В Дагестане действует оценка регулирующего воздействия (ОРВ) новых нормативных правовых актов, вводящих требования или условия для бизнеса. Какова эффективность ОРВ, позволяет ли она уменьшить административное воздействие на бизнес? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем Председателя Правительства — министром экономики и территориального развития РД Раюдином Юсуфовым.
— Раюдин Айдакадиевич, оценка регулирующего воздействия новых нормативных правовых актов в республике внедрена в 2014 году. В настоящее время подведены итоги развития оценки регулирующего воздействия за первое полугодие 2015 года. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию, чего уже достигли?
— Минэкономразвития Дагестана является органом исполнительной власти РД, осуществляющим координацию процедур ОРВ на ранней стадии подготовки министерствами и ведомствами РД актов. Данный институт применяется к актам, вводящего требования или условия для бизнеса.
Практика развития в республике института оценки показала, что ежегодно около 12 процентов подготавливаемых актов затрагивает вопросы предпринимательской деятельности. В настоящее время мы добились того, что без заключения об ОРВ проект акта, затрагивающиего вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, не может быть принят. В случае получения отрицательного заключения орган-разработчик обязан устранить замечания. А таких заключений в общем количестве более половины, то есть каждый второй проект акта содержит ограничения, необоснованные требования к предпринимателям и требует доработки.
— Возможно ли продолжение разработки проекта акта в случае отрицательного заключения об ОРВ?
— Возможно, но только с обоснованием продолжения разработки и внесения в него соответствующих изменений. Отрицательное заключение не означает автоматическую отмену законопроекта, но направляет автора (органа-разработчика) на поиск альтернативных решений.
ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНСТИТУТА ОЦЕНКИ ПОКАЗАЛА, ЧТО ЕЖЕГОДНО ОКОЛО 12 ПРОЦЕНТОВ ПОДГОТАВЛИВАЕМЫХ АКТОВ ЗАТРАГИВАЕТ ВОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
— Получается, что вы действуете в интересах бизнеса. Знает ли об этом бизнес?
— Да, действительно наша работа направлена на то, чтобы снизить давление на бизнес, и это является главной целью ОРВ. В целях получения систематического отклика бизнес-сообщества Минэкономразвития РД заключены соглашения с ведущими крупными некоммерческими организациями, представляющими и защищающими интересы предпринимателей (Торгово-промышленной палатой РД, Общественной палатой РД, Дагестанским региональным отделением общественной организации предпринимателей «Опора России», Дагестанским региональным отделением Российского союза промышленников и предпринимателей, Дагестанским региональным отделением Ассоциации молодых предпринимателей России, Дагестанским региональным объединением общероссийской общественной организации «Деловая Россия», АФКОД) и с Уполномоченным по защите прав предпринимателей РД. С ними осуществляется постоянное взаимодействие, направляются уведомления о разработке НПА.
Однако в этой сфере существуют проблемы, связанные с недостаточной активностью предпринимательского сообщества. В связи с этим не в полной мере обеспечивается обратная связь с теми, на кого распространяется регулирование. Аргументированных позиций предпринимательского сообщества, граждан в адрес органа-разработчика поступает недостаточно (в среднем не достигает одной единицы на один проект акта).
Мы понимаем, что только сами предприниматели могут оценить все выгоды и издержки от введения нового регулирования. Поэтому мнение предпринимателей для нас крайне важно, так как представляемые в ходе обсуждения предложения в большинстве случаев становятся той основой, на которой выстраивается последующая дискуссия относительно целесообразности введения нового регулирования.
Например, Минэкономразвития РД подготовлено заключение об ОРВ на проект постановления Правительства Республики Дагестан «Об утверждении Порядка субсидирования части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства», который разработан Минпромторгинвестом РД.
Проект акта разработан в целях повышения доступности услуг финансовой аренды (лизинга) для субъектов малого и среднего предпринимательства, минимизации их затрат по приобретению производственного и технологического оборудования, стимулирования развития легальной экономики и инвестиционной деятельности, создания новых рабочих мест.
Вместе с тем по результатам оценки установлено, что проект акта вводит избыточные обязанности и ограничения для потенциальных получателей субсидий, влечёт дополнительные расходы субъектов предпринимательской и иной деятельности и расходы республиканского бюджета Республики Дагестан.
Кроме того, проектом акта предусмотрены нечёткие критерии отбора претендентов на предоставление субсидий (соответствие назначения оборудования приоритетным направлениям развития экономики Республики Дагестан, социальная значимость реализации лизинговой сделки, бюджетная эффективность реализации лизинговой сделки, экономическая эффективность от реализации лизинговой сделки). Также отсутствует порядок проведения конкурса на отбор претендентов, не предусмотрены весовые значения (балльная оценка) по критериям оценки. Как следствие при выборе претендентов возможны субъективные подходы и ограничение конкуренции.
Проект акта Минэкономразвития РД направлен на доработку и подлежит повторному проведению процедуры ОРВ с момента формирования и обсуждения сводного отчета и проекта акта.
В публичных обсуждениях данного акта приняло участие 4 независимых эксперта, при этом 3 из них представили предложения без замечаний и один – не изменяющее суть нового регулирования.
В связи с этим у нас сохраняется задача по налаживанию контактов с бизнесом, чтобы расширить экспертную сеть. Они (предприниматели) должны понимать, что их слышат, что на основе подготавливаемых ими предложений отменяются НПА или вносятся в них изменения. Такие контакты обычно приходят с практикой. От их активности и желания участвовать в развитии системы государственного регулирования во многом зависит принимаемое законодательство.
— А могли бы вы коротко описать механизм проведения процедур ОРВ, чтобы всем стало понятно, что это не требует каких-либо материальных и иных затрат?
— Обычно разрабатываемые документы проходят согласование в органах власти, отдельные замечания технико-юридического характера в ходе согласования устраняются, но выходит документ, в котором суть выхолощена, и в практике его применение затруднено.
Процедура ОРВ позволяет отследить, что произойдёт, если примут такой НПА, оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность региона, рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, к каким эффектам он приведёт.
Ключевой задачей в этой схеме является повышение прозрачности процесса разработки нормативных актов путем проведения публичных консультаций. Это достигается за счет широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц.
Механизм оценки достаточно прост. Размещается уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прикрепляются текст обсуждаемого проекта нормативного правового акта и сводный отчет, подготавливаемый органом-разработчиком, и любой желающий направляет свое мнение, предложение (на бумажном носителе или в электронном виде).
Орган-разработчик обязан рассмотреть все поступившие предложения и учесть их в проекте акта, а в случае отклонения обосновать своё действие.
При поступлении проекта акта от органа-разработчика в Минэкономразвития РД для подготовки заключения об ОРВ министерство определяет обоснованность отклонения предложений органом-разработчиком.
Изучить проекты нового регулирования, оценить выгоды или издержки все желающие заранее могут на специализированном региональном портале www.dagorv.ru, являющемся удобной информационной системой навигации по региональному законодательству, подготавливаемому чиновниками.
— Раюдин Айдакадиевич, с этим понятно, а что делать с документами, которые действуют и мешают бизнесу работать?
— До внедрения в республике ОРВ судьбу действующих документов редко кто отслеживал, чтобы установить, насколько эффективно они работают. Поскольку в отношении действующих НПА процедура ОРВ не проводилась, относительно таких документов Минэкономразвития РД проводится экспертиза.
Экспертиза – ретроспективный анализ документа в целях выявления в нём положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Или он не достиг заявленных целей, значит оказался ненужным и замораживает законодательство.
Чтобы провести экспертизу документа, достаточно обратиться в Минэкономразвития РД с соответствующими выводами и обоснованиями, указывающими на такой документ и положения, затрудняющие деятельность для бизнеса.
На основе таких предложений формируется план проведения экспертизы действующих актов РД (находится в открытом доступе на сайте Минэкономразвития РД и специализированном сайте).
По результатам исследования (изучения) документов, включенных в план, Минэкономразвития РД готовит проект заключения, затем он размещается в сети Интернет на сайте Минэкономразвития РД для проведения публичных консультаций. Каждый желающий может его прокомментировать, высказать свое мнение. Поступившие отзывы, замечания и предложения рассматриваются при доработке проекта заключения.
Утвержденное заключение публикуется на сайте Минэкономразвития РД. Результаты экспертизы в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом исполнительной власти РД и приняты соответствующие меры в случае отрицательных результатов экспертизы – это внесение изменений в действующий акт или его отмена.
— Каковы перспективы развития ОРВ в республике?
— Во-первых, мы должны перейти на оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, которая по сути является мониторингом достижения целей регулирования, определения последствий принятия акта, прошедшего процедуру ОРВ. Кроме того, майским Указом Президента РФ №601 предусматривается развитие процедуры ОРВ и на муниципальном уровне.
С 1 января 2015 года данный институт внедрен в отношении муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых столицей республики.
Некоторые муниципальные образования (городов Кизилюрта и Дербента, Кизилюртовского и Хивского районов) осознали потребность в использовании института ОРВ для повышения качества правового регулирования, что выразилось в пилотном внедрении процедур ОРВ в этих МО ранее установленных законодательством сроков. Ими уже разработана нормативная правовая база в области ОРВ, и в некоторых из них осуществляется практическая деятельность. А с 1 января 2016 года все муниципальные образования обязаны внедрить ОРВ, в нормотворческий процесс.
В связи с этим Минэкономразвития РД осуществляется постоянное сопровождение внедрения института ОРВ на муниципальном уровне.
Другое перспективное направление – внедрение данного механизма в отношении актов, подготавливаемых законодательной властью. Сейчас процедуру ОРВ проходят только законы, разрабатываемые органами исполнительной власти РД.