Дорога предков – так переводится с аварского Бузнаса нух. Дорога с таким красивым названием будет пролегать от места слияния Аварского и Андийского Койсу в Унцукульском районе до села Чиркей вдоль берега Чиркейского водохранилища – одной из главных достопримечательностей Дагестана.
Протяженность транспортной артерии – 37 км, ширина – 15 м. Проект задуман как народная стройка, и даже сегодня не все верят, что на строительство этой дороги люди собрали деньги добровольно. Тем более в условиях нынешнего кризиса. На днях журналисты могли оценить темпы и масштабы строительства.
— Десять лет назад я занялся поиском этой дороги, по которой еще в начале XIX века ездили с обозом наши предки с гор в Темир-Хан-Шуру и Порт-Петровск. Тогда это была единственная дорога, соединявшая горные сёла с городами. Прошел весь путь, проложил маршрут, и с тех пор идея строительства этой дороги не выходила у меня из головы, — рассказывает руководитель стройки Магомедкамиль Дибиров, который уже 30 лет строит дороги и гидроэлектростанции в Дагестане.
Зачем нужна такая грандиозная стройка, когда уже есть дорога через Гимринский перевал? Этот вопрос интересовал журналистов с самого начала.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ АРТЕРИИ – 37 КМ, ШИРИНА – 15 М. ПРОЕКТ ЗАДУМАН КАК НАРОДНАЯ СТРОЙКА, И ДАЖЕ СЕГОДНЯ НЕ ВСЕ ВЕРЯТ, ЧТО НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЭТОЙ ДОРОГИ ЛЮДИ СОБРАЛИ ДЕНЬГИ ДОБРОВОЛЬНО.
— Главное отличие и удобство по сравнению с дорогой через Гимринский тоннель в том, что Бузнаса нух находится на высоте всего 350 метров над уровнем моря, тогда как тоннель — на высоте 950 метров. Водителям не придется подниматься и спускаться с горы и петлять по сложным серпантинам, — объясняет Магомедкамиль Гаджиевич. — А еще новая дорога строится на южной стороне, и ей практически не грозят гололед и снег в зимнее время. Если в горах валит снег, здесь капает дождь. И, наконец, тоннель могут закрыть, к примеру, на ремонт, а наша дорога будет открыта круглый год.
Дорожники уверены, что 90 процентов автомобилистов предпочтут Бузнаса нух дороге через Гимринский тоннель, потому что она гораздо удобнее и безопаснее.
Помимо практического смысла строительства этой дороги, Магомедкамиль Дибиров вкладывает сюда и высокую идею:
— Люди покидают горы, забывают свои сёла. Мы хотим помочь им вернуться на свою малую родину, облегчить им жизнь строительством удобных дорог. Надеюсь, у нас это получится хоть в какой-то степени. Это самый грандиозный и масштабный проект дороги за последние 40-50 лет, которая строится народом, — уверен Магомедкамиль Дибиров.
Важность строительства дорог в горах всегда подчеркивает и Глава республики Рамазан Абдулатипов: «Дорога, тропа в горах – это самое главное. Горцы веками протаптывали тропинки, используя их для общения друг с другом».
— Эта дорога очень важна как транспортная артерия, соединяющая 14 горных районов, но, помимо этого, она имеет и туристические перспективы, по ней можно проводить туристические маршруты. Ведь по Дороге предков открываются живописнейшие пейзажи, — рассказывает волонтер Шамиль Шангереев.
Строительство дороги началось более полугода назад. В работе задействовано всего двенадцать человек и семь единиц техники. Сделано уже немало: проложено 15,6 км с учетом подъездных дорог.
Инициатива строительства исходила от муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаева. На пятничной молитве имамы мечетей рассказывают прихожанам о дороге и просят принять посильную помощь в ее строительстве. Жителям горных сёл пришлась по душе идея новой дороги, и они принимают активное участие в строительстве и сборе средств. Люди помогают кто чем может: приносят солярку, картофель, мясо. Несколько раз приезжали работники Ботлихского консервного завода, привозили свою продукцию. Задействованная техника также предоставлена жителями бесплатно.
— Даже был случай, когда незнакомые люди, узнав о наших планах, дали мне деньги, — рассказывает М. Дибиров. — У нас нет крупных инвесторов, собираем с миру по нитке. Мостоотряд обещал бесплатно построить мост в том месте, где сливаются Аварское и Андийское Койсу. Надеемся, свое обещание они выполнят.
К сожалению, не всем стройка пришлась по душе. Несколько недель назад злоумышленники ночью подожгли экскаватор. Этот акт вандализма не поддается никаким комментариям. Ущерб составил около восьми миллионов рублей.
— Этим экскаватором мы могли бы уже несколько километров дороги проложить, но увы, — сетует М. Дибиров.
Едем по только что проложенному участку дороги, который уже расширили до 15 метров, и упираемся в скалу, грозно нависшую над нашей машиной. Часть дороги обрывается в глубокое ущелье.
— Скоро здесь начнутся взрывные работы, и скала отступит, — обещают строители, которых мы застали тут.
Работа кипит, техника с трудом, но всё же побеждает горы. Скала за скалой, валун за валуном – дорога упорно отвоевывает свои метры.
По просьбе муфтия планируется построить на середине пути мечеть, чтобы водители и пассажиры могли помолиться и отдохнуть. Будут здесь и коммерческие точки, станции техобслуживания, кемпинги у реки Сулак, делятся перспективами дорожники.
Дорога, по словам М. Дибирова, обойдется в 560 миллионов рублей, и сдать ее планируют уже в следующем году. Таких ударных темпов можно добиться только при непрерывном спонсировании строительства жителями Дагестана. Руководители проекта уверены: у них всё получится.