Саксофон в его руках — то грустный романтик, вспоминающий ушедшую любовь, то веселый друг на свадьбе, то нежный соблазнитель, то мудрый старец, знающий тысячи историй. Где бы этот музыкант ни появлялся, будь то концертный зал, ресторан или частная вечеринка, его музыка всегда приковывает внимание, находя тропинку даже к тому, чье сердце, казалось, зачерствело навсегда. Корреспондент «ДП» встретился с одним из самых известных и востребованных музыкантов республики – заслуженным артистом Дагестана, саксофонистом Гаруном Юсуповым.
— Почему именно саксофон так сильно воздействует на людей? — Секрет очень простой. Из духовых инструментов саксофон самый приближенный к человеческому голосу. На нем можно разговаривать, интонировать. Может, именно это нравится людям и делает этот инструмент таким популярным в мире. Саксофон звучит ненавязчиво, мягко, вкрадчиво. Он легко может задать настроение, атмосферу в кафе или на мероприятии. — Со стороны кажется, что вы не прикладываете особых усилий. — На самом деле играть на саксофоне — тяжелый труд. Попробуйте шарик надуть два-три раза, у вас голова закружится. В плане энергетических затрат духовики сродни спортсменам – организм быстро изнашивается. В процессе обучения, конечно, привыкаешь к таким нагрузкам, но все равно работа нелегкая. Не зря государство отправляет духовиков на пенсию в 45 лет. — А это правда, что саксофонисты дышат как-то иначе? — Да, во время обучения идет постановка специального дыхания – воздух набирается в брюшную полость, а не в легкие. Это, кстати и для здоровья очень полезно. — Расскажите о вашем инструменте. Много хлопот с ним? — Саксофон японской фирмы «Ямаха». Инструмент хороший, три ему года. Среди музыкантов эта модель считается работягой: сделана настолько качественно, что не доставляет хозяину хлопот. Играет в любом состоянии. Но вообще для окраски звука важен не столько сам саксофон, сколько мундштук. Его я ездил выбирать в Москву, перепробовал около десяти разных, прежде чем звук понравился. Подобрал в цвет саксофона — золотистый. Играть на нем – одно удовольствие. — Когда говорят о дагестанских саксофонистах, невольно вспоминаешь вас. Складывается ощущение, что вы единственный в Дагестане. Это так? — Нет, я единственный профессиональный саксофонист. Есть и другие, но они закончили училища, и то как кларнетисты. Затем освоили саксофон как родственный инструмент и работают на нем на концертах. Хотелось бы, конечно, чтобы была здоровая конкуренция. — У Спивакова гастрольный график расписан на два года вперед, а у вас? — У меня такого графика нет. Даже если приглашают на свадьбы, дни рождения, то это не так часто, как может показаться, максимум 5-6 раз в месяц. Я работаю в Ансамбле песни и пляски Пограничного управления ФСБ России по Дагестану, а именно в военно-духовом оркестре. Но бывает, что Министерство культуры республики приглашает выступить на приемах Главы республики, на концертах с эстрадно-джазовым оркестром. Не так давно играл на праздничном банкете по случаю юбилея в Дербенте. — Как люди узнают о вас? — По цыганской почте. Я сам себя не рекламирую, даже визиток нет. Бывает, что из других городов республики узнают обо мне и приглашают поиграть на дне рождения. Люди сейчас немного устали от «лезгинок», хотят просто приятной, спокойной музыки. — Слышал, что вы готовите первый сольный концерт. Каким он будет? — Меня уже лет пять спрашивают о сольнике, а я все обещаю. И вот в этом году появилось окно между концертами. Да и мне самому хотелось подвести некоторый итог работы в оркестре. Когда приезжали Дебора Дэвис, Диан Противи, Джейми Дэвис и разные коллективы, меня приглашали на их концертах выступить соло. И таких номеров накопилось достаточно, чтобы сделать собственный сольник. Планируем провести его в начале ноября. Будет инструментальная музыка – джаз, баллады, свинг, джаз-рок, фанк, блюз. На сцене со мной будут играть эстрадно-симфонический оркестр и квинтет, в который я вхожу. — Как пришла идея собрать группу? — Мы давно планировали создать в Махачкале альтернативу обычной ресторанной музыке – эстраде, шансону, сделать джазовое направление. Так появился квинтет «Вейнерский сад». Группа инструментальная — рояль, барабаны, бас-гитара, труба, саксофон. Наш джаз-бэнд существует уже около года. Играем традиционный джаз, кул-джаз, хот-джаз, свинг, баллады. Заумного авангарда у нас нет, исполняем то, что на слуху у более-менее продвинутых слушателей — «Опавшие листья», например. — Играть в группе приятнее, чем одному или в оркестре? — Не только приятнее. При живой игре в коллективе происходит профессиональный рост музыканта. Ты становишься более дисциплинированным, развивается фантазия в плане импровизации. Если в оркестре можно огрехи спрятать, что-то недоиграть, тут нас пять человек, и каждый должен выдать свой уровень на 100%, иначе музыки не будет. Прятаться не за кого. Люди видят, чего ты на самом деле стоишь как музыкант. — На концертах гастролирующих звезд джаза зрители особенно ждут ваше соло и виртуозную импровизацию. Где вы этому научились? — Дилеммы, чем заниматься в жизни, у меня не было. Я начал играть с 8-9 лет, когда меня отдали в ансамбль «Джигитенок» в Каспийске. Руководитель дал мне маленькую блок-флейту: «На, — сказал, — дуди». Когда заметил, что получается, отдал в музыкальную школу. Вкус к джазу мне привили еще в Каспийске. А импровизацией я начал заниматься, когда уехал учиться в Ростов в консерваторию. До этого на саксофоне вообще не играл. — С кем бы хотели сыграть на одной сцене? — Мне в этом смысле повезло. Когда я работал во Владикавказе в казино, крупнейшем на Северном Кавказе, туда приезжали мировые звезды — Пенкин, Лепс, группы «Ten sharp», «Boney M». Один раз даже посчастливилось играть джем-сешн с «А-Студио». Когда ты играешь с сильным музыкантом, начинаешь к нему подтягиваться, мобилизуешь все силы, чтобы не отстать. — Есть разница – играть на концерте или когда ваше выступление звучит фоном в ресторане? — Конечно. Отличие и в психологическом плане, и в подаче звука. Но для музыканта играть в любом случае полезно, будь то концертная площадка, ресторан или пляж. Ты держишь форму, которую набрал за годы обучения. — У вас как у успешного музыканта интересно спросить: каких принципов придерживаетесь в жизни и в работе? — Чем человек профессиональнее, чем интеллектуально развитее, тем он должен быть проще в жизни, в отношениях с людьми. С каждым годом понимаю это все больше. Если есть в человеке что-то наносное, то это сразу видно в общении – в снобизме, в посторонних фразах. И я никогда не вступаю в споры – бессмысленно доказывать человеку то, чего он не понимает сам. Доказываю я тем, что каждодневно профессионально стараюсь выполнять свою работу. Это трудно, батарейка иногда садится, а музыканту нужна подзарядка, чтобы выдать эмоцию. — Что вдохновляет в таких случаях? — Во-первых, любимая работа. Я устаю, да, но получаю удовлетворение от того, что моя игра нравится людям. И это вдохновляет меня на следующее выступление. А вообще, чтобы отдохнуть, у меня, как у любого человека, есть хобби. Я очень увлекаюсь рыбной ловлей. И как только выдается выходной – удочки в машину и на берег моря. Посидишь полдня, и любая усталость выветривается из тебя. А если клев стоит, так еще и рыбы наловишь.