Руководство «Радио Свобода» направило в суд обращение о невиновности Исмайловой

В Баку на процессе по делу журналистки Хадиджи Исмайловой суд согласился вызвать для допроса налоговиков, подписавших акт о налоговых нарушениях со стороны обвиняемой. Другие ходатайства защиты суд отклонил. Тем временем руководство «Радио Свобода» обратилось в суд с заявлением о невиновности Исмайловой.

 

"Кавказский узел" информировал, что журналистке "Радио Свобода" в Азербайджане Хадидже Исмайловой предъявлены обвинения в экономических преступлениях и доведении до попытки самоубийства ее коллеги Турала Мустафаева. Она вину не признает. Журналисты и сторонники Исмайловой на процесс практически не допускаются, несмотря на ее призывы обеспечить присутствие представителей независимых медиа. 19 августа на заседание суда был вновь ограничен доступ представителей независимой прессы и гражданского общества. Около 10 журналистов и активистов провели у суда акцию в поддержку Исмайловой.

Исмайлова получила известность своими журналистскими расследованиями фактов коррупции в высших эшелонах власти Азербайджана. В апреле 2013 года она стала одним из 10 победителей конкурса "Герой Кавказа-2012", проведенного "Кавказским узлом". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Хадиджи Исмайловой. 

19 августа в зал суда смогли попасть только представители посольств США, Франции, Германии с переводчиками, двое родственников обвиняемой и двое журналистов из независимых медиа. К началу заседания в зале суда заняли места пропущенные в здание через служебный вход неизвестные люди и несколько представителей провластной прессы, передает корреспондент "Кавказского узла".

Заседание по делу Исмайловой проводилось 19 августа в зале Бакинского суда по тяжким преступлениям, рассчитанном на 30 мест, рассказала "Кавказскому узлу" попавшая на процесс журналистка из оппозиционной газеты "Азадлыг" Айтен Мамедова.

По ее словам, две трети мест были заняты неизвестными.

"Эти люди скучно сидели, кажется, вообще не понимая, что происходит здесь. На наши вопросы, кто они такие, эти люди отвечать не хотели. По внешнему виду они, скорее, были похожи на работников сферы жилищно-коммунального хозяйства", — отметила Мамедова.

19 августа на процессе было продолжено исследование документов, рассказала она.

Исмайлова в суде попросила объявить результаты психиатрической экспертизы Мустафаева. Она отметила, что в день ареста следователь показывал журналистке этот документ, в котором говорилось о наличии в последние два года психических проблем у ее коллеги. Однако в ходе судебного процесса этот документ "исчез" из материалов уголовного дела.

В ответ судья Рамелла Аллахвердиева обещала найти и огласить данный документ.

В мае Турал Мустафаев распространил видеообращение, где рассказал о пытках силовиков и том, как его заставили оговорить Исмайлову. 10 августа состоялся его допрос в суде, на котором он также отказался от своих показаний. Суд, несмотря на это, решил не снимать с Мустафаева статус потерпевшего.

В то же время, как сообщила Мамедова, на заседании было объявлено заключение другой экспертизы, в которой утверждалось, что Мустафаев в момент попытки самоубийства был вменяемым, не имел психических проблем. При этом в приложенном к экспертному заключению документе говорилось, что Мустафаев наложил на себя руки ввиду размолвки с невестой Ровшаной Рагимли, сплетнях вокруг него, давлении на него Исмайловой. 

По словам Мамедовой, хотя один из троих экспертов, давших это заключение, был согласован с обвиняемой и ее адвокатом, во время экспертизы не были даны ответы на вопросы, поставленные защитой.

Кроме того, экспертное заключение было выдано обвиняемой спустя два месяца, в то время как по закону на это отводится всего 10 дней.

"Если вы считаете этот документ, представленный с нарушением закона, доказательством, то можете продолжать в том же духе", — процитировала Мамедова слова Исмайловой, адресованные судьям.

Исмайлова также обратила внимание на то, что в следственных материалах утверждается, что она заключала договоры о приеме на работу сотрудников "Радио Свобода" Ильгара Расула и Рафига Мамедли. Исмайлова попросила суд представить эти договоры. По ее словам, на этих документах нет ее подписи.

Далее защита ходатайствовала о вызове в суд подписантов промежуточного акта налоговой проверки деятельности бакинского бюро "Радио Свобода" — налоговых инспекторов бакинского налогового департамента Имрана Нурмамедова и Эльчина Алиева и представителей Центра судебной экспертизы Эмина Мамедли и Заура Мамедова.

Также защита ходатайствовала о проведении повторной комплексной бухгалтерской экспертизы.

После этого, как рассказала Мамедова, Исмайлова зачитала обращение руководства "Радио Свобода" к генеральному прокурору Закиру Гаралову и судье Рамелле Аллахвердиевой.

В обращении указывается, что вот уже восемь месяцев из-за "незаконного вмешательства" органов прокуратуры и налоговой службы деятельность "Радио Свобода" парализована. Несмотря на то, что налоговая проверка деятельности радио не была закончена, дело в отношении Исмайловой направили в суд.

По словам Мамедовой, авторы письма выражают убежденность, что новые обвинения против Исмайловой были выдвинуты для подкрепления обоснования ее ареста.

В письме подчеркивается, что ни Исмайлова, ни бывшие до нее и после руководители бакинского бюро радио (Исмайлова была руководителем бюро в 2008-2010 годах, — прим. "Кавказского узла") не были ответственны за финансовые вопросы, а вещание радио было законным и осуществлялось на основе соответствующих двусторонних договоров.

В письме руководства "Радио Свобода" отвергается обвинение, что Исмайлова принимала работников не по трудовому контракту, а по договору об оказании услуг в корыстных целях, так как при этом работники платили не 14-процентный подоходный налог, а четырехпроцентный упрощенный налог. Тем самым Исмайлова якобы сокрыла от уплаты налогов 17 792 маната (17 тысяч долларов), что квалифицируется следствием как присвоение.

По мнению руководства "Радио Свобода", если даже допустить, что это правда, то следствие, вопреки логике и закону, квалифицирует данный факт как уклонение от уплаты налогов и в то же время как присвоение. Авторы письма считают, что это было сделано с целью предъявить обвинение, предусматривающее более длительное тюремное наказание — сроком до 12 лет.

Однако судья Аллахвердиева прервала Исмайлову, не дав ей дочитать письмо. Аллахвердиева сказала, что сама прочитает письмо, когда оно дойдет до нее по почте.

В свою очередь Исмайлова сказала, что в таком случае пусть суд приобщит письмо как дополнение к ее показаниям. Аллахвердиева заявила о недопустимости этого.

Исмайлова в ответ сказала, что заранее знает, что приговор повторит содержание обвинительного акта.

"Но просто я хочу для себя прояснить, насколько суд признает за нами право на справедливое расследование, и показать участие правительства, включая органы прокуратуры и министерства налогов, в этом предвзятом уголовном деле", — привела слова Исмайловой Мамедова.

Далее суд удалился в совещательную комнату с целью обсуждения ходатайств. Вернувшись спустя полчаса, судья Аллахвердиева объявила решение об отклонении всех ходатайств за исключением вызова в суд двух сотрудников бакинского налогового департамента, составивших промежуточный акт.

Судебные слушания будут продолжены 20 августа.

"Суд легко отклоняет ходатайства, даже не обосновывая свои решения"

Адвокат подсудимой Фариз Намазлы, комментируя итоги судебного заседания, выразил недовольство по поводу очередного отклонения судом ходатайств защиты.

"Суд легко отклоняет ходатайства, даже не обосновывая свои решения. Суд согласился вызвать налоговиков, подписавших так называемый промежуточный акт о результатах налоговой проверки. Вообще, в налоговом законодательстве нет такого понятия. Если проводится налоговая проверка, то по завершению работы принимается окончательный акт. А тут, не закончив налоговую проверку "Радио Свобода", следствие состряпало промежуточный акт, дабы передать дело в суд с обвинениями против Исмайловой", — сказал адвокат "Кавказскому узлу".

Он отметил, что само понятие "промежуточный" предполагает нечто незавершенное.

"Как же можно на основе неоконченного расследования предъявлять обвинения человеку? Весь этот процесс — абсурд. Ни один пункт обвинения не имеет под собой основания. Хадиджа Исмайлова не была финансово ответственным работником, не могла она совершать приписываемых ей злоупотреблений, если бы даже имела такое желание", — подчеркнул Намазлы.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей суда и гособвинителя Рамазана Хадыева относительно хода судебных слушаний по делу Исмайловой.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", публикуются на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/267504/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *