Главное в экономике – не навредить

Проблемы республик СКФО, санкции Запада и антикризисные меры стали главной темой обсуждения экспертного и бизнес-сообщества СКФО в рамках телепроекта «Кавказская перспектива» в Грозном.

Эксперты и руководители торгово-промышленных палат (ТПП) республик СКФО, которые представляли свои региональные бизнес-сообщества, получили возможность задать вопросы относительно антикризисных мер директору Департамента инвестиционных проектов Министерства по делам Северного Кавказа (МСК) Ольге Рухуллаевой.

Какова роль округа и каждой республики в программе импортозамещения в промышленности, в АПК, в том числе с точки зрения поддержки производителя? В какой ипостаси регионы СКФО будут выступать: приоритеты — выращивание или переработка? Состояние долгосрочных инвестиций в регионы. Эти и многие другие вопросы и проблемы озвучили гости и участники программы.

Нашу республику здесь представили вице-президент ТПП РД Александр Шевченко, генеральный директор Гильдии строителей СКФО Али Шахбанов, заместитель генерального директора Гильдии строителей СКФО, президент Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиев.

Проблемы известны, и они общие для всех республик СКФО: потеря индустриальной базы экономики, высокая безработица, высокий уровень теневой экономики, дефицит инвестиционных средств — вот неполный перечень проблем региона. Запущенная долгими годами экономика Дагестана трудно поддается реанимированнию, и тут очень важно подобрать правильные инструменты воздействия.

— Дагестан раньше экспортировал энергию, теперь он докупает около 1 млрд кВт/ч, при этом все мы знаем, что для развития промышленности, развития всей экономики нужны большие энергоресурсы. Учтены ли эти моменты в антикризисных программах? – спросил у Ольги Рухуллаевой Гаджи Гаджиев.

Как ответила директор департамента инвестиционных проектов МСК, естественно, эти вопросы будут прорабатываться, и если даже сам регион не внес решение данного вопроса в антикризисную программу, МСК обязательно будет учитывать это. В свою очередь она попросила оппонента внести свои предложения и плотнее сотрудничать с МСК.
Дагестан раньше экспортировал энергию, теперь он докупает около 1 млрд кВт/ч, при этом все мы знаем, что для развития промышленности, развития всей экономики нужны большие энергоресурсы. Учтены ли эти моменты в антикризисных программах?

Представитель ТПП Краснодарского края задалась вопросом, насколько проработаны антикризисные меры. Ведь Путин выступил 5-го числа, а 10-го регионы уже представили свои антикризисные планы. Насколько реально за 5 дней создать глубокий и качественно проработанный программный материал?

Все мы знаем, что кризис формировался не сегодня, да и вообще страна по сути из кризиса и не выбиралась, поэтому необходимые меры изучались давно. Удивляет здесь другой факт: уже несколько лет государство не принимает законов без согласования с бизнес-сообществом, без так называемой экспертной оценки регулирующего воздействия. И вдруг появляется такой судьбоносный документ, целый пакет антикризисных мер. Естественно, бизнес обеспокоен влиянием принятых решений на экономику.

Как решить проблемы безработицы, с одной стороны, и технологической отсталости предприятий — с другой?

Все мы понимаем, что модернизация предприятий и закупка современного оборудования значительно уменьшают необходимость в ручном труде. Но не проводить модернизацию нельзя, мы и так отстаем от развитых стран на десятилетия. Но, с другой стороны, в регионе и так безработица и высвобождение дополнительной рабочей силы только усугубят ситуацию. А в экономике ведь, как в медицине, основной принцип – не навреди!

Когда Ольга Рухуллаева обозначила, что Дагестан представил около 20 предприятий для господдержки, у присутствующих возник вопрос, а что с остальными. То есть государство кому-то помогает, составляет планы поддержки, выделяет средства, а остальные? А также по какому принципу будет идти помощь, и кто гарантирует, что в список попадут именно те, кого нужно поддержать, а не те, кого протолкнули?

Однако само озвучивание названия предприятия в программе помощи и поддержки на самом деле еще не означает, что данное предприятие может вздохнуть облегченно. На примере того же завода «Дагдизель» мы знаем, что это предприятие дважды собирались модернизировать еще в начале 2000-х, потом в 2010-2011 годах, но конкретных программ по предприятию так и не появилось, а сама идея скрылась за формулировкой «мы включим (включили) предприятие в отраслевые планы развития». Для выведения любого предприятия нужны конкретная адресная поддержка и специальная программа, без этого говорить о перевооружении не приходится, а значит о полноценном импортозамещении можно только мечтать.

Некоторые эксперты-экономисты предлагают вновь включить элементы планирования в экономику. Они утверждают, что проблема не в том, что государство вмешивается в экономику, а в том, что вмешивается не достаточно эффективно. А для того чтобы вмешательство было эффективным, должны быть планы развития отраслей, предприятий, и даже бизнес должен составлять план своего развития и информировать соответствующие госслужбы об этих планах.  

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/ekonomika/27444703/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *