Электросеть замыкает от бессистемности

В Махачкале 9-этажный двухсотквартирный дом на ул. Гамидова, 57 в очередной раз почти на двое суток остался без электричества. На первом этаже этого длинного строения расположены Дом мебели и еще десяток магазинов. По отзывам продавцов торговых точек, отключение электричества – дело здесь довольно частое. Но тем не менее в то, почему это происходит, никто из них не вникал.

 Давайте попробуем в этом разобраться. Тем более что подробности могут оказаться типичными и для других домов города, которые тоже планово и внепланово нередко отключают от электросетей.
Перераспределить мощности подстанций

Зная, что свет на этот раз отключился потому, что пробило подземный кабель на придомовой территории, за разъяснениями обратились к специалистам Махачкалинских горэлектросетей. Начальник диспетчерской службы Шахвали Гарунов подвел меня к начальнику электротехнической лаборатории Юсупу Магомедову, который предположил, что, возможно, на том месте, где пробило кабель, велись до этого несогласованные с ними подземные работы, то есть кабель тогда немного повредили, из-за чего он со временем и вышел из строя.

Какие еще могут быть причины внепланового отключения света? Поиски ответа на вопрос приводят к начальнику производственно-технической службы Фериде Садыковой, она по моей просьбе проверила измеряемую ими регулярно летнюю и зимнюю нагрузку на трансформатор, который питает дома, входящие в Товарищество собственников жилья «Дом мебели». Вышло, что нагрузка, по сравнению, к примеру, с 2008 годом, увеличилась почти вдвое. И это при том, что мощность трансформатора остается неизменной.

Если сравнить количество потребителей, подключенных к трансформатору за эти годы, то к значившимся в 2008 году трем домам и детсаду № 45 ныне, согласно рассмотренным вместе с Фериде Садыковой книгам учета, прибавились три закодированных непонятными буквенными аббревиатурами объекта, потребляющих электроэнергию из этого общего источника. А территория ТСЖ «Дом мебели», надо отметить, в настоящий момент плюс к имевшимся здесь подземным кабелям обвешана протянутыми по воздуху кабелями, которые питают не так давно открывшиеся крупные магазины.

Фериде Садыкова эту тему обошла и напомнила, что заметно выросло число потребителей: компьютеров, стиральных машин, микроволновок, печей, теплых полов и особенно кондиционеров, которые, на ее взгляд, почти уравняли зимнее и летнее потребление электроэнергии.

По мнению Фериде Садыковой, в идеале решение этой проблемы состоит в замене или капремонте многих трансформаторов, а также в проводке при их замене щитово-полиэтиленовых или так называемых бронированных кабелей со сроком службы более 40 лет. Но в нынешных условиях специалист реальным видит выход в правильном перераспределении, как она выразилась, проходной мощности трансформаторных подстанций.



Провести второй кабель

Председатель ТСЖ «Дом мебели» Магомедрасул Загалов говорит, что письменно обращались в горэлектросети с просьбой привести в порядок трансформатор, но реакции нет. Затем он поясняет, что к дому подведены два кабеля. Один – на лифты, с ним никаких проблем, а другой, рассчитанный на нагрузку 1970 года, когда возводился микрорайон, питает весь дом.

«Да, прошло всего лет десять, как поменяли этот кабель, — отмечает председатель ТСЖ, — но, как это обычно делается, поменяли на то, что есть в наличии, то есть на такой же, какой там был, и потому на кабеле уже можно обнаружить более пяти латок. Не выдерживает он имеющиеся нагрузки», — подытоживает М. Загалов.

Для такого большого дома проблема с трансформатором во многом, по его мнению, вытекает из того, в каком состоянии кабель, соединяющий дом с этим трансформатором. «На этих двух концах имеются два щитка с рубильником, один – на подстанции, другой – в доме, — поясняет председатель ТСЖ, — обычно на них при нагрузках горят лапки предохранителей, а также на зажимах имеется кольцо, которое от нагрузок начинает греться и приводит к замыканию электроцепи».

«Мы на своем щитке – границе нашей ответственности, — не без гордости говорит Магомедрасул Загалов, — поменяли рубильник, зажимы, лапки, предохранители». Ныне, как он утверждает, постоянно вылетает рубильник на подстанции, и теперь, по его мнению, только спецы от электросетей мучаются: то одна лапка сгорит, то другая, то предохранитель плавится, то кабель не выдерживает, как это было недавно.

Загалов предлагает провести от подстанции еще один подземный кабель к дому, посадить его на отдельный рубильник и тем самым снизить нагрузку. «Мы тоже в свою очередь, — продолжает он, — поддержим почин, поставив еще один рубильник и разделив дом по электропотреблению пополам». Вспомним то, что говорила начальник производственно-технического отдела горэлектросетей о правильном перераспределении проходной мощности трансформаторных подстанций.

Как видим, именно в этом видит основное решение проблемы и председатель ТСЖ. Но и он тем не менее считает, что необходимо произвести капитальный ремонт трансформаторов. Один из них отремонтировал хозяин большого, отдельно стоящего магазина «Зам-Зам» и провел от него к себе отдельный подземный кабель. Теперь, по мнению Загалова, очередь электросетей привести в порядок второй из них, чтобы столь часто, как ныне, не возиться с контактами на зажимах, подключая то один, то другой трансформатор. Ведь каждый раз это еще одно отключение света, притом не на пять минут, а на несколько часов или на целый день, в зависимости от того, как среагирует аварийно-ремонтная служба горэлектросетей.

Что же касается тех, кто подключился к трансформатору со своим протянутым кое-как по воздуху кабелем, то прежде всего у председателя ТСЖ возникает вопрос к гор­электросетям: как могло так случиться, что десятки объектов подключились к сети без техусловий и проектной документации? Кстати, по подсчетам Загалова, восемь из этих коммерческих объектов подключены к дому и давят на кабель, а пять – со своим подвесным кабелем наседают на трансформатор.  И, согласитесь, даже это очень много, хотя на глаз, по количеству исходящих от трансформатора кабелей, по рекламным вывескам складывается впечатление, что этих объектов гораздо больше.

Но главным акцентом, конечно же, прозвучало мнение председателя ТСЖ, который считает, что надо с участием Ростехнадзора дать этим объектам незаконного подключения срок, чтобы они привели эти кабельные «кружева» в порядок. И, надо добавить, не помешало бы разобраться, в каком виде они числятся в документах горэлектросетей, если, конечно, эти объекты вообще там зафиксированы.



С надеждой на нового мэра

Главный инженер столичных горэлектросетей Нариман Шайдаев отметил, что кабели срока годности как такового не имеют, они ежегодно проверяются с шестикратным повышением проходимого по ним напряжения. Но все же признал, что нагрузка на сети и трансформаторы выросла значительно за счет хаотичного подключения к ним коммерческих структур и растущих ныне, как грибы, высотных домов.

Но проблема, по его мнению, не столько в растущей нагрузке на сети и трансформаторы, сколько в том, что эти новые дома и предприятия подключаются своевольно. Их хозяева находят, как и с чьего ведома и позволения это сделать, как это подключение провести без проектной документации, и к тому же осуществляют все эти работы с привлечением сторонних специалистов. Все это в итоге рождает массу проблем и с нагрузкой, и особенно с локальными неисправностями, которые то и дело сказываются на окружающих жителях. На примере с ТСЖ «Дом мебели» он указал на недопустимость таким «партизанским» образом, подручными средствами, воздушным путем проводить кабель.

Н. Шайдаев даже выпалил неожиданно, что непонятно, когда закончатся все эти проявления массовой несогласованности с ними решений со стороны всевозможных сановных чиновников, что в итоге рождает шквал своевольных действий со стороны тех, кому дано добро на подключение к электросетям. «Приходится надеяться на новое руководство города», — добавил он. Правда, сказал это, по моим ощущениям, без особого энтузиазма и оптимизма.

В КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ БОЛЕЕ ВСЕГО НЕ ХВАТАЕТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ, КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБ 

Без учета потерь и доходов

Председатель ТСЖ Магомедрасул Загалов все время пытался обобщить деятельность их домового сообщества. Начал с того, что весь двор в ямах, деревья не могут спилить, коснулся капремонта двора, дома, пожаловался, что сложно людей вытащить на собрание, что если сами будут собирать на капремонт, то на одну замену лифтов им пришлось бы копить 48 лет при 100% сборе платежей. Потому считает, что надо подождать с принятием решения по вопросу, как осуществлять капремонт — самим или вместе с государством.

Говоря о коммунальных платежах, председатель ТСЖ обозначил, что одна из наших бед в этой сфере в том, что у нас много неучтенных потерь, которые при наличии общедомовых счетчиков можно было бы возвести в ранг общедомовых расходов и прямиком направить на общедомовые нужды. У нас не только не практикуется это, но и упорно снижается тариф за техусловия, убираются оттуда некоторые услуги, к примеру, недавно вывели тариф за уборку подъезда. И при этом считается, что 11 рублей должно хватить на уборку двора, подземное и уличное освещение, ремонт межпанельных стыков, крыши.

По мнению руководителя ТСЖ, в коммунальной сфере более всего не хватает объединения усилий, координации действий различных служб. К примеру, на его взгляд, образцом мог бы служить ГЕРЦ города Каспийска, где собирают все коммунальные платежи и за вычетом своего процента передают их соответствующим ресурсоснабжающим службам. Вот когда на такой манер объединятся коммунальные службы, тогда, по мнению Магомедрасула Загалова, порядка будет больше.

А пока те, кто через нужных людей подключается к сети, как правило, или не платят вовсе, или платят тем, кто посодействовал этому. А специалисты горэлектросетей вместо решения проблем своего хозяйства норовят перевести ответственность то на системный произвол, то на неорганизованность новых объектов подключения к сетям. Такова ныне реальность. Отсюда и массового характера частые отключения многоквартирных домов от электросетей.

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27448852/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *