Тяжелые будни дагестанских театров

В Дагестане 11 национальных театров. Такого нет ни в одном другом регионе страны. Казалось бы, нам есть чем гордиться. Но стоит пристальнее приглядеться к жизни каждого из них, и обнаружится множество разного рода проблем, решение которых – непростая задача. Обратим внимание на наиболее насущные и общие для всех.

 Кадровый голод

На заре становления драматургии в Дагестане в театрах были задействованы талантливейшие актёры, прошедшие школу в национальных театральных студиях известнейших вузов Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Еревана и Киева. Это были корифеи. О них говорили, на них равнялись, их любили и каждый раз ждали встречи с ними.

Сегодня ситуация изменилась, мягко говоря, не в лучшую сторону. С того времени, как при ведущих театральных вузах страны закрыли национальные студии, пополнение актёрскими кадрами дагестанских театров прекратилось. Было решено готовить актёров в республике. Для этого открыли при университетах и колледжах отделения и кафедры культуры. Такое решение проблемы вначале казалось идеальным выходом из положения: и людям удобно (никуда не надо выезжать), и для республики хорошо – в конечном итоге обучившиеся оставались в Дагестане и уж точно пополняли кадровые ряды местных театров. Но лишь со временем стали понимать, что качество подготовки актёров с каждым годом становилось, мягко говоря, все менее удовлетворительным.

Вот как видит проблему и варианты ее решения главный режиссер Аварского музыкально-драматического театра Хайбула Абдулгапуров:

— Я не первый год работаю в театре, на моём веку сменилось не одно поколение артистов, и поэтому мне есть с чем сравнивать. Сегодня я могу смело утверждать – система подготовки актёров в республике себя не оправдывает. Выпускники театральных отделений Дагестана порой не знают элементарных вещей (как правильно строить сценическую речь, передать мысли и переживания своего персонажа, раскрыть суть образа и так далее). В этой связи, на мой взгляд, было бы целесообразным организовать обмен педагогическими кадрами между нашими и центральными вузами или же организовать своего рода курсы повышения квалификации для наших педагогов театральных отделений, почаще приглашать на мастер-классы известных актёров. Это, считаю, реальные пути выхода из сложившейся ситуации, которые позволят нам, работникам культуры, не «вариться в собственном соку», а повышать уровень, совершенствоваться.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ АКТЁРОВ В РЕСПУБЛИКЕ СЕБЯ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ. ВЫПУСКНИКИ ТЕАТРАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДАГЕСТАНА ПОРОЙ НЕ ЗНАЮТ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВЕЩЕЙ (КАК ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ СЦЕНИЧЕСКУЮ РЕЧЬ, ПЕРЕДАТЬ МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ СВОЕГО ПЕРСОНАЖА, РАСКРЫТЬ СУТЬ ОБРАЗА И ТАК ДАЛЕЕ).

Но, кроме нехватки профессиональных актеров, в национальных театрах на сегодня недостает квалифицированных работников закулисья: профессиональных гримеров, светохудожников, балетмейстеров, декораторов и так далее. Те, что есть, – в большинстве своем самоучки. Ничего в этом нет плохого, но было бы лучше, если бы они не осваивали профессию по наитию, а получали соответствующие знания, самосовершенствовались, повышали квалификацию, участвовали в мастер-классах.



О гастролях

Сегодня национальные театры республики — стационарные, они находятся в городах, но основной их зритель — жители сёл. Ныне в них, в селах, как, впрочем, и раньше, жизнь не из лёгких. Поэтому скрасить жизнь горцев спектаклем – самое благое дело.

По этому поводу Х. Абдулгапуров вспоминает: «Помню, раньше наши актёры, взяв походные койки (на всякий случай), несколько буханок хлеба и немножко сахару для чая, в грузовике ездили по самым отдалённым аулам и районам. В день давали по 2, а иногда и 3 спектакля. Нас встречали как самых дорогих гостей. Походные койки очень редко находили применение, так как в селениях каждый считал за честь принять у себя актёров.

За несколько месяцев таких гастролей набиралось 200-250 постановок. Это немыслимая для сегодняшнего дня цифра, но так было».

Действительно, цифра кажется немыслимой, особенно если обратить внимание на сегодняшние реалии: театры не охватывают и трети той географии гастролей, что была раньше. Почему? Как отмечают в театрах, самая насущная проблема – дороги. «Но даже это нас не остановило бы, знай мы, что наш труд кому-то нужен, — рассказывает директор Лакского театра Магомед Гусейнов. — В советское время это не было помехой. Сегодня просто и люди поменялись, и главы администраций в большинстве своем очень пассивны в этом плане – им как бы ничего не надо. В такие районы и села приезжать бессмысленно, потому что ни должного внимания к постановке не будет, ни соответствующего отношения к актерам. Еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, почему трудно сегодня осуществить выезды, – это отсутствие в селениях и районах соответствующих площадок. Те дома культуры, что были, либо разрушены, либо в запустении. Надеюсь, взятый Главой республики курс по продвижению культуры в массы даст положительные результаты».



Ставим классику, и только?

Еще одна проблема, с которой сегодня столкнулись театры, – отсутствие профессиональной национальной драматургии. Вот что говорит по этому поводу председатель дагестанского Союза театральных деятелей, народный артист РФ Айгум Айгумов: «За год на сцене каждого национального театра должно пройти как минимум 6 постановок, половина из которых должна быть на основе дагестанской драматургии. Но на сегодня наша национальная драматургия находится на очень низком уровне: в театры в основном поступают произведения авторов-самоучек, а потому очень слабые. Между тем профессиональные драматурги отказываются писать. Причина — за пьесы театры им не заплатят: не из чего. В советское время в бюджете, выделяемом на нужды культуры, всегда отдельной графой значились финансы, рассчитанные на то, чтобы обеспечить театры национальной драматургией. Но вот уже более 10 лет этого нет. Считаю наиболее приемлемым решением проблемы – вернуть практику прошлых лет. Я уже говорил о проблемах театров с Главой республики Рамазаном Абдулатиповым и надеюсь в перспективе на положительные сдвиги в этом направлении.

От редакции. Мадина Ахмедова подняла важную тему продвижения театральной культуры в массы. На этом пути проблем у театров действительно много. О наиболее актуальных говорится в статье. Редакция приглашает к продолжению разговора всех, кому не безразлична судьба дагестанских театров.

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27449888/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *