Борьба за кресло спикера Народного Собрания Дагестана развернется среди кумыков

Информация об отставке спикера Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидова является преждевременной, однако она может случиться в скором времени. В этом случае борьбу за кресло спикера, скорее всего, поведут влиятельные кумыкские кланы, считают опрошенные «Кавказским узлом» эксперты.

 Один из информационных ресурсов, аффилированный с силовыми структурами, 17 августа сообщил о добровольной отставке с поста спикера НС Дагестана Хизри Шихсаидова. В тот же день на официальном сайте Народного Собрания Дагестана появилось опровержение данного сообщения, в котором говорилось, что Шихсаидов "в настоящее время находится в очередном отпуске".

"Слухи об отставке рождены изолированностью от общественности"

Ситуация с уголовным преследованием Данияла Шихсаидова, сына спикера Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидова, стала фактором, способствующим распространению слухов о его досрочной отставке, чему способствует и изолированность от общественности и прессы, считает специальный корреспондент дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.

"Слухи о том, что Хизри Шихсаидов может уйти в отставку, пока что остались слухами. Пресс-служба НС РД опровергает эту информацию и заявляет о процедуре, которую необходимо для этого провести. Конечно, в приличном обществе, когда кто-либо из близких родственников политического деятеля попадает в поле зрения силовых структур, проводится пресс-конференция, на которой "виновник торжества" дает полные и четкие ответы на неприятные вопросы прессы. Тут же мы понимаем, что далеки от этой нормы, потому что уже третью неделю ни спикер, ни его официальные представители никак не комментируют происходящее. А такого рода пресс-конференция могла бы снять многие вопросы в обществе", — отметил Магомедов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".

Как считает журналист, спикер НС Дагестана тратит очередной отпуск на урегулирование ситуации с уголовным преследованием сына, от чего будет зависеть и дальнейшая политическая судьба самого Хизри Шихсаидова.

"Пока спикер в отпуске, вопрос об отставке Шихсаидова на уровне политического руководства Дагестана никак не обсуждается, никто спикера не торопит освободить кабинет. У спикера НС РД есть определенное время, своего рода коридор возможностей. Если Шихсаидов сумеет к сентябрьским выборам как-то выправить ситуацию и перевести Данияла Шихсаидова хотя бы под домашний арест, то он сможет сохранить лицо и политический ресурс. Если же нет, то, скорее всего, ему придется уйти. Но это уже будет давление Москвы — "Единой России" и администрации Президента России — а не местных властей", — выразил свое мнение Магомед Магомедов.

С ним согласен старший научный сотрудник Института экономической политики имени Егора Гайдара Константин Казенин, который прогнозирует серьезную борьбу за кресло спикера НС Дагестана.

"Понятно, что слухи об отставке Хизри Шихсаидова являются продолжением истории с арестом его сына, но, насколько можно судить, реально будущее Шихсаидова зависит от того, как будет развиваться уголовное дело против его сына, потому что на данном этапе, конечно, возможны разные варианты. Можно предположить, что сейчас вокруг этого уже идет борьба", — отметил в своем комментарии ситуации Казенин.

Вопрос с отставкой Шихсаидова является политическим, считает дагестанский юрист Расул Кадиев.

"Понятно, что информационное давление на него будет, и насколько он выдержит, и к чему приведет эта позиционная игра — это уже политический вопрос", — сказал Кадиев.

"Шихсаидов теряет влияние в районных центрах Дагестана"

Шихсаидовы являются одной из самый влиятельных семей Дагестана, считает Константин Казенин.

"Шихсаидовы — достаточно мощная семья, и ее могущество началось далеко не с Хизри Исаевича, а гораздо раньше, потому что старшее поколение семьи занимало партийные должности в районе в советское время, и это были руководящие должности. Близкий его родственник был долгое время вице-премьером Дагестана", — собщил эксперт.

Журналист "Черновика" Магомед Магомедов считает, что Хизри Шихсаидова ошибочно называют лидером кумыкского клана.

"Это не так. Шихсаидовы считаются одними из крупных землевладельцев Дагестана. Он (Хизри Шихсаидов) — глава влиятельной кумыкской семьи, в которой родственники или близкие люди находятся на хороших должностях. В клан эта семья еще не переросла, и она не настолько могущественна и живуча, как это показывает ситуация с судьбой креатуры Шихсаидова в Дагестанских Огнях Ахмеда Изилова. Депутат НС РД Изилов лоббировался Шихсаидовым в главы этого города, но как только у спикера начались проблемы, так сразу Изилов остался без поддержки, и город "ушел" к его оппонентам — людям экс-главы Галимова", — сказал он.

По данным мэрии Дагестанских Огней, Ахмед Изилов исполнял обязанности главы администрации города с 19 июня. На этой должности он должен был работать до утверждения сити-менеджера городским собранием из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. 14 августа Изилов сложил с себя полномочия и.о. главы города, и это место занял его заместитель Алахверди Халилов. При этом Изилов заявил "Кавказскому узлу", что "за пару дней до отставки меня вызвали в администрацию главы Дагестана и заявили, что я должен "сойти с дистанции", то есть добровольно уйти в отставку, причину мне не объяснили".

До истории с делом Данияла Шихсаидова влияние спикера распространялось на Буйнакский, Кумторкалинский, Каякентский, Карабудахкентский районы, города Дагестанские огни и Буйнакск, отметил Магомедов.

"Теперь же обороты сбавлены, а его ставленники, возможно временно, оказались без поддержки", — подчеркнул журналист.

"Влияние спикера НС не способствует автономности законодательной ветви власти"

Народное Собрание Дагестана фактически не является автономной ветвью власти, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

"Парламент при нем, конечно же, не стал самостоятельным органом власти. Иначе наблюдался бы кризис власти и конфликт между Абдулатиповым и Шихсаидовым. Но должность спикера — это вторая должность после главы РД. "Вертолетные настроения" в республике, конечно же, пошатнули позиции всей политической элиты, в том числе и главы РД, так как задержанный вместе с Шихсаидовым-младшим Шамиль Кадиев, к примеру, приходится, по нашим сведениям, дальним родственником главы республики. Следовательно, грядущие выборы, как этого просит от субъектов РФ Вячеслав Володин, могут пройти с элементами непредсказуемости", — отмечает журналист издания "Черновик" Магомед Магомедов.

Нынешний парламент избирался не при Абдулатипове, "что уже не делает его частью выстраиваемой главой Дагестана системы", полагает научный сотрудник Института экономической политики имени Егора Гайдара Константин Казенин.

"Хотя надо отметить, что после прихода Абдулатипова целый ряд депутатов выбыл из парламента, против кого-то завели уголовные дела, кто-то уехал из России и т.д. В принципе, формирование парламента, как оно происходило в предыдущие выборные кампании, шло по классической модели системы с ограниченным доступом, когда небольшое число групп, имеющих влияние в обществе и конкурирующих между собой, как-то договариваются о разделе депутатских мест. Поэтому там есть представители разных сил. Там достаточно ресурсные фигуры и представители ресурсных фигур. Но смысл этого представительства легко теряется, когда наносится удар по клановой системе. Даже не по системе, потому что по ней удара пока нет, а по отдельным кланам, и это показывает, что некоторым членам парламента некого представлять, этих неформальных групп уже просто нет", — отметил Казенин.

Вопрос о влиянии заключен не в должности спикера НС, а в том, что он является руководителем регионального отделения "Единой России". В преддверии массовых выборов, проводимых в порядка 600 муниципальных образованиях, Шихсаидов должен участвовать по партийной линии и отвечать за их результат, считает юрист Расул Кадиев.

"Понятно, что региональный руководитель "Единой России" несет ответственность по партийной линии. Мы понимаем, что такое политическая ответственность, и что такое юридическая. По юридической части его пока обвинять не в чем, его сына также пока не осудили, а политическая — это другой вопрос, там нет презумпции невиновности. Лидер "Единой России" должен быть вне всяких сомнений и подозрений, и, к сожалению, ему это не удалось. Политическая ответственность хуже, чем юридическая, тем более, в канун выборов", — выразил свое мнение Кадиев.

"У Шихсаидова был конфликт с экс-мэром Махачкалы Сулеймановым"

Спикер Народного Собрания Хизри Шихсаидов, как лидер отделения "Единой России" в Дагестане, влиял на формирование списков кандидатов в депутаты органов законодательной и представительной власти республики, считают эксперты.

"Как спикер и активный член местного отделения "Единой России", он мог иметь отношение к формированию списка партии. Я удивлюсь, если этот процесс в регионе вообще шел без участия спикера", — считает Константин Казенин.

Шихсаидов влиял на списки, "допуская одних и запрещая другим баллотироваться", уверен журналист Магомед Магомедов.

"Яркий пример — конфликт между экс-мэром Махачкалы Магомедом Сулеймановым и Шихсаидовым, когда последний запретил вносить в список кандидатов родственников Сулейманова", — отмечает Магомедов.

Он также считает, что Хизри Шихсаидов не был политическим союзником руководителя отделения Пенсионного фонда России по Дагестану Сагида Муртазалиева.

"О людях Шихсаидова сказать нечто односложное трудно. Они разные люди. И по психотипу, и по своим ресурсам и амбициям. Что касается Сагида Муртазалиева и его взаимоотношений с Шихсаидовым, то врагами они не были, политическими союзниками тоже. Уверен, что Шихсаидов находился с Муртазалиевым в таких же отношениях, как и Абдулатипов с Муртазалиевым — ровные и деловые отношения. Чтобы говорить о помощи Шихсаидова в продвижении Сагида Муртазалиева через списки кандидатов в депутаты районов Махачкалы, нужно опираться на реальные факты. А факты гласят, что в этих самых списках людей Муртазалиева крайне мало. Из 300 возможных фамилий в списках можно найти максимум 5-10. Они погоду в местных собраниях районов Махачкалы, а также в собрании депутатов Махачкалы не сделают. Тем более что существующая система избрания главы Махачкалы оставляет все рычаги влияния исключительно за главой РД", — рассказал Магомедов.

По его мнению, в Дагестане сократилось число самостоятельных политических игроков, концентрирующих в своих руках власть и ресурсы.

"Из влиятельных фигур в республике Дагестан остались только Абдулатипов в силу своего статуса, муфтий РД Ахмад-хаджи Абдулаев, который обладает громадными людскими и финансовыми ресурсами, мекегинский клан (Гамидов, Омаров, Сулейманов), а также мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов", — заключил Магомедов.

"Неформальная принадлежность кумыкам поста спикера НС сохранится"

Будущая борьба за кресло спикера Народного Собрания Дагестана развернется между влиятельными кумыкскими семьями, исходя из той закономерности, что данный пост отдается кумыкам, считает Константин Казенин.

"По поводу Шихсаидова я бы добавил, что если и состоится действительно его отставка, то борьба за место спикера будет жесткой, и рисунок во многом будет непредсказуемым, потому что там будут задействованы соискатели не из тех, кого привыкли видеть в последнее время на самых первых ролях в Дагестане. Если исходить из того, что будет сохранена неформальная закономерность, действующая в Дагестане, по которой сейчас пост спикера отдается кумыкам, то, при нынешнем раскладе на самых верхах, можно ожидать, что эта тенденция будет сохранена", — высказал свое мнение научный сотрудник Института экономической политики имени Егора Гайдара.

При этом эксперт отметил "серьезную раздробленность нынешней кумыкской элиты".

"Там есть серьезные группы, но ни одна из них не доминирует, как, кстати, и семья Шихсаидова не имела статуса полномочного, единоличного представителя кумыкского этноса в дагестанской верхушке. Более того, далеко не все поддерживали эту семью. Потому, как я предполагаю, борьба будет внутри кумыкской общины", — заключил Казенин.

"Депутатов пытаются встроить в вертикаль власти"

С юридической стороны, дагестанский парламент недостаточно влиятелен, отметил юрист Расул Кадиев.

"Депутатов пытаются встроить в вертикаль власти, это очевидно, у них нет никакой самостоятельности. Рассмотрение некоторых вопросов говорит о том, что власти стремятся к жесткому консенсусу и очень раздражаются, когда кто-то идет в оппозицию. Парламент превратился в технический орган, успевающий принимать только те законы, которые оперативно надо изменять. Хотя при Хизри Шихсаидове были кое-какие изменения, например, появилась прямая трансляция сессий в Интернете. Они с Абдулатиповым ввели такое правило, что парламентский час начинается с сессии, где каждая парламентская группа берет себе 10 минут и выступает по актуальным проблемам", — считает юрист Расул Кадиев.

Новая инициатива стала инструментом лоббизма парламентских фракций, полагает он.

"Этот институт (парламентская сессия) они, конечно, использовали своеобразно, для решения политических целей. Например, партия "Патриоты России", которая представляется южным политическим лобби, когда начались проблемы с Яралиевым — они использовали этот час для выступления в его поддержку, учитывая, что идет прямая трансляция. Более того, даже было принято решение, что будет вестись стенограмма собраний", — рассказал Кадиев.

При этом юрист отметил, что Шихсаидов всегда был открыт для критики.

"С юридической точки зрения у меня очень много вопросов к чистоте работы Народного собрания, но Хизри Шихсаидов всегда демонстрировал, что он готов к любой критике", — заключил Кадиев.

Отметим, что в Дагестане в августе руководители сразу нескольких районов попали под следствие. Так, глава Тарумовского района Марина Абрамкина подозревается в мошенничестве и превышении полномочий. Сын спикера дагестанского парламента Хизри Шихсаидова глава Буйнакского района Даниял Шихсаидов задержан по подозрению в хищении бюджетных средств. Глава Кизлярского района Андрей Виноградов арестован по делу об убийствах и финансировании терроризма, по которому также проходит руководитель отделения Пенсионного фонда России по Дагестану Сагид Муртазалиев.

4 августа прокуратура сообщила, что глава Кизилюртовского района Багаутдин Аджаматов, глава села Чиркей Гамзат Магомедмирзаев и депутат собрания села Новый Чиркей Магомед Ибрагимов подозреваются в коррупционных преступлениях.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов считает уголовное преследование чиновников в республике "очищением власти".

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка со списком дагестанских чиновников, которые стали фигурантами разного рода преступлений в годы управления республикой Рамазаном Абдулатиповым, "Очищение власти по-абдулатиповски".

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/267522/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *