«Сумма» встанет на новые рельсы. Зиявудин Магомедов может определенно выиграть от ухода Якунина с поста главы РЖД

Недавняя смена руководства РЖД открывает большие возможности перед влиятельным дагестанским бизнесменом Зиявудином Магомедовым, основателем группы «Сумма», у которого были весьма сложные отношения с прежним президентом железнодорожной компании Владимиром Якуниным.

Сегодня «Сумма» начала ряд крупных проектов на Дальнем Востоке, нацеленных в том числе на развитие транзитных перевозок между Европой и Юго-Восточной Азией, и успех этих начинаний во многом будет зависеть от эффективности взаимодействия с РЖД.Зиявудин Магомедов был одним из первых крупных российских бизнесменов, кто открыто прокомментировал отставку Владимира Якунина. Уже на следующий день после того, как 20 августа президент Владимир Путин освободил главу РЖД от занимаемой должности, Магомедов в интервью телеканалу «Дождь» назвал это событие «позитивной переменой для отрасли» и «своевременным решением».

При этом глава «Суммы» не скрывал, что связывает большие надежды с новым президентом РЖД Олегом Белозеровым. «В транспортной отрасли он очень давно, человек он очень профессиональный, ситуацию знает, и с точки зрения сегодняшнего рынка, когда проектов больше, чем денег, я полагаю, что такой человек, как Белозеров, может очень трезво относиться к инвестпрограмме РЖД», – заявил Магомедов.

Завышенные инвестиционные аппетиты – это действительно главный пункт критики в адрес Владимира Якунина со стороны не только частного бизнеса, но и руководства госкомпаний. Бывший президент РЖД всегда славился умением выбивать из бюджета заоблачные суммы на железнодорожные проекты, что неизменно раздражало людей, не настолько вхожих в круг высшего руководства страны.

Последний пример из этой серии – строительство 18-километрового участка на границе Воронежской и Ростовской областей в обход Украины, по территории которой проходит небольшой отрезок российской железной дороги.

Этот проект стоимостью 55 млрд рублей родился у руководства РЖД практически сразу после начала гражданской войны на Украине в прошлом году и незамедлительно получил господдержку, а в нынешнем году строительство дороги началось.

Померялись пакетами

Это увлечение РЖД мегапроектами с непрозрачной стоимостью особенно не устраивало тех российских бизнесменов, чьи компании в высокой степени зависят от железнодорожной инфраструктуры. «Сумма» в качестве одного из ключевых акционеров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) столкнулась с этим, когда РЖД постоянно откладывали строительство ветки к входящему в Группу НМТП Приморскому порту в Ленинградской области. Именно этот эпизод Зиявудин Магомедов припомнил «товарищу Якунину» в интервью «Дождю», заметив, впрочем, что никаких личных претензий здесь нет.

твитнуть цитатуотправить в vkontakteВозможно, глава РЖД держал зуб на Магомедова за то, что именно «Сумме» пополам с государственной АК «Транснефть» контрольный пакет НМТП
Для Приморского порта – одной из главных российских нефтяных гаваней на Балтике – вопрос расширения подъездных путей действительно был принципиальным: появление железнодорожной магистрали позволило бы увеличить грузооборот порта на 30 млн тонн в год.

Еще в 2011 году вопрос об этом был решен на уровне российского правительства, которое внесло в уставный капитал РЖД 7,5 млрд рублей на строительство ветки к Приморскому порту. Однако Владимир Якунин выступил за альтернативный проект – подведение к железной дороги к соседнему порту Усть-Луга, конкуренту Приморска.

Возможно, глава РЖД держал зуб на Зиявудина Магомедова за то, что именно «Сумме» пополам с государственной АК «Транснефть» в начале 2011 года достался контрольный пакет НМТП. РЖД, имевшие в Новороссийском порту небольшой пакет акций через пенсионный фонд «Благосостояние», давно строили планы по увеличению своей доли в НМТП. И до, и после перехода контроля над портом к «Сумме» и «Транснефти» Росимущество неоднократно анонсировало продажу 20-процентного госпакета акций, и РЖД неизменно называли в числе главных претендентов на обладание им. Однако пакет так и не был приватизирован.

