Дагестанский предприниматель Фридон Шахпазов решил построить в селах школы на средства своей семьи и тем самым вызвал подозрения у правоохранительных органов. Сразу после начала строительства на предприятие ОАО «СМУ-5», генеральным директором которого является Шахпасов, нагрянули ревизоры. Вот уже четыре года одна комиссия сменяет другую, а бизнесмен доказывает всем, что он не мошенник.
ОАО «СМУ-5» занимается госзаказами. Строительство школ, уверен бизнесмен, вызвало у представителей силовых структур подозрения, что в его организации происходит хищение бюджетных средств. Сейчас предприятие остановилось, новые заказы «СМУ-5» не принимает, чтобы не давать лишний повод для очередных изнуряющих проверок.
Дагестанский журналист Алик Абдулгамидов на форуме ОНФ рассказал президенту России о злоключениях предпринимателя. Путин дал поручение главе Республики Дагестан Рамазану Абдулатипову разобраться в ситуации до 1 июля. Изменилось ли что-нибудь после поручения президента? Об этом Шахпазов рассказал в интервью корреспонденту КАВПОЛИТа.
— Что побудило вас начать строительство школ в селах Бильбиль и Приморск?
— Около пяти лет назад в двух классах Бильбильской школы обвалились перекрытия вместе с крышей. И за полтора месяца до начала учебного года ко мне обратились глава Магарамкентского района Мусафенди Велимурадов, начальник управления образования района, директор школы и глава села Бильбиль с просьбой помочь отремонтировать эти классы и кровлю до первого сентября.
Когда мы начали ремонтировать школу, я заметил, что все там было прогнившее, пришло в негодность, поэтому лучше построить школу заново. Ведь даже после ремонта двух классов, через какое-то время опять крыша может рухнуть.
На мою рекомендацию построить новую школу Велимурадов мне ответил, что это было бы хорошо, но средств нет. До первого сентября мы все отремонтировали.
Угол старой Бильбильской школы и новое здание
Я сам учился в этой школе, поэтому предложил – я начну строительство на свои средства, а администрация мне поможет. Село Бильбиль – это дом деда, а в Приморске у меня дом, где я обычно останавливаюсь. Эти два села мои родные, поэтому мне нужно было построить две школы в двух селах.
После этих разговоров прошел год, все уже забыли про это, а я решил, что начну строительство потихонечку, а там будет видно. В худшем случае, думал, что строительство просто затянется.
Проектирование и строительство двух школ начали одновременно, в конце 2012 года мы уже возвели фундаменты школ. Было тяжело, но на сегодняшний день Приморская школа уже почти готова к эксплуатации. К первому сентября мы планируем ее сдать.
— То есть строили вы школы только на свои средства?
— Да, некоторые СМИ пишут, что строит эти школы «СМУ-5». Это не так. Я директор СМУ-5, но строили школы на личные средства моей семьи. А «СМУ-5» – это акционерное общество, которое работает, чтобы получать прибыль, и средства организации могут быть использованы на благотворительность только с разрешения совета директоров.
С денег, которые моя семья перечисляла на строительство школ, мы оплачивали налоги, с зарплат перечисляли НДФЛ, поэтому у нас в этом вопросе все прозрачно. Школу в Приморске мы государству передаем безвозмездно.
Школа в Приморске
А школу в Бильбиле у меня нет возможности безвозмездно передать. И мы хотим, чтобы государство нам помогло закончить строительство, и возместило затраты на эту школу. Потому что это государственная программа, и государство обязано строить школы.
Мы хотим, чтобы нас включили в эту программу. Об этом были устные договоренности и с министерством экономики, и с правительством республики.
В Приморске нам пришлось перестраивать построенное нами здание. Сначала мы построили школу на 140 учащихся, когда школа уже была готова к эксплуатации, меня попросили переделать проект – сделать школу на 100 учащихся и детский сад на 50 детей.
За полтора месяца мы сделали садик и сдали объект. Эту работу нам оплатили сразу. Но чтобы закончить школу, нам пришлось возводить еще один корпус, а это дополнительные затраты. На все строительные работы в двух школах уже потрачено 195 миллионов рублей.
— Через какое время после начала строительства к вам нагрянули проверки?
— С 2012 года начались проверки в ОАО «СМУ-5», несмотря на то что средства организации в строительстве задействованы не были. А придраться к происхождению денег моей семьи, которые были затрачены на строительство, было невозможно, так как я заранее был готов и подготовил всю документацию.
Фридон Шахпазов
Единственное, на что могли давить, это на «СМУ-5», место моей работы. Потому что там в основном госзаказы и спецобъекты. Вот и терроризировали все эти годы наше предприятие.
— Как эти проверки отразились на работе организации?
— Сорок процентов времени я занимался производством, а остальное время – отписками и доказывал, что не вор.
Я не против проверок, пусть проверяют, все документы в их распоряжении. Но не так комплексно – одна проверка закончилась, приходят из другой структуры проверять и так круглый год.
Я не понимаю, ну зачем мне заниматься хищением бюджетных средств и строить на эти деньги школы?
— Кто именно к вам приходил с проверками и сколько их было за эти годы?
— Все правоохранительные органы, все службы, даже Центр по противодействию экстремизму. Около 15 проверок было за период с конца 2012 и начала 2013 года. И за следующие два года было 20 проверок.
Два раза проверяла Счетная палата, проверяли Росфиннадзор РФ, Росфиннадзор Ростовской области по заданию ФСБ России. Правда, к этим структурам у меня нет претензий, так как они обязаны проверять.
Приехали из северокавказского управления по борьбе с экономическими преступлениями. Провели экспертизу без наших представителей и составили акт о том, что в результате проверки было выявлено хищение бюджетных средств на сумму 53 миллиона рублей.
Потом я больше двух лет доказывал, что это не так – и доказал. Сначала была одна судебная экспертиза, затем другая, третью судебную экспертизу УБЭП Дагестана организовали. Я сказал – если они уверены в хищении, то пусть подают в суд, там мне достаточно будет пары слов, чтобы доказать, что это неправда.
В акте северокавказского УБЭП написали, что контрольный обмер объекта, площадь которого 15 гектаров, произвели за шесть часов. Но это физически невозможно.
К примеру, когда поручили другим экспертизам провести проверку – одна экспертиза работала пять месяцев, другая – восемь. Закончилось все тем, что Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело.
Мне все знакомые и друзья говорят: «Зачем тебе это было нужно, лучше бы построил два банкетных зала, две-три заправки, получал бы деньги, ездил бы по заграницам». Но я так делать не хочу, моя выгода — это если в моих родных селах будут школы.
— Это правда, что в результате бесконечных ревизий лишились работы большинство сотрудников?
— Основной состав ОАО «СМУ-5» – 145 человек. Когда бывают отделочные работы, мы нанимаем мастеров и оформляем трудовые договоры с ними на год.
В конце 2015 года мы сдали объекты, год закончился, и я не стал брать другие объекты, поэтому и не продлевал контракт с людьми. Автоматически около 350 человек у нас лишились работы.
Сейчас ситуация такова, что эти проверки идут до сих пор, компания стоит, новые заказы мы не берем, так как работать в такой обстановке больше невозможно.
Спортзал и столовая в Приморской школе
Когда в 2008 году в стране был кризис, наша компания этого не почувствовала, мы отлично работали. Несмотря на санкции и новый кризис, наши показатели из года в год только улучшались.
Но показатели за 2016 год будут в десять раз хуже, чем в предыдущие годы. Мы только начинаем работать на каком-то объекте, нас сразу проверяют. Из-за этого сотрудники постоянно отвлекаются, я сам тоже все время на нервах, на запросы нужно отвечать, вызывают куда-то, бегаю и доказываю, что я не верблюд. Есть предел, когда уже дальше терпеть нет сил.
— Как вы планируете действовать дальше, что будет с компанией ОАО «СМУ-5»?
— Будем ждать лучших времен. Возможно, переедем. Я не хочу, чтобы «СМУ-5» уничтожили. Компания работает уже 55 лет, у организации есть свои традиции, свой коллектив, с которым мы многое пережили, и просто так сдаваться никто не будет.
Я же планирую завершить строительство школ. Надеюсь, что государство поможет достроить школу в Бильбиле. После этого можно и уйти на пенсию.
— После того как о вашей проблеме узнали многие, в том числе президент страны, на вас оказывалось давление?
— Пока я этого не заметил, но и проверки не заканчиваются. Нам говорят, что, когда работаешь с бюджетными средствами, проверки – это обычное дело. Но мы работали и в других регионах страны, и такого, как в нашей республике, там не было.
— Вы ощутили, что как-то выполняется поручение Путина главе республики разобраться в этой истории?
— Ну, меня вызвали в прокуратуру, поговорили. Там мне сказали, что нужно было обратиться к ним, они бы нас защитили. Но ведь я обращался и к уполномоченному по правам предпринимателей, и к главе республики, они ничего не смогли сделать.
— У вас есть версии, как будут развиваться события?
— Я уверен, закончится все тем, что весь шум уляжется, и на меня вновь начнут оказывать давление. Многие заказы перестанут поручать нашей компании.
Но есть работы, которые кроме «СМУ-5», никто в Дагестане выполнять не может. Например, подводно-технические и дноуглубительные работы выполняет в республике только наше предприятие.
Кроме того, мы строим жилые дома по спецзаказам, школы, детские сады, промышленные здания. Чуть ли не весь старый Каспийск, более пятидесяти процентов заводов – «Дагдизель», «Каспийский завод точной механики» – построила наша организация.
Я горжусь тем, что создал с нуля участок подводно-технических работ в «СМУ-5», раньше эти работы выполняли организации из других регионов. И делали это на сорок процентов дороже, чем мы сейчас.
Поэтому наша служба нужна республике. И мы подождем, когда это поймут.