Денег нет: приговор для школы?

Приближается новый учебный год, в школах заканчиваются ремонтные работы. Мы попытались выяснить, как готовятся к учебному году в школах некоторых районов республики. Выборка была произвольной.

 По статистике, треть сельских школ расположена в зданиях постройки середины прошлого века. На сегодняшний день, по данным Министерства образования и науки РД, из 1540 общеобразовательных учреждений 148 школьных зданий находится в аварийном состоянии, 262 – в ветхом, 336 – в приспособленных помещениях. Значительная часть сельских школ не соответствует современным санитарным требованиям. И, судя по их состоянию, они небезопасны для жизни учащихся и педагогов.

В Гергебильском районе из 15 школ — 11 ветхие и три аварийные: Мурадинская, Кудутлинская и сборно-щитовая Хвартикунинская школы. Одна радость — в 2012 году открыли школу в селении Кикуни на 620 мест. По словам начальника управления образования района Омара Кутбудинова, на текущий ремонт всех школ и одиннадцати детских садов из бюджета района планировалось затратить около 300 тысяч рублей.

Критическая ситуация со школами в Карабудахкентском районе: 20 из 24 нуждаются в капитальном ремонте. И опять-таки все упирается в деньги, которых, по словам начальника управления образования Асадуллы Гаджиева, в районном бюджете на капитальный ремонт зданий нет.

Не оказалось средств на капремонт и в Цунтинском районе, где пять школ находится в аварийном состоянии и 15 — в ветхом. – «В целях оптимизации начальные школы объединены со средними. Ныне в районе 19 средних и 2 общеобразовательные школы. Последнюю, на 120 мест, открыли в 2012 году в селении Ретлоб. В прошлом году в этом же селе сдали в эксплуатацию новый спортзал. Кроме того, сокращено количество социальных педагогов и психологов в школах. На весь район всего четыре школьных автобуса», — прокомментировал подготовку к новому учебному году начальник управления образования Магомед Курбанов.

школа-(17).jpgВ Левашинском районе немногим лучше. Текущий ремонт идет во всех 45 школах района, а капитальный проводится в двух классах Верхне-Лабкинской СОШ и Чунинской СОШ. «В прошлом году в селении Уллуая открыли новую школу на 600 мест. Наскентская СОШ и Охлинская СОШ – это долгострои, строительство их было начато еще несколько лет назад в рамках программы социально-экономического развития республики за счет софинансирования с федеральным бюджетом», — рассказал первый замглавы администрации района Абдусалам Дибиров.

Такая вот непростая ситуация. Неизвестно, сколько еще придется ждать, пока взамен аварийным школам построят новые, а в ветхих пройдет капитальный ремонт. Жизнеспособность подобных школ пока поддерживают педагоги, как могут, дабы потолки не рухнули на головы учеников. И, разумеется, ни одна из них не соответствует правилам пожарной безопасности. Даже страшно представить, чем может обернуться небольшое замыкание в электросети. Однако школы работают, дети в них учатся.

А тем временем модернизирующаяся система образования предъявляет ко всем школам равные требования. И в первую очередь это касается материально-технической базы. Сегодня вопрос состояния учебных заведений напрямую зависит от муниципалитетов. Об успехе района можно судить именно по этому показателю. Можно сказать, что в руках глав районов находятся все рычаги, механизмы, способные воздействовать на развитие образования в селах. А что мы имеем?

Школы, похожие на старые бараки, и под стать им — ученический инвентарь. Какие знания могут получить школьники в таких учреждениях?

Отношение глав тех районов, где проблемы со школами стоят наиболее остро, кроме как саботажем не назовешь. Речь идет не только о настоящем села, но и о будущем. Мы хотим видеть достойное поколение, а дети наши учатся в жалких хибарках, которых школами назвать нельзя. 

ОТНОШЕНИЕ ГЛАВ ТЕХ РАЙОНОВ, ГДЕ ПРОБЛЕМЫ СО ШКОЛАМИ СТОЯТ НАИБОЛЕЕ ОСТРО, КРОМЕ КАК САБОТАЖЕМ НЕ НАЗОВЕШЬ. РЕЧЬ ИДЕТ НЕ ТОЛЬКО О НАСТОЯЩЕМ СЕЛА, НО И О БУДУЩЕМ.

Что же получается? Главы периодически меняются, а проблемы в образовании с годами только накапливаются. Раз уж нет денег у муниципалитетов, остается надеяться на милосердие успешных предпринимателей, бизнесменов, которые когда – то окончили ту самую школу… Увы, сегодня в селах больше внимания уделяют строительству и ремонту мечетей, нежели образовательным учреждениям.

Повторюсь, выборка была произвольной, есть районы, где ситуация складывается еще хуже.

Подготовку сельских школ к новому учебному году прокомментировала начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РД Лариса Пантина.

— На контроле Управления Роспотребнадзора по РД находится 1571 общеобразовательное учреждение. По уровню санитарно – эпидемиологического благополучия лишь 11,4% школ относится к первой группе, санитарное состояние которых соответствует действующим правилам, нормам и гигиеническим нормативам, остальные по тем или иным показателям им не соответствуют. По–прежнему остро стоит проблема с оборудованием сельских школ. В 700 школах отсутствует водоотведение, в 203 нет централизованного водоснабжения, а 225 все еще работают на печном отоплении. Из общего числа школ почти половина не имеет медицинских кабинетов. Во многих образовательных учреждениях отмечаются проблемы с пищеблоками.

В ходе проверки готовности общеобразовательных учреждений за выявленные санитарные правонарушения в содержании и организации режима работы органами Роспотребнадзора по РД за 1 полугодие 2015 года составлено 1660 протоколов об административном правонарушении на общую сумму штрафов – 4286500 рублей.

Из справки, полученной из Управления Роспотребнадзора по РД, не понятно, как влияют штрафы на улучшение состояния тех же ветхих и аварийных школ, которые по нормам СанПиНа можно штрафовать по всем статьям. Директоров школ по праву возмущает такая постановка дел. Возникает вопрос: откуда брать деньги на оплату тех же штрафов, если в школьной казне нет денег даже на ученическую доску?

В Министерстве образования и науки РД также открестились от сельских школ: мол, все обязанности по их содержанию и ремонту лежат на муниципалитетах согласно ФЗ № 131 об «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Замкнутый круг получается, а страдают дети!

 
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/obrazovanie/27449448/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *