Америка по-прежнему «валяет дурака», вводя все новые санкции против России. Но Правительство нашей страны нашло достойный ответ — опубликован список продуктов, которые теперь нельзя ввозить в Россию из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
Под запрет попали: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо кур, рыба, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, колбасы и сыры. Исключение сделано для детского питания. Однако алкоголь в список не вошел. Запрет будет действовать в течение года.
Эксперты утверждают, что через пару лет доля товаров неотечественного производства на рынке нашей страны существенно снизится. Мы вполне сможем прожить без чипсов, замороженных окорочков и кока-колы, но как быть с продукцией, которую у нас не производят и которой нет аналогов?
Нет худа без добра. Тут придет на помощь программа импортозамещения. Российский план по ней — это не только производство продукции, которая поставлялась из стран ЕС или Украины. Это еще и толчок к модернизации производства в целом. Все, кажется, просто – лишают нас конкретной продукции, мы производим ее сами. Однако быстро только сказки сказываются.
На деле все гораздо сложнее, ведь, по данным, которые приводит газета «Версия», Россия ввозит из-за границы до 90% всех необходимых нам промышленных станков, более 80% офисного оборудования и вычислительной техники и порядка 70% лекарств. Многовато!.. Но тем не менее мы сегодня все больше говорим о том, чтобы обеспечить население страны товарами собственного производства.
«Импортозамещение» является одним из важных направлений приоритетного проекта развития Дагестана «Новая индустриализация».
По словам начальника Управления промышленности, инноваций и сводного анализа при Министерстве промышленности, транспорта и энергетики РД Магомеднаби Муртазалиева, санкции коснулись и нашей республики. Большей частью это касается оборонно-промышленного комплекса.
— Наш завод «Дагдизель», например, сотрудничал с Киевским заводом автоматики им. Петровского, но возникли проблемы из-за политической ситуации на Украине. В итоге завод получил всего 20% комплектующих изделий оборонного назначения. Соответственно возникла необходимость срочно освоить производство этих изделий, которых у нас в стране не было, — заметил он.
— Работа над программой импортозамещения, — по словам М.Муртазалиева, сейчас ведется на федеральном уровне, и Минпром РД со своей стороны с заводами и предприятиями работает над этим. Чтобы освоить производство той продукции, которую раньше не делали, нужны первоначальный капитал, соответствующее оборудование. Средства на эти нужды наши предприятия частично изыскивают сами, в остальном — надежда на федеральный центр.
Уже есть определенные результаты по реализации «импортозамещения» у нас в республике. К примеру, тот же завод «Дагдизель» осваивает продукцию нового поколения, для создания которой необходим миллиард рублей. Завод рассчитывает вложить свои 200 миллионов, а остальные 800 миллионов рублей привлечь из федеральной казны. Эта программа позволит вывести промышленность на новый уровень, создавая качественную конкурентоспособную продукцию.
Однако не все так позитивно смотрят в будущее. Ряд экспертов придерживается мнения, что без заграничных товаров страну ждет забытый уже дефицит, как в советские времена. А что если санкции коснутся медицинского оборудования и фармацевтики? – задается вопросом пессимистически настроенная сторона.
Пока же к медицине заявления иностранных политиков отношения не имеют. Однако мы от этого не застрахованы, считает главный специалист ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РД Алипат Магомедова. По ее мнению, даже если это произойдет, часть лекарственных средств могут заменить отечественные производители. «Украина поставляла нам ампульные лекарства, но если эти поставки прекратятся, мы не понесем больших потерь. Большую часть фармпродукции, в том числе и жизненно необходимой, мы получаем из других стран, с которыми у нас хорошие, дружественные отношения. Скажем, Китай, Индия. Я думаю, санкции ЕС только укрепят наш союз.
Действительно, не так страшен черт, как его малюют. Запрет на поставку медпрепаратов — это лишний повод для развития отечественных научных лабораторий, которые занимаются разработкой лекарств. Можно учесть опыт Индии, где просто копируют дорогие иностранные лекарства, выпуская доступные аналоги. Собственно эта сфера экономики приносит Индии ощутимый вклад в ВВП страны. Ведь эти лекарства используют не только внутри страны, но и экспортируют по всему миру. И они пользуются большим спросом, поскольку гораздо дешевле западных аналогов.
Что касается медицинского оборудования, то аналогов импортной медтехники в России практически нет. В этом плане нам придется сложнее. Не так давно Правительство РФ собиралось запретить российским медучреждениям закупать импортное оборудование и расходные материалы, за исключением произведенных в Белоруссии и Казахстане. По мнению авторов идеи, такой запрет должен был «обеспечить национальную безопасность России» путем создания «условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке». Проекту дали отсрочку. Эксперты успокаивают: полного запрета импортных покупок нет и, скорее, не будет. Зато у зарубежных товаров появятся отечественные аналоги. Конкуренция сохранится, и одну и ту же продукцию будут предлагать несколько предприятий.
Непосредственно в Дагестане медицинская техника почти не производится. — Но если сложится критическая ситуация, в республике вполне могли бы производить медтехнику, — уверяет начальник Управления Минпромышленности РД Магомеднаби Муртазалиев. — ОАО «Концерн «КЭМЗ» производит неонатальные комплексы для новорожденных. Санкции могли бы стимулировать это производство, — привел он один из примеров.
В целом, считает эксперт, программа импортозамещения – это масштабный комплекс мер по развитию современного производства, базой которому служит научный и инновационный потенциал, а также грамотная кадровая политика. Она способна существенно оздоровить промышленный сектор региона.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=40527