Почему «буксует» школьный автобус

Во многих районах машины простаивают или используются не по назначению

С началом нового учебного года в образовательных учреждениях республики вновь возникла проблема школьного автобуса. Особенно плохо обстоят дела с подвозом школьников до места назначения в горных районах.

Не менее проблематичными оказались маршруты в поселковых школах разрастающейся Махачкалы, районах-спутниках столицы. Между тем количество школьных автобусов остается прежним. Какова ситуация со школьным транспортом в настоящее время, мы попросили рассказать первого замминистра образования и науки РД Ширали АЛИЕВА.
— Начиная с 2006 г. обеспеченность республики школьными автобусами осуществлялась в рамках приоритетного проекта «Образование» в подпрограмме «Школьный автобус»,- говорит Ш. Алиев.- По мере поступления школьные автобусы передавались в собственность муниципальных образований. И все расходы, связанные с содержанием, техническим обслуживанием, горюче-смазочными материалами, выплатой заработной платы водителям, должны были производиться за счет средств местных администраций. Кроме того, власти на местах должны были организовывать обследование маршрутов, составлять паспорта и схемы движения с обозначением опасных участков, согласовывать маршруты с подразделениями ГИБДД. С 2013 г. началось оснащение автобусов системой ГЛОНАСС. Оборудование установлено на 109 автобусах. И в этом году планируется оснастить этой электронной системой еще около 300 единиц автотранспорта.
Со своей стороны министерство проводит тщательные плановые проверки соблюдения норм и правил использования школьных автобусов, наличия автотранспорта в муниципальных образованиях. Все эти меры вызваны поступающими с мест сообщениями от жителей населенных пунктов, где школьные автобусы простаивают или используются не по назначению. Возникают проблемы дополнительного обеспечения транспортом, которые мы не всегда можем решить, поскольку республиканский бюджет не в состоянии выделять средства на эти цели.
Хотелось бы напомнить, что в свое время при распределении автобусов Минобрнауки РД направляло на имя глав районов и городов квоты на количество автобусов, предусмотренных для конкретных муниципальных образований. Тогда за автобусами выстраивалась очередь. Но сегодня — я констатирую это со всей ответственностью – лишь 70 процентов муниципальных образований эффективно используют школьный автотранспорт. Во многих случаях автобусы простаивают, поскольку их содержание требует затрат. А используют автобусы только для подвоза учащихся, например, на олимпиады, спортивные соревнования.
Чтобы не быть голословным, приведу данные статистики. В частности, Гумбетовский район, г. Дербент используют школьный автобус не по назначению, а только на экскурсии, доставку детей на олимпиады в Махачкалу. Ногайский район вообще не использует автобус, Сулейман-Стальский район не может найти средства на зарплату водителю автобуса. Курахский район из восьми автобусов использует только четыре, Кулинский район из семи – три. Такое несоответствие между прямым назначением школьного транспорта и откровенным пренебрежением к своим обязанностям местных властей приводит к тому, что школьный автобус все чаще пробуксовывает. Хотя желтый школьный автобус должен обеспечивать бесперебойный подвоз на уроки детей, проживающих на дальнем расстоянии от образовательного учреждения.
И Минобрнауки РД, следуя идее создания единого образовательного пространства, отслеживает ситуацию, настоятельно рекомендуя муниципальным образованиям соблюдать нормы, установленные федеральным законодательством.
— Правительство РФ, РД, Минобрнауки РД решает вопрос обеспечения школ республики автобусами совместно с администрациями муниципальных образований, за которыми этот транспорт закреплен. Вместе с тем проблема школьного автотранспорта, предназначенного как для высокогорных районов, так и для городов и крупных населенных пунктов, остается. И при росте населения действительно требуется дополнительный транспорт, например, в Махачкале и Каспийске, где автобусы используются по прямому назначению. Со своей стороны Минобрнауки РД изыскивает возможность оказывать поддержку в дополнительном обеспечении школ транспортом. Недавно на баланс администрации Новолакского района, не раз обращавшейся в министерство, был передан автобус. Но заметьте: как только вопрос решился, у местной администрации возникла проблема с закупкой ГСМ, зарплатой водителю. В качестве показательного примера письмо от жителей поселка Кривая Балка, которые попросили организовать подвоз учащихся до школ Новолакского района из сс. Шушия и Ахар. Предвидя проблемы, хочу обратиться к главе района с просьбой отнестись со всей ответственностью к условиям содержания школьного автотранспорта, ритмичному обеспечению школьным автобусом детей дачного поселка, поскольку строить школу здесь с учетом немногочисленного состава учащихся нецелесообразно.
Другой пример – поселок Белиджи. На окраине населенного пункта проживают дети, которым, чтобы добраться до школы, необходимо преодолеть огромное расстояние да еще перейти железнодорожное полотно. И Минобрнауки РД совместно с администрацией района изыскали возможность не только организовать дополнительный подвоз учащихся, но и решить вопрос строительства новой школы с учетом растущей численности населения.
В настоящее время министерством завершен мониторинг состояния обеспеченности и потребности в транспортном средстве для подвоза учащихся школ в тех или иных муниципальных образованиях. Сформирован банк данных муниципальных образований, нуждающихся в школьных автобусах.
Хотел бы проинформировать и о том, что Главой республики Р. Абдулатиповым принято решение о создании образовательных центров интернатного типа в крупных населенных пунктах республики. Это найдет отражение в разрабатываемом проекте государственной программы «Развитие образования в РД до 2020 года» и позволит разрешить проблему школьного автобуса. Тем не менее это не снимает ответственности с муниципальных образований, которые должны отвечать за школьный автотранспорт.

Фото В. Безруких/«РИА Новости»  

Источник: http://www.dagpravda.ru/rubriki/obrazovanie/27441100/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *