Бизнес-схемы, цифры, бухгалтерские балансы, операционное управление, корпоративные правила… — владельцу компании «Нафта Москва» Сулейману Керимову всегда было скучно просто зарабатывать на инвестициях. «Сулейман в большей степени полагается на интуицию, на «чуйку», и в этом смысле он похож на Романа Абрамовича», — говорит участник списка Forbes, хорошо знающий обоих.
Неужели интуиция подвела его на этот раз? По итогам 2013 года Сулейманов был одним из главных кандидатов на премию Forbes «Фиаско года». Причиной номинации стали его крупные неудачи в прошлом году.
В конце 2013 года он был вынужден продать Михаилу Прохорову и компании Дмитрию Мазепину (компания «Уралхим») компанию «Уралкалий». На ее покупку миллиардер потратил не меньше $2 млрд кредитных денег. А затем он переворачивает весь мировой калийный рынок, разорвав картель с «Беларуськалием». На что он рассчитывал в случае успеха? На абсолютную монополию на этом рынке. Бонусом шла бы белорусская компания, которую он не мог выкупить ранее. Но Керимов ошибся в расчетах. Ценою ошибки стали уголовные дела, объявление в розыск Интерполом и, мягко говоря, испорченные отношения с Лукашенко.
Крупные бизнесмены поняли: «Керимов промахнулся, испортив отношения с главным союзником России», и выстроились в очередь за перспективным «Уралкалием». Но Керимов попортил немало крови конкурентам, не уступая им в цене. «Он хотел не только вернуть вложенное, но и заработать $1–1,5 млрд, — рассказывает Forbes близкий знакомый Керимова, — и в итоге своего добился». Хотя рыночная капитализация «Уралкалия» на тот момент составляла около $15 млрд., для сделки с Прохоровым компания была оценена в $19 млрд.
Керимову пришлось продавать активы и сокращать расходы. Он заявил, что больше не будет тратить до $200 млн в год на любимый клуб «Анжи», и распродал всех его звездных футболистов. Пришлось продать и акции группы ПИК.
Керимову пришлось продавать активы и сокращать расходы. Он заявил, что больше не будет тратить до $200 млн в год на любимый клуб «Анжи», и распродал всех его звездных футболистов. Пришлось продать и акции группы ПИК.
Тем не менее, как настаивает источник в его окружении, Керимов вернул все долги. У него еще осталось не менее 40% компании Polyus Gold, крупнейшего производителя золота в России, и до 6% акций банка ВТБ.
На этот раз миллиардер из Дагестана потерял не все. Гораздо более масштабной была катастрофа осени 2008 года. Тогда пропали $20 млрд долларов с кредитным плечом, вложенных в западные акции. В середине 2000-х годов Керимов вложил почти все кредиты в акции «Газпрома», Сбербанка и др. На предкризисном пике он все продал, получив в общей сложности 20 млрд прибыли. Веря, что начавшийся спад котировок будет недолгим и они «выстрелят», он вложил все заработанное в акции западных компаний. Интуиция и тогда подвела Керимова. Все рухнуло.
И все же катастрофа не стала тогда финалом для Керимова. Придя в себя, он нашел новые силы, новые деньги, новые масштабные цели. Вот и сейчас, после неудачной ставки на «Уралкалий», ему нужно время, чтобы снова прийти в себя. «Он говорит: ребята, ну вы видите, какие у меня дела, дайте я хоть осмотрюсь, пойму, с кем работать дальше», — рассказал Forbes бизнесмен, предлагавший Керимову общий проект.
Наверное, неважно, стоит ли Сулейману Керимову доверять своей интуиции или нет. Важнее то, что он обязательно будет работать дальше. В этом можно не сомневаться.
Источник: http://nvdaily.ru/info/25147.html