Под таким патриотичным названием в Выставочном зале Союза художников Дагестана проходит персональная выставка художника Рассо Магометова (на снимке). Автор посвятил её своим первым учителям и родной дагестанской земле.
У Рассо Константиновича особенная, щемящая до боли сыновняя любовь к Дагестану. А все потому, что обрёл он её после долгой разлуки. Тому есть своя причина – война. Именно из-за неё его судьба была исковеркана. В годы Великой Отечественной он потерял отца, который воевал еще в Гражданскую войну. Вместе с матерью волею случая Расул, так его нарекли в детстве, был депортирован в Среднюю Азию. Там умерла и мама. Но перед смертью она успела сказать сыну, что он родом из дагестанского села Верхнее Убеки, и завещала ему вернуться в родной аул. Так случилось, что сироту определили в детский дом, который находился в Узбекистане, и по ошибке назвали Рассо Магометовым и отчество дали – Константинович. Но с детства он помнил завет матери и мечтал вернуться в родное селение.
Мечте его суждено было исполниться лишь в 1970 году, когда после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной он приезжает в Дагестан и находит своё родное селение Верхнее Убеки Левашинского района. С этого времени прикипает душой к горской жизни, к традициям и обычаям родного аула, к красотам природы. Все это нашло отражение в его творчестве, которое весьма многогранно – живопись, графика, гобелен и литература.
Несколько лет Рассо Магометов после возвращения на историческую родину работал преподавателем рисунка, живописи и композиции в Дагестанском художественном училище в Махачкале. В 1974 г. переехал в Санкт-Петербург, где работает и по сей день. Там он старается передать петербуржцам красоту дагестанской земли, участвуя во всех выставках, проводимых объединением художников петербургских дагестанцев в Северной столице «Открытая ладонь».
Новая «персоналка» художника в Дагестане, как и прежняя «Возвращение на родину», включает работы разных лет и разного жанра: гобелены, живопись, акварель, графика. Сквозная тема всех произведений – Дагестан, родные аулы, земляки, природа любимого края. Особенно это отразилось в его гобеленах «Родник», «Мой аул», «Родная земля», «Каспий». На выставке представлен и самый первый гобелен мастера «Красный горец», изготовленный в Махачкале и посвящённый установлению в Дагестане в 1921 г. Советской власти.
«Я тогда эти события очень близко к сердцу воспринимал, потому что их участником был мой отец. Тогда простые люди боролись за то, чтобы жить более или менее по-человечески. А что там далее получилось, не будем сейчас разбираться», — делится художник.
Отзвуком жизни художника в детском доме предстал эскиз гобелена «Две матери». Он был сделан в 90-м году и посвящён первой воспитательнице Рассо в детском доме Елизавете Ивановой.
Волнующие автора темы и образы нашли также своё отражение в его живописи. На суд зрителей представлено большое количество работ, выполненных в этой технике. Среди них много картин с изображением родного аула в разное время суток, с разными людьми, сюжетами, но каждый раз селение Убеки во всей своей красе словно манит зрителей поехать в горы.
На выставке также был представлен ряд натюрмортов. Не оставят равнодушными гостей и пейзажи «Ночная мелодия», «Торжественная тишина» и др. Другая картина «Чечня, 44 год», напротив, пробуждает в душе смятение и тревогу за людей, изображённых на ней. Столпившиеся возле вагонов со своим скарбом дети, женщины, старики силой вынуждены проститься с родной землёй, Рассо Магометов сумел передать огромную боль людей, теряющих все, к чему были привязаны, ведь, как уже говорилось, автор знаком с этой ситуацией не понаслышке.
Выставка Рассо Магометова стала ещё одним напоминанием, что человек с твёрдым характером, несмотря на все тяготы судьбы, может сохранить в себе непоколебимое духовное начало и пронести его через всю жизнь.