твитнуть цитатуотправить в vkontakteFesco имела разрешение ФАС на консолидацию 100% акций «Трансконтейнера», однако приватизация пакета, принадлежавшего РЖД, так и не состоялась
Шанс взять полноценный реванш Владимиру Якунину представился уже в скором будущем, когда ему удалось заблокировать продажу принадлежавшего РЖД контрольного пакета акций ОАО «Трансконтейнер» – компании, которой принадлежала половина всех контейнерных перевозок по железным дорогам России. Одним из главных претендентов на пакет считалась именно «Сумма», одновременно строившая масштабные планы по наращиванию контейнерных перевозок через Новороссийск и Балтийский контейнерный терминал, также входящий в группу НМТП.

В этой истории Владимир Якунин переиграл Зиявудина Магомедова, что называется, «на классе», потому что амбициозный дагестанский бизнесмен не только уступил в борьбе за «Трансконтейнер», но и влез в немалые долги. В 2012 году «Сумме» пришлось занять 800 млн долларов у иностранных банков, чтобы приобрести у группы «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова контрольный пакет акций компании Fesco, владельца Дальневосточного торгового пароходства.

Fesco имела разрешение ФАС на консолидацию 100% акций «Трансконтейнера», однако приватизация пакета, принадлежавшего РЖД, так и не состоялась – вместо этого РЖД затеяли создание на базе «Трансконтейнера» единого транспортно-логистического оператора. Говорят, чтобы решить этот вопрос, Владимиру Якунину достаточно было просто поговорить с Владимиром Путиным.

Секреты «шубохранилища»

Конфликтные ситуации вокруг дороги к Приморскому порту и приватизации «Трансконтейнера» позволили многим наблюдателям называть Зиявудина Магомедова в числе главных недоброжелателей Владимира Якунина. Актуальности «хит-параду» недругов президента РЖД добавляла его несостоявшаяся отставка в июне 2013 года, когда ряд информагентств получили об этом сообщение с подставного адреса на домене российского правительства и тут же выдали его в эфир.

Эта информация была опровергнута всего через полчаса, но определенно свидетельствовала о наличии у Якунина весьма жестких оппонентов. Практически сразу к атаке на Якунина подключился блогер Алексей Навальный, сообщавший о наличии у президента РЖД и его сыновей офшорных активов. Именно тогда в активное употребление вошло слово «шубохранилище» – якобы именно такое помещение имелось на даче Якунина, обнаруженной сетевыми активистами в Подмосковье.

Непростые времена в тот момент переживал и Зиявудин Магомедов. В начале 2013 года в НМТП произошел корпоративный конфликт между ключевыми акционерами после того, как «Транснефть» обвинила «Сумму» в несоблюдении условий их соглашений и в повышенном внимании к контейнерным грузам в ущерб наливным. Против приглашенного «Суммой» гендиректора порта словенца Радо Антоловича было возбуждено уголовное дело.

Тогда же был публично лишен всех государственных регалий двоюродный брат Зиявудина Магомедова – председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов. После резкой критики со стороны Владимира Путина за срыв строительства олимпийских трамплинов в Сочи ему пришлось покинуть Россию.

Все эти истории однозначно связывались с рокировкой в федеральном центре: после возвращения Владимира Путина в Кремль близкие к нему главы госкомпаний начали атаку на бизнесменов, входивших в круг Дмитрия Медведева. Зиявудина Магомедова, однокурсника вице-премьера Аркадия Дворковича, всегда считали человеком из этой «обоймы».

Дальневосточный разворот

Но условной группе Медведева за последние пару лет удалось не только отбиться, но и укрепить свои позиции. Первые признаки скорых перемен в РЖД появились в конце июня, когда именно Аркадий Дворкович был назначен председателем совета директоров железнодорожной компании.

Еще недавно представить подобный кадровый ход было довольно сложно, но такой поворот событий стал однозначным сигналом, что «тучные» времена для РЖД кончаются. И одновременно подтвердил обоснованность версии, что «копали» под Якунина именно в правительстве, недовольном неумеренными аппетитами железнодорожников.

С этой точки зрения, неслучайной была и кандидатура нового президента РЖД Олега Белозерова, шесть лет проработавшего в Министерстве транспорта РФ – сначала при Игоре Левитине (ныне советнике президента РФ), а затем и при нынешнем министре Максиме Соколове. Кроме того, Белозерова называют человеком, имеющим хорошие связи с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами.

С бизнесом Ротенбергов у Зиявудина Магомедова несколько лет назад тоже было довольно острое пересечение, когда компания «Стройновация», входящая в «Сумму», стала победителем конкурса на строительство железной дороги Кызыл – Курагино в Тыве стоимостью почти 50 млрд рублей в рамках проекта освоения Элегестского угольного месторождения. Главным претендентом на этот крупный подряд считалась компания «Траннстроймеханизация», входящая в «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, но она не была допущена к конкурсу, хотя выставила предложение существенно дешевле, чем структура «Суммы».

Однако в контексте назначения нового президента РЖД бизнес-интересы Ротенбергов и Зиявудина Магомедова как никогда совпадают. Дело в том, что холдинг Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» приступил к работе по строительству моста в Крым, а скорость реализации этого проекта напрямую зависит от пропускной способности Северо-Кавказской железной дороги. В равной степени в этом заинтересована и «Сумма», поскольку именно пропускная способность железных дорог юга России в значительной степени определяет грузооборот Новороссийского порта.

Еще в прошлом десятилетии РЖД начали реконструкцию ветки, соединяющей Волгоградскую область и Краснодарский край (через Сальск и Тихорецк) с обходом Краснодарского железнодорожного узла, которая должна была облегчить доставку грузов в порты Азово-Черноморского бассейна. Стоимость этого проекта вполне в духе эпохи Якунина – порядка 88 млрд рублей, но реализация его шла довольно медленно.

Теперь же можно предположить, что строительство этой магистрали ускорится, равно как и развитие железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове, где также идет строительство крупного порта и моста в Крым.

Смена руководства РЖД может серьезно способствовать развитию проектов «Суммы» и на другом конце страны – на Дальнем Востоке. В начале этого года группа Зиявудина Магомедова начала в Приморском крае проект по развитию транспортного узла «Восточный — Находка», включающий также строительство угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год и железнодорожных подходов.

Также «Сумма» планирует построить в Приморье новый порт Зарубино грузооборотом 60 миллионов тонн в год. «Дальний Восток – наше все», – заявил Зиявудин Магомедов в недавнем телеинтервью.

В конечном итоге, эти проекты направлены на превращение России в транзитный коридор между Юго-Восточной Азией и Евросоюзом, а на этом направлении, несмотря на множество разговоров, РЖД пока похвастаться нечем.

Достаточно вспомнить, что за те годы, что главой компании был Владимир Якунин, наши соседи – Казахстан и Азербайджан – смогли наладить в обход России собственный трансазиатский маршрут (первый контейнерный состав по нему в начале пришел в Баку через казахский порт Актау). Тем временем многие громкие инициативы РЖД по развитию международных коридоров так и остались на бумаге.

Для нового президента компании здесь открывается немалый фронт работ, и группе «Сумма» наверняка найдется в этих работах достойное место. В том же интервью Зиявудин Магомедов заметил, что трансконтинентальные проекты, связывающие Китай с Европой, обязательно должны быть реализованы в России – в противном случае все предназначенные на это инвестиции пойдут мимо нашей страны.

Источник: http://kavpolit.ru/articles/summa_stanet_na_novye_relsy-19725/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *