Композитные материалы: первый шаг сделан

В Дагестане в год производится порядка 400 тонн базальтового волокна. Можно гораздо больше.

На заседании Экономического совета при Главе РД, на котором обсуждался ход реализации президентского проекта «Новая индустриализация», было отмечено, что некоторые важные и перспективные для Дагестана направления в нем не учтены и не вошли в число приоритетов. В частности, говорилось о необходимости поддержки производства композитных материалов. 31 марта это упущение было исправлено. На состоявшемся заседании Правительства РД под председательством вице-премьера А. Хархарова были рассмотрены перспективы производства базальтового волокна. Были даны поручения ряду министерств и учреждениям республики — к 20 апреля подготовить проект программы по развитию в республике производства и использования композитных материалов.

Насколько продвинулась эта работа? Редакция «Дагправды» попыталась в этом разобраться, пригласив на круглый стол: Магомеда Дарбишева — председателя Совета директоров ОАО «Завод стекловолокна», члена Экономического совета при Главе РД, заслуженного экономиста РФ и РД; Магомеднаби Муртазалиева — начальника управления промышленности и инноваций Министерства промышленности и энергетики РД; Гаджи Гаджиева – генерального директора холдинговой компании «Трансстрой»; Марата Арсланова — начальника отдела развития строительного комплекса Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД, Камиля Абдуллаева — главного специалиста управления контроля НП СРО «Гильдия строителей СКФО», и Сергея Омарова — директора технопарка «Композитные материалы и волокна».
Что предусматривает проект программы развития производства и использования композитных материалов в Дагестане? Каковы основные механизмы и методы реализации программы? Это лишь неполный перечень вопросов, с которыми журналисты республиканских СМИ обратились к участникам круглого стола. Но, увы, ответов, раскрывающих всю полноту столь важных для Дагестана проблем, они не получили.
Прежде всего потому, что проект программы все еще сырой. Да и не все приглашенные на круглый стол представители инстанций, которым вице-премьер А. Хархаров адресовал свои поручения, отнеслись к ним (к поручениям) с должным вниманием.
Иначе, чего бы им игнорировать наше предложение рассказать о своих наработках, тем более что сроки, к которым должен быть готов проект программы, уже давно истекли. В частности, очень недоставало представителя проектного института «Даггражданкоммунпроект», владеющего информацией о возможностях массового использования композитных материалов, в частности арматуры, в проектах сооружений бюджетной сферы и жилья. Полезно было бы также знать экспертное мнение Дагавтодора.А вот инициаторы новаторского производства даже в презентации своего дела были на высоте. Видеофильм о технопарке завода НБМ «Дагестан», раскрывающий преимущества технологии композитных материалов, перспективы его применения, продемонстрированный в нашей онлайн-студии, стал прелюдией оживленной дискуссии. Приводим наиболее интересные фрагменты состоявшегося обсуждения.
Сергей Омаров:
— Не секрет, что производство композитных материалов — одно из динамично развивающихся направлений в мировой экономике. Пожалуй, нет ни одной отрасли, где в той или иной мере не использовали бы этот материал, это и авиастроение, транспорт, дорожное строительство, ЖКХ, ВПК. Однако Россия как по производству, так и по применению композитов все еще на одном из последних мест в мире. Если выпуск композитных материалов на одного человека в год в России составляет менее 10 кг, то в Белоруссии — около 30 кг, в ЕС — 110 кг, в США — 140 кг.
В стране в последние годы ситуацию эту пытаются сдвинуть с мертвой точки. В частности, в рамках государственной программы РФ по развитию промышленности и конкурентоспособности выделена особая подпрограмма под №14, предусматривающая стимулирование производства композитных материалов в стране. Распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2013 г. утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Развитие отрасли производства композитных материалов», а также предусмотрена разработка региональных программ по производству и применению композитных материалов. Здесь в основном делается упор не на производство, а на использование композитных материалов, развитие научных исследований в этой отрасли. В дорожной карте указано, что их надо использовать в ЖКХ, в дорожном строительстве, в транспортной инфраструктуре. Из последних решений — постановление Правительства РФ, согласно которому предусмотрено субсидирование использования композитных материалов.
Магомеднаби Муртазалиев:
— Да, такое распоряжение было отдано регионам. В частности, по расширению использования этого материала в строительстве, ЖКХ, в инфраструктурных объектах и других сферах. Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД было поручено разработать специальную региональную программу, но так получилось, что к ней отнеслись формально. Получилась она в итоге без учета мер государственной поддержки и учета финансового обеспечения мероприятий. Соответственно такую программу не одобрили в Правительстве РД.
— Когда это было?
-В конце прошлого года. В принципе эта программа была нежизнеспособна. Сегодня проблема вновь актуализирована. В частности, дано поручение вице-премьера А. Хархарова разработать ее вновь, преду­смотрев в ней все меры государственной поддержки, и чтобы она работала уже с 2015 года. Мы наметили концептуальную основу программы, и прежде чем подавать бюджетные заявки, нам предстоит определиться по перечню мероприятий и суммам.
Программа, на мой взгляд, должна включить в себя как меры поддержки производителя, так и потребителя композитных материалов. В частности, нужно подумать, каким образом следует это осуществить в строительной отрасли, учитывая тот факт, что производство арматуры из базальтовых волокон у нас уже есть.
Гаджи Гаджиев:
— Завод построен, он работает. Вложены деньги. Эта технология инновационная и используется широко в мире. Меры для ее продвижения предусмотрены на самом высоком уровне президентом страны. Есть дорожная карта, меры субсидирования. Разработаны ГОСТы. Что еще нужно? Второй или уже третий год господин Дарбишев ходит по инстанциям, и все безрезультатно.
Я лично скажу за другой проект, имею в виду завод по несъемной опалубке, который мы по поручению Главы республики построили за 5 месяцев. И вот уже полгода хожу по пяти министерствам, которые по роду деятельности должны интегрировать эти новации в строительство. Перечень объектов очень большой, а результат нулевой. И это, заметьте, когда есть поручение премьера. Я на грани банкротства. Двор завода завален материалом, тогда как, используя эту технологию, республика может сэкономить значительные бюджетные средства. Нужно интегрировать технологии в типовые проекты. Это сбивает цены, но это, похоже, никому не нужно.
Есть мировой опыт: композитные материалы дешевле, легче, крепче, чем традиционные, однако еще нужно просчитать, внести их в проекты, то есть применить материал при проектировании зданий. Нужны расчеты, но никто не хочет над этим работать. Нельзя же все грузить на бизнес, предпринимателей. Для чего нам 19 министерств? Определенно ясно, что есть масса объектов, где можно использовать инновационные материалы, но для этого нужно, чтобы заказчик озадачил проектировщика. Кто это должен делать? Зачем мы должны кого-то уговаривать? Я вот 87 миллионов рублей вложил в завод. Взял в долг у земляков в Москве. Зарплату пока не могу платить, но налоги оплатил, а дело все не идет. Мне стыдно об этом говорить землякам в Москве. Думаю, если зарплата чиновников была бы в зависимости от успеха проектов и принимаемых программ, они бы впереди нас бежали.
— От кого конкретно зависит продвижение дела?
Гаджи Гаджиев:
— От Министерства строительства, которое озадачило бы единого государственного заказчика, и он включил бы данные технологии в разработки институтов, которые проектируют бюджетные сооружения.
Марат Арсланов:
— Минстрой не имеет полномочий давать поручения проектировщикам.
Магомед Дарбишев:
— Должны быть даны поручения проектным институтам. На заседании у вице-премьера А. Хархарова директор «Даггражданкоммунпроекта» так и сказал: нужно поручение…
Марат Арсланов:
— Композитные материалы известны лет 30-40. Композитный материал — это также фанера, склеенная. Есть армирующая конструкция и связывающая смола, это и есть композитный материал. В общем, это соединение двух веществ в одно для решения определенного круга задач. Они не имеют широкого спектра применения в отличие от традиционных материалов.
Магомед Дарбишев:
— Как не имеют?! Есть десять преимуществ этого материала, признанных во всем мире, а вы тут говорите…
Марат Арсланов:
