Древнейший центр просвещения и культуры на территории России Цахуры — один из коренных народов Дагестана. У нас богатые, древние и героические, как и у других дагестанских народов, история и культура. Обычаи, обряды, народные ремёсла, музыкальные, литературные традиции, веками выработанные нашими предками, — это бесценное сокровище, духовное лицо цахуров.
2015 год — год 940-летия открытия медресе в Цахуре (1075 год). Это событие имеет огромное значение для всего Дагестана. Значимость события подчеркивается и тем, что цахурское медресе открыли на 13 с лишним лет раньше первого в Европе университета в Болонье (1088 г.).
Это было первое учебное заведение такого масштаба, где получали всестороннее образование. Из его стен вышли сотни выдающихся ученых, богословов, исламоведов, священнослужителей, что дало большой толчок и стимул развитию и распространению образования.
Отмечу, что Рутульский район – это своего рода малый Дагестан, где испокон веков единой, дружной семьей живут шесть народов: рутулы, цахуры, лезгины, лакцы, аварцы, азербайджанцы. Цахуры проживают в верховьях р. Самур, а также в Закатальском, Кахском районах и части Алазанской долины Азербайджанской Республики, что в XVIII веке составляла территорию Илисуйского ханства (Цахурского султаната). Цахуры тогда впервые обрели свою государственность, высшая власть принадлежала султану. Столицей ханства являлось с. Илису (Азербайджан), затем — с. Цахур. Цахур тогда становится и центром распространения ислама на юге Дагестана.
Закарийа ал-Казвини даёт подробные сведения о селении Цахур и мусульманском населении в нем в середине XIII в.: «Есть у них хатиб (т.е. проповедник), который молится с ними, который разбирает тяжбы между ними по учению имама аш-Шафии, да ниспошлет Аллах ему свое благословение. Жители этого города все шафииты. В нем медресе, основал его Низам ал-Мулк ал-Хасан ибн Исхак в 1075 году, да очистит Аллах его душу. А при нем (т. е. при медресе) имеются учителя и факихи. И полагается каждому факиху в нем (т. е. в медресе) ежемесячно один баран и определенная мера сульта. Рассказывают, что они перевели «Компендий Музани» на лезгинский язык, подобно этому «Книгу имама ал-Шафии», и занимаются они ими обеими, Аллаху споспешествующему».
Факт широкого распространения ислама в этой части Дагестана в XIII–XIV вв. подтверждается большим количеством надписей в селениях Гельмец, Цахур, Мишлеш, Ихрек, Муслах, часть которых посвящена строительству мечетей.
Несомненно, Цахур является одним из центров активных поборников ислама и способствовал расширению сферы его влияния. Среди жителей Цахура сохранились предания о былом величии села и его роли в исламизации соседних народов. Аксакалы рассказывают, что раньше в Цахуре было 12000 домов и 14 мечетей.
Ислам в Южном Дагестане занял настолько сильные позиции, что к ХIII–XIV вв. встречаем ряд лиц с нисбой ал-Лакзи, занимавших высокое положение среди представителей мусульманского духовенства за пределами Дагестана – в Золотой Орде и Бухаре. Свое образование они получили в цахурском медресе. Так, знаменитый арабский ученый – энциклопедист Йакут (умер в 1229-г) во втором томе своего «Географического словаря» («Словарь стран»), в статье под заглавием «Хунлик» (местность близ Дербента) сообщает о Хакиме ибн Ибрахиме ибн Хакиме ал-Лакзи ал-Хунлики ал-Дербенди, «превосходном шафийском хакиме», учившемся в Багдаде у ал-Газали и жившем к этому времени в Бухаре, пока не умер там в месяце шаабан 537 года хиджры, т. е. в 1142 г.
Знаменитый путешественник ибн Баттута (умер в 1377 г.) оставил интересные сведения о столице Золотой Орды Сарае, где «между наставниками из шафиитов есть правовед, достойный имам Садреддин Сулейман ал-Лакзи, один из отличнейших людей». Йакут также рассказывает об ученом Мусе ибн Юсуф ибн Хусейн ал-Лакзи, учёном из Лакз – «городка» близ Дербента.
Горцы изучали арабский язык не только из религиозных побуждений. На арабском велись обучение детей в мусульманских школах, медресе, богослужение, делопроизводство и официальная переписка. Медресе в с. Цахур внесло в это весомый, неоценимый вклад, будучи главной кузницей кадров того времени.
У цахуров своя письменость на русской основе создана в 1990 году выдающимся ученым, языковедом-лингвистом, носителем цахурского языка Г.Х.Ибрагимовым.
Исторические свидетельства, дошедшие до нас, подтверждают, что арабским письмом пользовались не только служители культа, но и простые жители, мастера-строители, оставлявшие короткие надписи на построенных зданиях. До нас дошли надписи на камнях стен, надгробиях.
Надпись из Цахура в верхней части селения у местного святилища интересна тем, что нанесена на камень, имеющий форму креста. Он имеет высоту 1,1 м, ширину 63 см в верхней части и 47 см в нижней.
Близость Грузии и заметное распространение в этом районе христианства делают вполне понятной такую «дань» христианству. Официально цахуры приняли христианство в 313 г., грузины — в 317 году. Цахурская арабская надпись на кресте – единственная пока в Дагестане.
Текст содержит 12 строк, из которых 8 посвятительных, а четверостишие – одно из ранних в памятниках эпиграфики:
Именем Аллаха, милостивого,
милосердного.
Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед –
посланник Аллаха.
Это могила мученика в борьбе за веру
(шахида), покойного Чакуна
сына Кадир-бека,
да освятит Аллах его могилу и
сделает раем его пребывание.
Смерть – чаша, и каждый человек
отведает ее. Могила – ворота,
всякий войдет в них. Если Аллах
сделал кого-либо вечным в этом мире,
то пророков и посланников. Он пал
мучеником (шахидом)
в двадцать пятый день
месяца рамадан, в воскресенье 778 года
в селении Зиль.
Фотография части каменной плиты с арабским текстом и ее перевод сделаны А. Р. Шихсаидовым и Л. И. Лавровым. Лавров пишет, что надпись интересна и как редкий на Кавказе памятник, содержащий, кроме даты по хиджре, указание на год тюркско-монгольского летоисчисления с помощью двенадцатилетнего животного цикла. Ценно также упоминание титула бека (Кадир-бек), что документально подтверждает наличие сословия беков в Цахуре в середине XVI в.
Цахур уже в 1430-е годы, согласно древним надписям, впервые предстает как самостоятельная политическая единица, сумевшая отразить одновременно вторжение армий двух правителей: турок и их союзника, совершивших разорительные походы в Ширван и Дагестан. Под Цахуром объединенные силы завоевателей потерпели сокрушительное поражение. Ни один из других документов не сообщает нам о сражении, имевшем место в Цахуре в 1432 г.
Как известно, в VII–X вв. на территории Южного Дагестана существовало раннефеодальное государственное образование Лакз. Дальнейшая судьба государства плохо прослеживается по известиям арабских авторов. «История Ширвана и Дербента» сообщает о Западном и Восточном Лакзе в начале XI в., а у Йакута (умер в 1229 г.) упоминается не об одном правителе, а о «маликах» в Лакзе. Ибн ал-Асир (1160–1234) понимал уже под страной Лакз то Южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами. Рашидад-Дин (1247–1318) впервые употребил термин «Лезгистан» в общедагестанском значении.
Как известно, Закарийа ал-Казвини (умер в 1283 г.) назвал Цахур «главным городом», т. е. столицей Лакзана. У арабских авторов IX–X вв. столица Лакзан не упоминается, но под Лакзом понималась территория Южного Дагестана, населённая в основном лезгинами и другими представителями лезгинской группы языков. «История Ширвана и Дербента», написанная в начале XII в., сообщает о Западном и Восточном Лакзе (в начале ХII в.), о двух уже самостоятельных государственных единицах. Возможно, под Лакзаном у ал-Казвини и понимается Западный Лакз (Цахур расположен в юго–западной части Дагестана, в верховьях реки Самур). То, что Цахур назван уже столицей Лакзана, говорит о быстром росте значения этого селения.
Селение Цахур, по сообщению Закарийи ал-Казвини, — это один из крупных населенных пунктов Дагестана: «Захур – большой город, густонаселенный. Он главный город (касаба) страны Лакзан… Вода его из реки, называемой Самур. В городе имеется медресе, которое основал везир Низам ал-Мулк ал-Хасан ибн Али ибн Исхак. При медресе имеются учителя (мударрисы) и факихи…».
Упомянутый в надписи знаменитый везир сельджукских правителей Низам ал-Мулк жил в XI в. (скончался в 1092 г.). Значит, строительство медресе можно отнести к последней трети ХI в. Стало быть, ко времени Закарийи ал-Казвини (умер в 1283 г.) медресе имело уже более чем полуторавековую историю, а селение Цахур существовало еще в XI в. О медресе в последующем можно судить из сообщения Закарийи ал-Казвини о преподователях и их переводческой деятельности. В 689/1290 г. здесь переписаны Мухаммадом, сыном Абу-л-Хасана первая и вторая части толкового словаря арабского языка «ал-Гарибайн» Абу Убайда Ахмада ал-Харави (умер в 1010 г.). Это позволяет думать, что деятельность медресе в последующем, возможно, не прекратилась.
В начале XIV в. Цахур, вероятно, находился под влиянием Кумуха, но в последующем об этой зависимости нет сведений. Во всяком случае в конце XIV в. (1396) в селении имеются уже свои беки (Чакун, сын Кадир-бека), принимавшие участие в борьбе с иноземными завоевателями. И в последующем Цахур представляется как сильная политическая единица, сумевшая, судя по надписи, отстоять в 1432 г. свою независимость в борьбе против объединенных сил Искендера Кара-Коюнлу.
Таким образом, из сообщений памятников эпиграфики и хроник селение Цахур предстает перед нами как один из крупных населенных пунктов, один из идеологических, политических и культурных центров того времени.
Нельзя, располагая такой богатой и уникальной историей, предавать ее забвению. Нужно добиваться сохранения и пропаганды культурного и исторического наследия. «…Мы все нуждаемся в приобщении к истории, культуре. Вместе мы должны работать над тем, чтобы воссоздать нашу дагестанскую общность, общность людей, исторически известных как величайшие мастера, ученые, поэты», – призывает нас Глава Дагестана Р.Абдулатипов.
Мы приветствуем организаторов автопробега Москва-Махачкала-Рутул-Цахур-Мухах, посвященного 940-летию основания медресе в с. Цахур. Это мероприятие – импульс к пропаганде цахурской истории, культуры, укреплению единства и дружбы народов Дагестана.
Источник: http://www.dagpravda.ru/