Деньги мимо бюджета

Эксперты и общественные лидеры, объединенные в рамках Ассоциации НКО РД «Единство и развитие», давно поднимают проблемы «теневой» экономики и ищут пути их решения. Не меньше озабочены этой проблемой и в Правительстве республики. Объединить усилия общественников и чиновников попытались на состоявшейся на днях совместной их встрече по обсуждению хода выполнения проекта «Обеление» экономики».

 В ней приняли участие вице-премьер–министр экономики и территориального развития Дагестана Раюдин Юсуфов и советник Главы республики Деньга Халидов, а также большая группа общественников. При этом они предложили свои варианты реализации этого проекта. По их мнению, без всяких капитальных вложений, за счет только организационно-институциональных новшеств можно увеличить налоговые и неналоговые поступления в десятки раз, как, к примеру, в сфере городских и междугородных перевозок. А это без малого 1-1,3 млрд рублей, которые могли бы поступить в бюджеты муниципалитетов.  

Отметим, Глава республики Рамазан Абдулатипов, ознакомившись с предложениями общественников, поручил изучить их и ускорить принятие решения по ним. Ассоциация НКО «Единство и развитие», попечительский совет которого возглавляет Д. Халидов, уже выдвинула группу экспертов для постоянного сотрудничества с правительственными структурами в рамках как проекта «Обеление» экономики», так и других приоритетных проектов развития республики.

В процессе обсуждения отмечалось, что в 2013 году темпы роста промышленного производства по сравнению с прошедшим годом составили 154%, в 2014 году этот показатель остался на уровне 2013 года.  

«Удельный вес ВРП транспорта и связи в Дагестане составляет 5,1%. Налоговые платежи от трубопроводного транспорта — порядка 1,2 млрд рублей, в то же время наземный транспорт дает всего 200 млн рублей», — сказал Р. Юсуфов и добавил, что в Дагестане около 15 тысяч единиц автотранспорта занимаются извозом, но налоги в этой отрасли минимальны. По его мнению, этот процесс непрозрачный и неопределенный, и здесь нужно наводить порядок.

Лидер Независимого профсоюза водителей и предпринимателей Исалмагомед Набиев в своем выступлении заметил, что «налоговый потенциал в сфере извоза на маршрутках составляет около 1-1,3 млрд рублей в год по республике в целом. Сегодня же собирают налоги от силы в несколько десятков млн рублей. Причина – крышевание извозчиков различными сомнительными структурами, аффилированными с мэриями городов», — сказал он.  

Если сделать все по закону и с учетом интересов как водителей маршруток, так и жителей республики, то в бюджеты городов можно собрать налоговых и неналоговых сборов минимум 1 млрд рублей. И. Набиев отметил, что для этого надо создавать ассоциации водителей по типу саморегулируемых организаций, и тогда легко решается множество вопросов. Он также сослался на опыт наших соседей по СКФО, где ситуация в этом плане обстоит намного лучше.  

Много вопросов и по строительной отрасли. Если в целом по СКФО налоговые и неналоговые платежи от строительной отрасли составляют 12,3%, то в Дагестане сегодня эта цифра едва дотягивает до 4 %.

Руководитель НКП саморегулируемой организации (СРО) «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов отметил, что в строительной отрасли сбор налогов и неналоговых поступлений значительно ниже, чем у наших соседей по СКФО. В лучшем случае налоговые сборы составляют 1-2 процента. Серьезной проблемой остается качество строительства и то, как проводятся тендеры (конкурсы). Сомнительные структуры играют на понижение стоимости строительно-монтажных работ, выигрывают тендеры, а затем мы имеем объекты плохого качества, откатные схемы, «смешные» налоговые поступления и, наконец, батраческую практику в строительстве, когда по «белым» бумагам фиксируются минимальные зарплаты и затраты на строительство. Если навести порядок в сфере строительства, то сбор налогов и неналоговых поступлений в строительной отрасли можно увеличить в разы и довести их до нескольких млрд рублей.  

Р. Юсуфов предложил отдельно обсудить проблемы, накопившиеся в строительной отрасли, и разработать систему мер в рамках проекта «Обеление» экономики». У экспертов Ассоциации НКО «Единство и развитие» были предложения и по другим отраслям: обувной, «ювелирке», деревообработке, легкой промышленности, когда без особых капвложений можно существенно (в разы, а то и в десятки раз) увеличить налоговые и прочие сборы. «Что говорить, если вся обувная промышленность Дагестана функционирует в тени, а в этой сфере объем продукции, по данным Торгово-промышленной палаты РД, составляет порядка 4-5 млрд руб. в год. Меры, которые предлагают наши эксперты, предполагают налаживание государственно-частного (и общественного) партнерства и вывод из тени значительных сегментов экономики республики», — сказал Д. Халидов.

Помощник Главы Дагестана по экономическим вопросам Зейдула Юзбеков поддержал предложения по организации работы совместной группы по проекту «Обеление» экономики» на постоянной основе. «Нам нужен прорыв, поскольку улучшение ситуации даже на 10 процентов не решает наши проблемы по существу», — отметил он.  

По итогам обсуждения решено составить план совместной работы по проекту «Обеление» экономики» с привлечением экспертов Ассоциации НКО РД «Единство и развитие», разработать и согласовать меры по «обелению» экономики Дагестана по отдельным отраслям. К осени должны быть и первые результаты совместной работы общественников и госчиновников. Лишь бы не замотали позитивные и столь актуальные меры в чиновничьих коридорах.

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/ekonomika/27449455/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *