«Национальная пресса должна стать душой дагестанского народа», — отметил на одной из встреч с представителями всех республиканских СМИ глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Конечно, качественные СМИ – главный индикатор состояния социума.
Умная и ответственная власть формирует государственную информационную политику, которая в интересах гражданского общества оказывает через разнообразные СМИ воздействие на сознание людей, их поведение и деятельность.
А патриотизм журналиста, думаю, заключается именно в том, чтобы ежедневно обращать внимание всех на то, что не в порядке и что не решено. Выявить вовремя болевые точки, указать на них — это значит способствовать улучшению той или иной сферы жизни общества.
«Обожать республиканскую власть»
Однако, как я отмечал, равноправные и партнерские отношения власти и республиканских СМИ в Дагестане не складываются. Чиновники забывают, что журналистика – это возможность для общества посмотреть на себя со стороны.
Тогда СМИ становится площадкой для плодотворного диалога между обществом и властью. Но, я уже подчеркивал, что у власти укоренилась привычка разговаривать с журналистами свысока, как барин с холопом.
Представители прессы хорошо помнят историю с бывшим спикером парламента Магомедом Сулеймановым. Напомним, как он отчитывал журналистов: «Вы не имеете права критиковать власть! Я вам запрещаю критиковать власть!».
Он требовал от журналистов безоговорочно любить и обожать республиканскую власть. А тех, кто не соглашался с такой информационной политикой, спикер приглашал на борцовский ковер, чтобы внятно объяснять новый политический курс.
Министр печати и информации Азнаур Аджиев на заседании исполкома Союза журналистов заявлял представителям прессы: «Вы все обязаны работать на власть». Заметьте – работать нужно не на общество и народ, а именно на власть.
Властям такая услужливость нравится. И все это объявляется «триумфом свободы слова в Дагестане». При этом, можно понять возмущение дагестанцев, которые из года в год сталкиваются с одними и теми же проблемами:
«Почему в роддом, в больницу, в детский сад, в школу и далее по списку — без взятки ни ногой? Почему в органах власти и управления 30 лет одни и те же лица, кочующие по горизонтали, но не исчезающие с вороватого олимпа?
Почему чиновники обнаглели до такой степени, что перестали хоть как-то камуфлировать передачу должностей по наследству в судах, в прокуратуре, всяких администрациях?» Все эти вопросы остаются без ответа.
Власть не считает нужным объяснять свои действия
В начале года в республиканское управление ФОМС за одну неделю пришло три разных постановления о назначениях на должность руководителя. А власти республики хранили молчание.
И не удосужились тогда объяснить народу суть этой кадровой чехарды в ведомстве, от эффективной работы которой, без преувеличения, зависит жизнь и здоровье всех дагестанцев.
Другая история, когда неожиданно отправили в отставку Сефера Алиева — министра связи и коммуникаций РД. И снова республиканская власть не посчитала необходимым объяснить обществу такое кадровое решение.
Не поступило никаких официальных комментариев о причинах освобождения. В социальных сетях и в независимых СМИ заговорили о поборах в высших эшелонах власти.
Самый безобидный комментарий в сетях, объясняющий отставку: «Сефер не отжался… в третий раз». Старая истина: когда власть чиста и чистоплотна, а деятельность ее прозрачна, меньше будет поводов для слухов и пересудов.
Такая же была чехарда с ио мэра Махачкалы, когда за неделю в этом кресле побывало неделю три кандидатуры. Если с одним ушедшим – Магомедом Сулеймановым – было более или менее ясно (якобы, потерял доверие), то с другими возвысившимися ничего не понятно.
За какие заслуги им «подарили» столицу? Может, на прежней работе они уже построили коммунизм или капитализм? Опять никто из чиновников ничего не объясняет.
А когда независимые СМИ заполняют информационный вакуум и излагают свои версии, власть обвиняет журналистов в дестабилизации обстановки.
Уничтожение СМИ
Более того, власти методично уничтожают СМИ: не готовят кадры, не платят достойную зарплату журналистам и не способствуют созданию современной материально-технической базы.
Анализ содержания программ республиканского телевидения, по оценке экспертов, показывает сокращение за последний год материалов, связанных с реальными проблемами жителей городов и сел.
Зато возрастает количество политически ангажированных репортажей. Снижение объема информации о проблемах общества и увеличение сегмента «властной» информации искажает информационное вещание дагестанского телевидения.
Информационную повестку дня новостных программ все чаще формируют не шеф-редактор телестудии, а депутаты, начальники отделов правительства и вице-премьеры.
Коллеги рассказывают, что некоторые вице-премьеры закатывают истерики, если их в командировке сопровождает только одна телевизионная камера. Под таким же жестким прессом и печатные издания.
Нет авторских и аналитических программ, которые помогают аудитории ориентироваться в условиях кризиса, обрести социальную активность, разобраться в новой повседневности.
А те, которые заявлены как аналитические, страдают псевдоактуальностью и морализаторством. В эфире государственных каналов в качестве ньюсмейкеров преимущественно выступают только те, кто безоговорочно поддерживает новый старый политический курс.
Ни одно решение правительства или парламента телевизионщики не только не пытаются подвергать сомнению, но даже не обсуждают законы или постановления с экспертами, думающими не так, как чиновники.
В телевизионных программах не получается внятный и умный разговор со зрителем, серьезное обсуждение проблем, а профессиональная оценка нередко подменяются эмоциями или «скольжением по поверхности».
А газеты давно превратились в «боевые листки» глав администраций. Они фактически никогда не расскажут населению куда тратятся бюджетные деньги, на какие средства содержится охрана чиновников и почему только родственники руководителя того или иного района достойны занимать «хлебные» должности.
Когда в проигрыше Дагестан
А пока реализуемая в республике информационная политика и недоброжелательное отношение властей к СМИ вряд ли способствуют мобилизации общества на решение стратегических программ развития республики и подправить негативный имидж Дагестана.
СМИ в нашей республике пока единственный реальный и авторитетный институт гражданского общества. Власти забывают, что сегодня ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли.
Той роли, какую играют средства массовой информации в разобщенном национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством в современном обществе.
В интересах общества и государства поддерживать прессу, какую бы горькую она правду не рассказывала. Разумеется, поддерживать надо как государственные, так и независимые СМИ