большинстве регионов РФ такие изменения внесены и приняты. Таким образом, нормативная и правовая база в республике в области оказания противотуберкулезной помощи населению и предупреждения распространения туберкулеза нуждается в приведении ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
Депутат Государственной Думы Гамид Аскерханов поинтересовался у Ибрагимова, какая в республике динамика заболеваемости туберкулезом: «Мы уже 20 лет строим республиканскую туберкулезную больницу. Каковы перспективы завершения строительства?»
— Минздрав РД в последние годы все время обращался в правительство РД с вопросом о необходимости улучшения обеспечения туберкулезных больных в республике, — ответил министр. — С прошлого года впервые за много лет внесены изменения по улучшению лекарственного обеспечения и питания больных туберкулезом. В связи с этим динамика количества больных в республике не увеличивается. В нашей республике огромное количество запущенных форм туберкулеза, которые нуждаются в дополнительном лекарственном обеспечении. Главой республики сейчас дано указание на дополнительное обеспечение лекарствами этой категории больных. Мы — единственная республика, у которой нет республиканской противотуберкулезной больницы. Сделан огромный объем работы, этот вопрос курирует Минэкономики. В 2018–2019 годах планируется окончание строительства больницы.
— Надо не число больниц увеличивать, а уменьшать сроки нахождения больных в стационаре, то есть лечить эффективнее, — возразил Шихсаидов. — И потом — название больницы ничего не означает. В Буйнакске есть большая больница. От того, что она не республиканская, а буйнакская, какая разница?