Месяц август занимает особое место в душе каждого дагестанца, каждого мусульманина. В этом месяце происходили события, которые вошли в историю и останутся в новейшей истории Дагестана на века. Некоторые даже прозвали август «черным». Одной из трагедий, произошедших в августе, является та, которая случилась двадцать первого августа 1998 года.
При въезде на территорию центральной мечети была взорвана машина муфтия РД, Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, который отправлялся на пятничный намаз. Вместе с ним в машине находились его брат Ахмад-хаджи и водитель Хайдарбек. Все трое скончались на месте. В память о нем мы публикуем отрывок из книги «Наследник имамов».
Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров (1959–1998) – председатель Духовного управления мусульман Дагестана, сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Совета муфтиев Северного Кавказа, муфтий Дагестана, уроженец селения Цилитль Гумбетовского района. Родился 23 сентября 1959 года.
Школа, детство, институт
Сайидмухаммад с детства выделялся среди сверстников любознательностью и повышенным интересом как к духовным, так и светским наукам. Еще в дошкольном возрасте он выучил арабский алфавит и мог читать и писать на родном языке, используя арабские буквы (ажам).
Увидев в мальчике большие способности, родители отправили Сайидмухаммада еще в пятилетнем возрасте в махачкалинскую среднюю школу №20. Несмотря на трудности того времени, когда преследовалось все религиозное и духовное, родители Сайидмухаммада и Ахмада сделали все возможное, чтобы их дети стали истинными мусульманами не только по происхождению, но и по духу. Московский Комсомолец
Окончив школу, Сайидмухаммад пошел по стопам родителей: отца, доцента кафедры психиатрии Дагестанской медицинской академии, и матери – медработника. В 1975 году, в шестнадцатилетнем возрасте, он по своей инициативе поступил в медицинский институт на факультет стоматологии. Окончив мединститут, в 1980 году три года проработал в Горагорске, по возвращении – в одной из поликлиник Махачкалы, затем занимался частной практикой. Сайидмухаммад в совершенстве владел специальностью, изобрел и пользовался личными методами малой ортопедии, которыми обычно не пользовались в медицинской практике.
Работа в Духовном управлении мусульман Дагестана. Избрание на пост муфтия
С начала 1990-х годов Сайидмухаммад начал принимать активное участие в духовной жизни республики, организовывал различные мероприятия, на митингах представлял интересы мусульман. В 1993 году работал в ДУМД заместителем муфтия. После, в 1994 году, по возвращении с курсов повышения квалификации имамов Дамасского университета «Абу-Нур» (Сирия), ему вновь пришлось взяться за ту же работу. В 1995 году Совет алимов Дагестана поручил ему курировать вопросы взаимодействия Духовного управления со средствами массовой информации. На состоявшемся 26 августа 1996 года расширенном заседании Совета алимов Дагестана работе и. о. муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова была дана высокая оценка. На заседании присутствовали более 60 представителей духовенства из городов и большинства районов Дагестана, среди которых был и председатель Совета алимов Дагестана, ректор Исламского института им. Сайфуллы Кади (Буйнакск) Арсланали-хаджи Гамзатов. Выступившие Хабиб-хаджи Маматханов, Шихабудин Керимов, Абдул-хамид из Белиджи, Абдулатип из Ахты, Абулмуслим Губдалан и другие поддержали его кандидатуру. Затем члены Совета алимов Дагестана единогласно утвердили муфтием Дагестана Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова.
Газета «Ас-салам»
С. Абубакаров уделял большое внимание газете Духовного управления «Ас-салам». Была построена и оснащена компьютерами и всем необходимым редакция. С. Абубакаров сделал все возможное, чтобы улучшить профессиональный уровень газеты, отразить в ней деятельность духовенства и посредством ее распространить истинные ценности ислама. Он сам лично проверял и перечитывал материалы всех полос, прежде чем подписать их в печать.
Кроме этого, Сайидмухаммад-хаджи при Духовном управлении мусульман Дагестана создал исламскую видеостудию – для нее была приобретена видеотехника, благодаря которой по сей день еженедельно выходит в эфир телепередача «Мир вашему дому».
Противостояние ваххабизму
В начале 1990-х годов ислам переживал необычайный подъем. После долгого перерыва мусульмане наконец получили возможность открыто исповедовать свою религию. Начали функционировать некогда закрытые мечети, медресе, строились новые мечети, открылись исламские газеты, а многие мусульмане впервые получили возможность поехать в хадж. Но вместе с возрождением ислама и открытием границ в арабские страны возрастала угроза привнесения в нашу республику псевдорелигиозного экстремистского течения под названием «ваххабизм». Духовно-нравственное и социально-экономическое состояние дагестанского общества играло на руку тем ваххабитским миссионерам, которые за деньги вербовали молодых ребят в свои ряды.
Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров, работавший в те годы заместителем муфтия Дагестана, понимал, что ваххабиты, прикрываясь маской ислама, преследуют далеко не мирные цели. Именно поэтому, став позже муфтием, он в своих многочисленных выступлениях и интервью обращал внимание СМИ, руководства и общественности Дагестана на опасность, которую несет это псевдорелигиозное течение с крайне экстремистским уклоном. Московский Комсомолец
С. Абубакаров был одним из активных инициаторов принятия Закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях». 30 декабря 1997 года на сессии Народного собрания Республики Дагестан этот закон был принят, но многочисленные поправки Духовного управления и предложения рядовых мусульман, призванные положить заслон распространению этого течения, так и не были внесены в текст, что послужило неполноценному его действию. Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров в одном из выступлений говорил: «Ваххабиты, скрываясь под маской ислама, отрицают все, что имеет нравственно-воспитательное значение в ритуалах и обрядах мусульман. Это и отрицание значения мавлидов, зияратов, чтения Корана над усопшими, маджлисов, практики зикра, отрицание истинности суфизма. Они навешивают на мусульман ярлыки «мушрикинов», а ширк – это худшее из куфра. Отрицая все это, они не предлагают ничего лучшего взамен, кроме своих личных умозаключений. Духовных пастырей, святых шейхов, перед которыми мы в долгу за сохранение духовных ценностей в Дагестане, ваххабиты называют «идолами», а их последователей – «идолопоклонниками». Отрицая их, лидеры ваххабитов сами пытаются взять «духовную опеку» над теми, кого удалось ублажить своими речами. Я призываю путем распространения истинного ислама сделать все, чтобы наступил кризис этой идеологии!»
Тогда к нему не прислушались.
В августе 1999 года, ровно через год после гибели Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, когда вооруженные до зубов экстремисты вторглись в мирные села Дагестана со стороны Чечни, дагестанская общественность получила возможность убедиться в почти пророческой сути его речей. Только благодаря патриотизму, крепости веры мусульман, сплоченности дагестанского народа удалось отбить нападение ваххабитов. Но, увы, несколько сотен дагестанских милиционеров, ополченцев, а позже – и российских солдат стали жертвами медлительности и своевременно не принятых мер руководством и общественностью Дагестана против этого течения.
Прошение об отставке
В июне 1998 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров серьезно заболел. Напряженный, ненормированный рабочий режим негативно сказался на его здоровье. В связи с этим 28 июля 1998 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров подал прошение на имя руководства Совета алимов Дагестана об освобождении его от занимаемой должности. Но Совет алимов категорически отказал ему в этом, указав на то, что речь может идти только о временном отпуске, тем более что С. Абубакаров проработал на этом посту более двух лет без отпусков и выходных.
Убийство духовного лидера
21 августа 1998 года отныне вписано в историю Дагестана как день чудовищного теракта – убийства духовного лидера мусульман Дагестана, муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова. В тот день Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров ехал на пятничный намаз в Джума-мечеть Махачкалы на своей машине, в которой кроме него находились его брат Ахмад-хаджи Абубакаров и водитель Хайдар-хаджи Омаргаджиев. В момент призыва на молитву, когда машина муфтия заезжала во двор мечети, раздался оглушительный взрыв… Взрыв, унесший жизни Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, его брата и водителя. Такого бесчеловечного теракта против духовного лица не знала доселе мировая история! Но это стало возможным в Дагестане – средь бела дня, на глазах у сотен людей был убит лидер мусульман Дагестана. Кому мешал муфтий? Кто и почему совершил этот позорный теракт? Какова была цель данного убийства? На эти вопросы должно было ответить следствие, начавшееся сразу после теракта. Проходят годы, но, несмотря на громогласные обещания правоохранительных органов, убийство лидера мусульман Дагестана, как и многие громкие преступления в нашей республике, не раскрыто. Виновные не найдены и не наказаны. Но общественность Дагестана, мусульмане, соратники и близкие Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова ждут раскрытия этого преступления. В 1998 году духовным лидерам республики стоило больших усилий обуздать нарастающее негодование мусульман, особенно молодежи, воспринявших этот чудовищный акт как вызов умме Дагестана. Они сделали все, чтобы не допустить беспорядков и противостояния, в надежде на справедливое правосудие и наказание виновных. В те трагические дни августа 1998 года страшная весть о гибели муфтия эхом пронеслась по всей России. В Махачкалу со всех концов, из районов и высокогорных аулов потянулись траурные процессии, чтобы выразить скорбь и сочувствие родным и близким Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова. Также выразить сочувствие приехали муфтии соседних республик, государственные деятели, представители общественности. В адрес Духовного управления мусульман Дагестана поступило большое количество телеграмм со всех концов России и СНГ, а также из многих исламских государств. Сайидмухаммад-хаджи (да смилуется над ним Аллах) был примером истинного мусульманина, который душой болел за народ, за мусульманскую умму и не покладая рук работал во благо уммы. В хадисе сказано: «Тот, кого не заботят дела мусульман – тот не из нас». Дела мусульман больше всего волновали муфтия, и, защищая интересы мусульман, он отдал жизнь. Да не лишит нас Аллах его бараката.
|
Источник: http://mkala.mk.ru/articles/2014/08/21/chepnyy-avgust-sayyidmukhammadkhadzhi-abubakarov.html