— Ну, к примеру, в плане экологии можно поспорить. Есть у него и свои плюсы и минусы. Введен новый ГОСТ, межгосударственный ИСО, и если материалы, которые производят здесь, испытаны и соответствуют им, то они должны применяться наравне с традиционными. С этим проблем нет. Но есть и другой момент. Хочет ли застройщик или проектировщик применять этот материал? А если что случится? Они несут ответственность за свою работу.
Магомед Дарбишев:
— Где минусы? Вот я вам приведу известный факт. В Японии в сейсмически активных зонах наложен запрет на использование металлической арматуры в пользу стекловолоконной.
Марат Арсланов:
— Я могу привести другой пример…
Магомед Дарбишев:
— Зачем вам примеры? Вам дано поручение — подготовить республиканскую программу.
Гаджи Гаджиев:
— В чем же минусы композитных материалов для строительной отрасли?
Марат Арсланов:
— На данный момент ничего не могу сказать.
Камиль Абдуллаев:
— Очень часто у нас в гильдии идут диспуты по применению композитных материалов, в частности пластиковой арматуры. Мне кажется, наши люди недостаточно информированы об этом материале. Это просчет. Насколько мне известно, в Москве его полным ходом используют в строительстве, а у нас это нужно еще кому-то доказывать. В республике ежегодно сдается порядка миллиона квадратных метров жилья, большая часть которого — частное домостроение. Очевидно, знай дагестанцы больше об этом материале, они бы непременно его использовали. Я, к примеру, применил композит при заливке и не жалею. Качество не страдает, а экономия существенная. ?Магомеднаби Муртазалиев:
— Сегодня на базе завода «Стекловолокно» создан технопарк, который будет развивать это производство. В рамках специальной программы технопарк получит 15 миллионов рублей на свое развитие. Мы со своей стороны работаем, но Министерство строительства должно определять государственную политику в республике. Если на федеральном уровне сказано, что необходимо поддерживать использование этого материала, то и Министерство строительства должно предпринимать соответствующие меры.
— Что скажете по поводу новой программы?
— В новой программе все эти моменты должны быть учтены. Нужно принять меры экономического стимулирования строителей, чтобы они активнее использовали композитные материалы. Речь идет о субсидировании части расходов. Это поможет создать конкурентные преимущества материалу. Эта отрасль должна и будет развиваться дальше. О необходимости этого говорят на федеральном уровне, и мы на региональном уровне просто обязаны следовать этому курсу.
P.S.
С преимуществами современной технологии в Дагестане знакомы давно, потому и есть у нас реальные предпосылки для создания современной инновационной отрасли, отвечающей долгосрочным интересам республики. В этом убедится каждый, посетив завод «Стекловолокно» в Махачкале. Вот только беда, не всегда чиновники, от которых зависит степень государственной поддержки, любят заглядывать в «реальный сектор». Еще чаще они просто не владеют актуальной информацией, в чем, к примеру, лишний раз убедился, готовя круглый стол по композитным материалам. 
Масштабы производства базальтового волокна в республике и объемы изделий из него пока невелики, экспериментальный цех сегодня производит порядка 400 тонн базальтового волокна. Это однозначно прорывной, а главное — востребованный продукт. Но, судя по обсуждению на круглом столе, внедрить эти новации в тот же «реальный сектор» ой как не просто. Закостенелость, безынициативность, а порой и откровенная безответственность тому причиной.
— Проект считается приоритетным, — говорит член Экономического совета при Главе РД Магомед Дарбишев, — но никакой существенной поддержки помимо обещаний мы так и не получили. Теперь вот надежда на программу, которая, как видите, готовится годами.
А между тем реализация программы позволит создать к 2016 году не менее 2000 высококвалифицированных рабочих мест, увеличить объем реализации продукции не менее чем на 1,5 млрд руб., а до 2020 года порядка 6 млрд рублей в год, обеспечить структурный сдвиг в экономике РД в сторону продуктов с высокой добавленной стоимостью. Очевидно, что композитные материалы и изделия из них могут широко применяться во всех отраслях, и об этом сегодня вряд ли следует спорить. Нужно продвигаться по пути расширения действующего производства и широкого применения композитов в различных отраслях экономики. Первый шаг сделан, нужны дальнейшие последовательные действия.

  

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=38201

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *