АЛБАНСКО-­УДИНСКАЯ «МНОГОХОДОВКА»

От редакции. Вопросы, связанные с постсоветским этнокультурным и религиозным возрождением различных народов – на Кавказе и не только – неизменно сочетают в себе самые разные сюжеты – исторические, социокультурные, экономические, политические.

Для России эта проблематика актуальна прежде всего необходимостью сохранения стабильности в Кавказском регионе, локализации существующих и недопущения новых этнических конфликтов. После 1991 года прежние административные границы, в одночасье ставшие государственными, сделали представителей одних и тех же этносов гражданами разных государств. А государства, как известно, решают прежде всего свои проблемы и продвигают свои интересы, в том числе средствами «мягкой силы». Публикуя данную статью, редакция понимает наличие широкого спектра мнений относительно роли и места деятельности различных общественных организаций (в том числе удинских) в Азербайджане, Дагестане и в России в целом, и оставляет возможность для корректной дискуссии.

    Исторические дискуссии Азербайджана в последнее время приобретают особый национальный оттенок – удинский. Так, весьма часто на конференциях по Кавказу можно увидеть азербайджанского историка, старшего научного сотрудника Бакинского государственного университета Роберта Мобили – удина по национальности, уроженца сел. Нидж, председателя Албано­удинской христианской общины Азербайджана. В середине ноября прошлого года Мобили приезжал, выступал с докладом на всероссийской конференции в честь 1700­летия принятия христианства Кавказской Албанией, которая проходила в дагестанском городе Дербенте. 19 февраля 2014 года Мобили был одним из главных спикеров на международной конференции «Общий взгляд на азербайджанство»,проводившейся в рамках бессрочного международного аналитического проекта «Этничность как один из факторов Азербайджана».
  Каждый экспертный доклад Мобили строится на следующих условных тезисах. Первый: удины, родной народ Мобили – это современные носители исторического и культурного наследия древнего государства Кавказская Албания. Второй: в 1836 году, когда Николай I упразднил Албанский католикосат и слил его с Армянской Апостольской церковью, историко­культурное развитие удин прервалось. Нахождение удин под омофором Эчмиадзина, длившееся с 1836 вплоть до распада СССР, было временем этноцида удин со стороны армян и России. Третий: когда Азербайджан в 1991 году восстановил свою независимость, началось историческое и культурное возрождение удин и ренессанс культуры Кавказской Албании.
  Удины – лезгиноязычный народ, потомки древнего народа ути, который в древности был одним из автохтонов государства Кавказская Албания. В 313 году, когда армянский епископ Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра, ути­удины также обратились в христианскую веру.
Image 
  Процессы этногенеза древних ути в нынешних удин проходили, в основном, в лоне армянской культуры. Считается, что Благую Весть удины услышали от армянского епископа Григория Просветителя, который в 313 году крестил царя Кавказской Албании Урнайра. Удинская письменность базируется на алфавите, который создал армянский просветитель Месроп Маштоц. Нашествия арабов, тюрков, монголов, персов служили для родственных по вере армян и удин сильнейшими конвергирующими факторами. Не случайно, что впоследствии многие удинские роды потом тесно сроднились с армянскими, а большинство нынешних удин носят фамилии, оканчивающиеся на «­ян».
  Впрочем, сам Мобили считает, что общепринятая точка зрения на удин – это тиражируемая десятилетиями историческая фальсификация.
  В одном из своих интервью для азербайджанской прессы Мобили сказал: армяне хотели уничтожить все, что напоминало о неармянском происхождении удин. Этим, по словам Мобили, объясняется то, что большинство удин носит фамилии с армянским окончанием, и то, что в литургическом отношении удинское христианство находится в зоне Армянской Апостольской церкви, а не является автокефальным. Говоря проще, армяне по отношению к удинам на протяжении веков проводили политику насильственной ассимиляции и культурного геноцида.
  «Колониальная политика царской России в Закавказье в начале XIX века привела к разделению территории исторического расселения удин, то есть она была включена в состав Империи», – говорится в научном докладеМобили, посвященном истории кавказского христианства. «Начались попытки подчинения христианского населения восточной конфессии во власть Армяно­Григорианской церкви через Эчмиадзин». 11 марта 1836 года российский царь Николай I упразднил Агванский католикосат и подчинил его бывшие приходы Эчмиадзину. «Все албанское этнокультурное наследие было присвоено и трансформировано в армянское», – пишет Мобили. Такая политика деэтнизации удин осуществлялась прежде всего строительством и демонтажом церквей для албан­христиан. В период подчинения удин Эчмиадзинской церкви большая их часть перестала посещать эти церкви, предпочитая исповедаться дома, этим и сохранили национальную идентичность».
  «Распад коммунистического режима стал толчком в процессе реставрации удинских церквей и культовых храмов в Азербайджане. Началось восстановление удинской Церкви и всей религиозной жизни удинского этноса в целом». По словам Мобили, этнокультурное возрождение удин иренессанс культуры Кавказской Албании связаны с независимым Азербайджаном. «За 10 лет четыре (албанские церкви в Азербайджане – Ред.) восстановлены как памятники культуры и три церкви реставрированы и отремонтированы. «Удины (в Азербайджане) не подверглись ассимиляции. Этот факт опровергает ложные заявления о политике ассимиляции в Азербайджане», – сказал Мобили на конференции 19 февраля в Баку. В этих словах чувствуется незримое указание на тех, кто, по его мнению, распространяет «ложные сведения» об Азербайджане.
  Публичные выступления Мобили проникнуты агрессивными антиармянскими пассажами вроде «сотни албанских храмов были либо разрушены, либо присвоены армянами», «армяне хотели уничтожить все, что было связано с албанами­удинами», и так далее. Эчмиадзин в плане удин, по словам Мобили, сделал лишь то, что «в 1836 году вбил последний гвоздь в гроб удинской духовной культуры».
  В этой фразе кроется и воинственный выпад в сторону России, поскольку «вбивание последнего гвоздя» произошло с санкции Николая I. Из слов ученого из Баку выходит: Россия является если не прямым виновником в культурном геноциде удин, то одним из его главных участников.
  Здесь мы подходим к главной теме статьи – «удинский фактор» Азербайджана в Южном Дагестане. Основную часть жителей ЮжДага составляют лезгины и лезгиноязычные народы: рутульцы, цахуры. Удины сами являются лезгиноязычным народом. В близком родстве удин и лезгин кроется еще один аспект общественной активности господина Мобили. В частности, его визит на конференцию в ноябре прошлого года, посвященную 1700­летию христианства в Кавказской Албании. Конференция в честь юбилея кавказского христианства проходила в Дербенте.
  В город Железных врат Мобили поехал не по своей инициативе, а как отобранный делегат от Национальной академии наук Азербайджана. Исторические исследования в прикаспийской республике – негласная важная часть политики, поэтому вопросами отбора делегатов на конференции в Баку занимаются спецслужбы и администрация Ильхама Алиева. Тот, кто посылал Мобили на конференцию, не зря обратил внимание на место проведения мероприятия. То, что древний Дербент является ключом к Южному Дагестану, в Баку понимают очень хорошо.
  Согласно мнению некоторых наблюдателей, поддержка Баку удинской культуры – составная часть сложной стратегии в Кавказском регионе. Лезгинский мир – одно из главных направлений этой стратегии. Баку пытается влиять как на «своих», азербайджанских лезгин, так и на «чужих», то есть лезгин юга Дагестана. В случае успеха Баку усмиряет азербайджанских лезгин, переманивает на свою сторону лезгин Дагестана и получает стратегический контроль над дагестанским Югом. Продвижение по пути решения этой задачи будет для Запада залогом геополитического успеха Баку по овладению намеченными целями. Если прибавить сюда трансконтинентальные углеводородные проекты, а также неисследованные природные богатства ЮжДага, то ценность семьи Алиевых в глазах Запада не упадет еще долго.
  В удинской стратегии Баку есть еще одна линия. Как считают многие эксперты, удины служат Баку для удревления азербайджанской культуры, государственности и открывают Азербайджану дорогу в мир Запада, куда это закавказское государство стремится изо всех сил. Азербайджанскую Республику на Западе очень долго называли «абсолютным чемпионом по ассимиляции». Поддержка Баку культуры исчезающего христианского народа должна демонстрировать миру, что на самом деле все это не так. Баку также хочет показать Азербайджан как демократическую многонациональную страну, где мусульмане – азербайджанцы поддерживают христиан­удин. Возможно, в Баку полагают: эта демонстрация мультикультурности даст Азербайджану много очков вперед перед Арменией и Карабахом, где ислам, конечно, не преследуется, но и не поддерживается. Лезгиноязычность удин – хороший козырь против ирреденты со стороны азербайджанских лезгин, аварцев и талышей.
  Удинская стратегия Баку тесно увязана с карабахским вопросом. Исторические исследования Мобили в большинстве тезисов сходятся с работами тех азербайджанских историков, которые считают Карабах «территорией, завоеванной армянами». В речах Мобили часто проходят фразы об «оккупированных армянами» территориях Албании, в частности, о монастыре Ганзасар. Выступая на одном закрытом мероприятии в Баку, удинский историк пожелал, чтобы все докладчики когда­нибудь встретились в Гандзасаре – «колыбели Албанской церкви, сейчас находящейся под армянской оккупацией». (Гандзасарский монастырь, святыня армянского христианства, находится на территории непризнанной Республики Арцах).
  В официальной историографии Азербайджана армянский монастырь Ганзасар считается албанской обителью, незаконно присвоенной армянами после ликвидации Албанского католикосата. Академическая традиция Азербайджана, берущая начало от академика Зии Буниятова, определяет Гандзасар как резиденцию албанских католикосов и духовно­политический центр Кавказской Албании, существовавший с VI по XIX века. Азербайджанский историк Ризван Гусейнов считает, что максимальное развитие Гандзасар получил в XIII веке в правление албанского князя Гасана Джалала.
  Из деликатных соображений стоит опустить то, почему прекратившая существование в V веке Кавказская Албания вдруг умудрилась дожить до XIX века. Не стоит углубляться и в превращение армянского мелика Гасана Джалала в албанского правителя. В данном историческом дискурсе важен не научный, а политический аспект. Он выражается крайне просто: Карабах не является исконной армянской территорией и потому должен быть возвращен Азербайджану – правопреемнику Кавказской Албании. В качестве доказательства данного тезиса тот же Мобили добавляет, что во времена античного историка Страбона Баку назывался Албанополис. Как считают в Баку, по «албанскому» праву Азербайджану принадлежит и северная часть бывшего царства Урнайра – нынешний Южный Дагестан. О том, что Дербент – это азербайджанский город, так или иначе говорят в своих публичных выступлениях в прикаспийской республике многие – начиная от Роберта Мобили и заканчивая представителями высшего руководства. Опять же, исторические факты здесь приносятся в жертву политическому расчету. Любой студент­историк скажет, что в 1813 году в Гюлистане представителей Азербайджана не было – а это означает, что его риторические претензии на Дербент безосновательны.
  В этой связи интересным может показаться вопрос: каковы возможности удинской организации господина Мобили и сколько в ней людей удинской национальности. Размах деятельности организации не соответствует ее численному составу: всех соратников Мобили можно легко поместить в небольшой микроавтобус. За пределами Азербайджана, например, в удинской общине Волгограда, Мобили, максимум, отдают дань уважения. Значительная часть удин считает, что Мобили «хоронит» проблемы выживания удинского народа в политических интригах и стравливает удин с армянами, русскими и лезгинами.
  «Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения», – сказал в интервью армянским СМИ удин из Гянджи, ныне проживающий в Армении. «Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами. Учтите также, что удины исповедовали ту же веру, что и армяне. Я говорю не просто о христианстве, а об Армянской Апостольской Церкви. Откуда может быть негативное отношение между двумя братскими народами, поклоняющимися одному и тому же Богу. Я, например, кировабадским диалектом армянского языка владею лучше, чем удинским. Так распорядилась судьба, но я нисколько не жалею об этом, так как я вырос в дружеской обстановке с армянами и при этом никогда не скрывал свое удинское происхождение».

  На повестке дня у рядовых удин стоят вопросы выживания и сохранения национальных традиций. Добиться этого они могут только в условиях мирного существования с другими народами. Очень многие удины подозревают: общество Мобили пытается вовлечь удин России, Грузии и Армении в бакинскую геополитическую многоходовку, окрашенную для в албанско­удинский «орнамент».  kavkazoved.info 

Источник: http://gazeta-nv.info/content/view/99761/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *