Нужно отстаивать свои права

В нашей стране уже не первый год реализуется федеральная программа по переселению граждан из ветхого жилья. Но, как часто бывает, эта программа оказалась «кому война, а кому мать родна». Порой оказывается так, что жильцы ветхих домов узнают об их ветхости лишь из решения муниципалитета о сносе и расселении, и далеко не всегда эта новость бывает радостной. Однако бороться с этим можно, как, например, это сделали еще в 2009 году члены ТСЖ «Центр» в Махачкале. Обратившись в суд, они сумели отстоять свои законные права, о чем мы в качестве наглядного примера расскажем по материалам судебного разбирательства.

В июле 2009 года товарищество собственников жилья «Центр» обратилось в Арбитражный суд РД с иском к администрации г. Махачкалы о признании недействительными акта межведомственной комиссии «О признании домов непригодными для проживания» и постановления администрации от 18.02.2004 №298 «Об утверждении акта межведомственной комиссии «О признании домов непригодными для проживания» в части включения в пересчет жилых домов по ул. М. Гаджиева, 5, 7, 9. Товариществом также было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования ненормативных актов администрации.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Махачкалы от 10.02.2003 №277 «О переселении граждан г. Махачкалы из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы» была создана комиссия в целях реализации республиканской целевой программы «Переселение граждан РД из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы». А 18.02.2004 очередным постановлением глава г. Махачкалы Саид Амиров утвердил акт межведомственной комиссии «О признании домов непригодными для проживания», на основании которого непригодными для проживания были признаны дома, в том числе расположенные в г. Махачкале по ул. М. Гаджиева, 5, 7, 9.

Как следовало из материалов дела, оспариваемое постановление №298 администрацией города действительно было принято 18.02.2004, однако акт межведомственной комиссии был не датирован и не пронумерован, поэтому дата его составления и подписания членами комиссии была неизвестна.

В Арбитражный суд товариществом заявление было подано лишь 27.04.09 с пропуском установленного законом 3-месячного срока. В суде жильцы пояснили, что узнали о предстоящем сносе дома лишь в марте 2009 года, когда от имени администрации некие работники начали обходить квартиры и предлагать переселиться в новый жилой дом, расположенный на углу улиц Акушинского и М. Гаджиева.

Специального собрания или совещания работники администрации с жильцами домов при этом не проводили, соответственно ни представители ТСЖ, ни жильцы указанных домов не могли знать о признании домов непригодными и подлежащими сносу на основании оспариваемых ненормативных актов администрации. Ввиду этого судом был восстановлен срок подачи заявления.

Кроме того, суд принял во внимание и то, что копии оспариваемых актов комиссии и постановления администрации не были опубликованы и направлены в установленном порядке ни собственникам квартир, ни руководителю ТСЖ.

Суд учел, что на момент принятия администрацией оспариваемых постановления от 18.02.2004 №298 и акта комиссии действовало Положение «О порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 552.

Согласно ему непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом и аварийном состоянии, в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Решение этих вопросов входит в компетенцию межведомственной комиссии, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав комиссии включаются представители органа исполнительной власти субъекта РФ и (при необходимости) органа местного самоуправления, органов Госжилинспекции, архитектуры и градостроительства, Санэпиднадзора, противопожарной службы и других органов и организаций. К участию в работе комиссии также привлекается собственник жилищного фонда или представитель собственника.

Однако администрация города не представила в суд предусмотренные этим Положением решение Правительства РД о создании межведомственной комиссии, заключения органов и другие документы, которые являются необходимыми для признания жилых домов непригодными для проживания.

Кроме того, из актов исследований, составленных Республиканским центром судебной экспертизы Минюста РД, следовало, что физический износ указанных жилых домов равняется 40% и 20,3%, а сами жилые дома пригодны для дальнейшей эксплуатации и отвечают требованиям строительных норм и правил, противопожарным и санитарным требованиям.

С учетом этого суд счел требования ТСЖ обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые ненормативные акты администрации Махачкалы не соответствовали закону и нарушали права и законные интересы членов ТСЖ.

На основании изложенного суд решил ходатайство ТСЖ «Центр» удовлетворить и восстановить ему срок подачи заявления в суд об оспаривании ненормативных актов органа местного самоуправления, признав причины пропуска срока уважительными.

Также были признаны недействительными акт межведомственной комиссии «О признании домов непригодными для проживания» и постановление главы администрации города Махачкалы от 18.02.2004 №298 «Об утверждении акта межведомственной комиссии «О признании домов непригодными для проживания» в части включения в них жилых домов по адресу: ул. М. Гаджиева, 5,7,9.

С администрации Махачкалы в пользу ТСЖ были взысканы судебные издержки на адвоката, а сами дома и сегодня стоят, радуя не только жильцов своими удобствами, но и остальных горожан и гостей нашего города своим прекрасным внешним видом.

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/pravoporyadok/27449384/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *