Общественное обсуждение проекта Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, представленного Министерством РФ по делам Северного Кавказа, проводится в течение 30 календарных дней и завершится 2 апреля 2017 года.
Проект документа подготовлен во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина по итогам совещания с членами правительства РФ 12 октября 2016 года.
Как сообщает пресс-служба министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, главной задачей стратегии является интеграция российских портов на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел Каспийского бассейна. Предусмотрено развитие действующих портовых мощностей и строительство нового морского порта на территории Республики Дагестан, развитие автомобильных и железнодорожных подъездов к морским портам.
Из трех функционирующих в бассейне Каспийского моря российских портов (Махачкалинский морской торговый порт, порт Оля (Астраханская область), Астраханский порт) оптимальной узловой площадкой может стать Махачкалинский морской торговый порт.
Реализация данного проекта позволит создать в Республике Дагестан новые инфраструктурные и промышленные объекты, включая: транспортно-логистический и сервисный центр, объединяющий транскаспийский и западный маршруты транспортного коридора из Индии в Европу; инфраструктуру судоремонта и судостроения; модернизацию машиностроения; производства изделий и конструкций из композитных материалов; коммерческий грузовой и рыбный порт с рыбопереработкой; инновационный биотехнологический кластер и т.д.
Реализация стратегии включает три этапа.
На подготовительном (2017-2019 годы) планируется разработка соответствующей нормативно-правовой базы, формирование единой системы административного управления проектами, проведение проектных работ по строительству нового глубоководного порта в Республике Дагестан.
На основном этапе (2020-2025 годы) должна быть запущена первая очередь глубоководного порта в Дагестане. Запланировано построить новые грузовые морские судна для реализации перевозок в Каспийском море. Особое внимание будет уделено развитию транскаспийской международной торговли. Перспективный этап (2026-2030 годы) предусматривает формирование Стратегии развития российских каспийских портов на очередной долгосрочной период. Планируется проработка вопроса о строительстве второй очереди морского порта на территории Республики Дагестан. Ожидается, что реализация проекта по созданию Каспийского транспортно-логистического комплекса будет способствовать не только развитию российских прикаспийских территорий, но обеспечит рост отечественной экономики в целом, укрепит позиции России на Южно-азиатском направлении.
С проектом «Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне» можно ознакомиться «Российское судоходство».