Сокровища – под ногами

«Мои глаза – как мои ноги: ногами все время по земле хожу и глазами все время тоже «хожу», выискиваю что-то интересное. В любой момент и в любом месте можно найти уникальный камень», — говорит Иса Омаров, житель селения Куппа Левашинского района. Иса Исаевич – человек разносторонний. Заслуженный работник культуры Дагестана, член Союза писателей России, педагог, краевед. С недавних пор директор палеонтологического музея, между прочим, единственного на всем Северном Кавказе.

 Обычные ворота, обычный дом в горах. Необычный здесь двор, точнее, то, чем он уставлен. «Вот первые экспонаты моего музея», — показывает рукой в сторону круглых камней пожилой мужчина невысокого роста. Большие камни, похожие на гигантских улиток, камни поменьше, напоминающие, например, человеческое сердце, и совсем крохотные каменные звездочки. Точнее, даже не камни, а окаменелости морских животных, растений. Они везде: на земле, на подоконниках дома. И в самом помещении музея. Сегодня это одна небольшая комната, сплошь уставленная экспонатами, которым миллионы и миллионы лет.

Иса Исаевич со смехом рассказывает о том, как организовал здесь музей.

— Я свои камни собирал, можно сказать, всю свою жизнь, люди мне многое приносили и приносят. Мечту о создании музея вынашивал долгие годы. И решил строить здание у себя во дворе, благо, место было. Построил. А жена стала отговаривать меня от этого, ей хотелось расширить жилое пространство, приглянулась ей эта комната. Так мы с ней ни о чем толком и не договорились. Однажды, когда она по IMG_8796.jpgделам уехала в Махачкалу, я быстренько перетащил сюда все свои камни, занял место, в общем. Ну вот, с тех пор тут у меня музей. Даже табличка висит. С 1 сентября мне выделили штат: директора, экскурсовода и уборщицу, а через две недели было торжественное открытие. Мои экспонаты даже Глава республики видел. Правда, в музей он не приезжал. На открытии Дома культуры в райцентре у меня была небольшая экспозиция. Он заинтересовался и поручил главе Левашинского района выделить мне полмиллиона рублей на расширение музея. Но пока я ничего не получил… Денег-то нет в бюджете района. Так что глава района теперь мой должник.

— С чего вообще началось ваше хобби?

— Я школьником тогда был. Однажды нашел маленький камень в виде звездочки, правда, выковырять его из скалы я не смог, как ни пытался. Это еще более раззадорило меня. Увлекся, стал читать книги на эту тему, бродить по окрестностям. Так и началось. Сейчас у меня уже около 2,5 тысячи предметов в музее, еще целый ящик неизученных экспонатов лежит, тут уже места мне не хватает…

— Какой экспонат вашей коллекции можно считать самым древним?

— Видите вот этот большой камень? Он был круглым, к сожалению, распадается на части. Такие камни шаровидной формы называются конкрециями. Внутри них минерал, который, как магнит, веками притягивает к себе все, что находится рядом с ним. И таким образом образуется камень в виде шара.

— А самый интересный экспонат в музее?IMG_8640.jpg

— Без ложной скромности скажу, что у меня все находки необычные, есть, например, осколок метеорита или фрагмент камня, в котором отпечатались шишки хвойных деревьев, которым много миллионов лет. Но, наверное, самым интересным можно считать вот эти древние солнечные часы-календарь. Их, кстати, нашли в моем селении Куппа. На горе Талку, здесь рядом. Сельчане добывали там камень для строительства и вдруг наткнулись на большой каменный диск с непонятными углублениями по кругу. Принесли мне. Все ведь уже знают о моем увлечении. Я сфотографировал, отправил снимок в Махачкалу, в Академию наук. Там его изучал доктор геолого-минералогических наук, профессор Магомед Исрапилов. Он и определил возраст находки. Видите, здесь восемь углублений? Раньше год делили не на четыре периода, а на восемь, тень от камня посередине «циферблата» указывала, какое сейчас время года, время солнцестояния и полнолуния. С помощью этого календаря наши предки определяли время для полевых работ, сева и сбора урожая. Эти часы работают и сейчас. «Механизм»-то вечный.

— Столько интересного можно, оказывается, найти в Дагестане. Откуда у нас такие палеонтологические богатства?

— Если хорошо поискать, то везде есть уникальные экспонаты. Конечно, в городах уже мало что найдешь, асфальт ведь ковырять не будешь… Когда-то давным-давно все наши горы были под водой. Не было Азовского, Черного и Каспийского морей. Был один океан. Потому здесь нередко находят окаменелых моллюсков, у меня в коллекции есть даже позвонок сарматского кита.

IMG_8738.jpgИса Исаевич дает мне в руки ценный экспонат. Тяжелый предмет размером чуть ли не с голову человека. Страшно представить, какой величины был сам кит.

— Вам не боязно, что я могу уронить такую ценную для ученых штуку? У вас тут приличная часть экспонатов лежит на открытых полках. Не было случаев, чтобы задел кто, сломал?

— Нет, мне не страшно. И ни разу ничего с моими камнями не случалось. Хотя посетителей у меня достаточно бывает. Школьников привозят на экскурсии каждую неделю. Причем не только из окрестных сел, например, из Шамильского района приезжали. Детям особенно интересно это все разглядывать, вопросы задают. Я всех посетителей музея считаю, записываю в отдельную тетрадку, только школьников уже больше трехсот. А еще я фотографирую всех своих гостей на память. У меня целый альбом!

Справка «ДП»: Палеонтология — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Палеонтологи исследуют не только останки собственно животных и растений, но и их окаменевшие следы, и отброшенные оболочки.

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/kultura/27442654/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *