Преображение проспекта Шамиля в Махачкале влетит в копеечку
В следующем году планируется начало масштабной реконструкции проспекта имама Шамиля в Махачкале. О намерении реконструировать столь важную для столицы республики дорожную артерию заявлялось еще более пяти лет назад, но работы все время откладывались. Какие причины мешали приступить к ним и что планируется сделать в ходе реконструкции, выяснял корреспондент «НД».
Проспект имама Шамиля остается главной, а потому наиболее загруженной транспортом магистралью Махачкалы. Ранее, в первые годы своего появления, он назывался улицей Дагестанской. С начала 50-х годов велась активная застройка города, вследствие чего вдоль улицы выросли жилые массивы Пятого поселка, первого и второго юго-западных микрорайонов, Пятого жилгородка. В 1967 году улица была переименована в честь советского государственного деятеля Михаила Калинина. Многие махачкалинцы по старой памяти так и называют ее улицей Калинина, несмотря на то, что еще в 1997 году она стала проспектом имама Шамиля. Протяженность проспекта составляет шесть с половиной километров.
«Дорогая» Гагарина
Для того чтобы избежать транспортного коллапса в связи с началом ремонтных работ на самой загруженной улице города, потребовалось реконструировать некоторые прилегающие улицы. Так, в 2009 году началась реконструкция параллельной проспекту Шамиля улицы Гагарина. Чтобы расширить дорожное полотно на ней, пришлось убрать разделительную зеленую линию. Проект реконструкции улицы Гагарина предусматривал снос прилегающих к дороге магазинов и ларьков, но полностью это сделано не было. Спустя полтора года после начала работ улица была сдана. Было не только улучшено состояние дорожного полотна на ней, но и заменены коммуникации, установлены ливневые водоотводы, проложены кабели линий электропередач и телефонныекабели под землей. Кроме того, проезжая часть была расширена до шести полос, и ее размер на участке, где прежде посреди дороги была разделительная зеленая полоса, составил 24 метра. На отрезке от улицы Ярагского до Парка 50-летия Октября ширина проезжей части составляет 18 метров, а после управления ЖКХ города (Гагарина, 90) и далее — 21 метр.
По градостроительным нормам между проезжей частью и тротуаром должна быть зеленая зона — чтобы поглощать шум и пыль, но в Махачкале с ее плотной застройкой это встречается, мягко говоря, не везде. Такая проблема проявилась и на примере улицы Гагарина.
Средства на ее реконструкцию выделили из федерального и городского бюджетов. Заказчиком работ выступило управление ЖКХ города. Улица Гагарина стала известна на всю страну, после того как в 2011 году тогдашний премьер-министр России Владимир Путин в ходе совещания заявил, что хотел бы посмотреть на улицу, на реконструкцию которой ушли 800 миллионов рублей.
Информация о 800 млн рублей или озвучивавшаяся Кремлем сумма в миллиард рублей, ушедших на реконструкцию улицы Гагарина, Арбитражным судом Москвы была опровергнута. Оглашение недостоверных цифр могло быть результатом сложных отношений бывшего президента республики Муху Алиева с мэром Махачкалы Саидом Амировым. Реальная же сумма, потраченная на реконструкцию улицы, как было установлено в суде, составила 254 млн рублей, причем первоначально, по словам проектировщика, предполагалось потратить 220 млн рублей.
Методом проб и ошибок
По мнению дагестанского архитектора Магомеда Зияудинова, проспект имама Шамиля нуждается в реконструкции в первую очередь, так как это главная и одна из самых длинных улиц в Махачкале.
— На многих улицах города попросту отсутствуют тротуары из-за того, что все они когда-то были отданы под киоски или же впритык к ним построены АЗС, — отмечает Зияудинов. — Работа предстоит большая. Так, например, на одной из центральных улиц города — Ярагского — тротуары практически отсутствуют.
В преображение проспекта Шамиля первоначально предполагается вложить 500 млн рублей. Учитывая прошлый опыт, не исключено, что эта сумма в ходе работ будет превышена.
— Начать реконструкцию проспекта планировалось сразу после окончания работ на Гагарина, — рассказал «НД» руководитель дорожной группы института «Дагестангражданпроект», проектировавшей реконструкцию улицы, Руслан Дадашев. — Но не было средств. И вот недавно нам позвонили из УЖКХ города, попросили написать проектную смету на строительство. Придется поменять водопровод, канализацию, установить ливневую канализацию, троллейбусную линию по-новому проложить, высоковольтную линию (110 киловольт). Трубы не ремонтировались десятилетиями. Ширину проезжей части с 21 метра хотим увеличить до 32 метров. Также предусмотрены надземные пешеходные переходы. На всем протяжении улицы в соответствии с нашим проектом надо установить 6—7 таких переходов. На проспекте нужно сносить очень много построек, но получится ли это, пока не знаем. На все реконструкционные работы уйдет около 2 млрд рублей. Это немалые деньги, но раз мы беремся за это, должны сделать все как надо. Рано или поздно реконструировать ее придется.
— Сколько времени потребуется на реконструкцию проспекта Шамиля?
— В лучшем случае год-два.
— Вы сказали о том, что встанет вопрос о сносе прилегающих к дороге магазинов и зданий. Это незаконные постройки?
— Насколько я знаю, у всех есть какие-то документы.
О необходимости расширения дорожного полотна проспекта Шамиля говорят и сами автовладельцы.
— Другой вопрос в том, куда его расширять, — обозначает проблему председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев. — Раньше на месте нынешних построек вдоль дороги была «красная зона», предназначенная для общественных нужд. В ней было запрещено строить. Сейчас, чтобы обустроить дорогу и расширить ее, надо сносить незаконные постройки, а если они законные — сносить, выплатив хозяевам этих зданий компенсации.
По словам министра экономики и территориального развития Дагестана Раюдина Юсуфова, в республиканском бюджете на следующий год будет заложено в качестве первоначальной суммы на реконструкцию проспекта Шамиля 500 млн рублей.
— Уже в текущем году 45 млн рублей будут выделены на разработку генерального плана, и еще 65 млн рублей заложены на разработку проектно-сметной документации, — рассказал «НД» Юсуфов. — В бюджет следующего года будут заложены около 500 млн рублей в качестве первоначальной суммы. Сколько уйдет всего средств на реконструкцию проспекта, определится после того, как проектно-сметная документация будет готова. Это должна быть одна из лучших дорог Махачкалы. После того как деньги на проектно-сметную документацию будут прописаны и поддержаны депутатами НС РД, будет принят закон о бюджете. И тогда можно будет вести разговор об объявлении тендера. Ремонтные работы начнутся в следующем году. Конкурс не объявлен, потому что в бюджете этих денег пока нет. Деньги в основном будут из республиканского бюджета.
— То есть из федерального бюджета вложений не планируется?
— Пока нет.
— На недавнем совещании в администрации Махачкалы теперь уже бывший исполняющий обязанности мэра города Муртазали Рабаданов, подводя итоги социально-экономического развития дагестанской столицы за 2013 год, заявил, что на развитие городского дорожного хозяйства в 2014 году заложено в три раза меньше средств, чем в прошлом году. Чем обусловлена такая разница?
— Бюджет Махачкалы является практически не дотационным. И то, как расходовать свои средства и куда их направлять, администрация решает сама.
Как строят они
Пока в Махачкале только ведутся разговоры о реконструкции главного проспекта и составляются сметы, мы можем взглянуть на американский опыт строительства дорог и помечтать о чем-либо подобном. Подробно все стадии строительства и реконструкции дорог в Штатах описал блогер под ником «Записки нефтяника и не только»: «Правительство США в лице US DOT (Министерство транспорта США, или United States Department of Transportation. — «НД») устанавливает ряд требований к строительству дорог, которые обязаны соблюдать все американские штаты. Прежде чем начать строительство, министерство назначает публичное слушание (обычно в здании суда или у себя в офисе). На слушание может прийти любой житель района, где будет строиться или ремонтироваться дорога, и высказать свое мнение, все планы ведомства также можно найти на его сайте. Проект могут изменить по сбору мнений. Например, жители могут посмотреть на план и сказать, что нужно закрыть выход вот этой дороги к шоссе для безопасности или установить шумоизолирующую стену вдоль дороги, чтобы в соседних кафе было тихо. Каждое разумное предложение будет изучено, и если жители окажутся правы, то поправка будет внесена в проект. Слушание назначается, как правило, на ранних стадиях проекта, когда сделан лишь черновик, чтобы потом меньше переделывать в случае тотальных поправок. После того как проект утрясут с местными жителями, для DOT дается зеленый свет на работу.
Получив зеленый свет для работ, DOT первым делом начинает думать, как закрыть дорогу без создания пробок. Для этого делаются либо временные полосы где-то на обочине (обычно времянки стряпают из асфальта), либо дорога переделывается с вынесением на обочины. Но в любом случае DOT не может закрыть дорогу более чем на 30% пропускной способности. После того как все огорожено и подготовлено для работ, начинается непосредственно процесс строительства или реконструкции. После заливки на дороге не забывают подписать, когда данный отрезок был залит, так как это пригодится в ремонтных целях, а также чтобы знать, когда дорогу можно открывать для транзита строительной техники в процессе работ. В США предпочтение отдают укладке бетона в качестве дорожного полотна. Бетон должен лежать минимум семь дней без нагрузок, после чего по дороге можно ездить легкой строительной технике. Но полную прочность бетон обретет лишь через 28 дней. После 28 дней дорога полностью готова к работе. Срок службы дороги без капитального ремонта — 25 лет. В городах Хьюстоне и Далласе есть участки шоссе, залитые в 1960 году и находящиеся в отличном состоянии до сих пор. Опыт укладки бетонных дорог активно перенимается у США странами Азии и не только. Укладку бетонных автомагистралей активно ведут Китай и Япония, а также Австралия и некоторые страны Европы, используя наработанный опыт американских строителей дорог».
P. S. Дорожных проблем в дагестанской столице немало, и реконструкция даже такой важной транспортной артерии Махачкалы, как проспект Шамиля, едва ли серьезно снизит напряженность в этой области городского хозяйства.
Требует решения активно обсуждаемый в последние годы вопрос организации троллейбусного маршрута Махачкала — Каспийск. Он, во-первых, мог бы стать хоть какой-то альтернативой маршрутным такси, вызывающим массу нареканий главным образом у пассажиров-каспийчан; во-вторых, если не снял бы, то смягчил бы транспортную проблему для махачкалинцев — любителей спорта, периодически посещающих два крупнейших в республике спортивных объекта — стадион «Анжи Арена» и Дворец спорта имени Али Алиева.
Кроме того, продолжают беспокоить горожан регулярные пробки у Цумадинского рынка, расположенного перед северным выездом из Махачкалы. Намерение властей перенести рынок пока реализовывается, судя по тем же пробкам, со скрипом.
«НД» намерено продолжать отслеживать ситуацию с решением этих и других дорожно-транспортных проблем города и писать о них регулярно.
На фото: Залатанные участки дороги — «фирменный» стиль махачкалинских коммунальщиков
Источник: http://www.ndelo.ru/obschestvo-6/3124-lomat-i-stroit