Безусловно, создание своей нефтегазовой компании придаст большой импульс развитию дагестанской экономики. О необходимости вплотную заняться возрождением некогда прибыльной отрасли говорили в республике, ну наверное, последние двадцать лет. Теперь с приходом нового руководства надежды эти обретают черты реальности.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов подписал указ о создании открытого акционерного общества «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан», а Правительству Дагестана поручено к 15 апреля подготовить учредительные документы организации с определением порядка формирования уставного капитала. Предполагается, что доля республики в уставном капитале ОАО составит 100% акций и 10 млн рублей уставного капитала.
Понятное дело, этих символических денег далеко не достаточно для повышения экономической эффективности нефтегазового комплекса республики. Поэтому главными направлениями деятельности создаваемой компании будут привлечение инвестиций в разведку, разработку и добычу нефти и газа в республике, а уж потом реализация нефтепродуктов.
Примечательно, что скважина №8, пробуренная мастером Карамовым в Избербаше, дала первый 600-тонный фонтан дагестанской нефти с глубины 1500 метров тоже весной, а точнее, фонтан ударил в 6 часов утра 12 апреля 1936 года. Дата эта и есть
день рождения дагестанской нефти! Предыстория этого события, конечно же, достаточно длинная, поиск нефти и газа в Дагестане проводился более половины столетия. С 1863 по 1872 гг., к примеру, Дагестан неоднократно посещал геолог Ф.Г.Кошкуль. Результатом его исследований была работа «О строении и геологии Дагестана», которую он опубликовал в 1864-м. В этой статье он впервые описал Каякентскую группу нефтяных источников.
Интересные сведения о нефтяных источниках на Кавказе и в Дагестане содержатся и в сборнике материалов, подготовленных в 1869 г. комиссией Министерства финансов России. В этом сборнике отмечается, что нефть в Дагестане имеется в четырех местах. Первое из них находится в десяти верстах на юге от города Петровска на Гиик-Салган-кутане; второе — в десяти верстах к северу от аула Карабудахкент, на Нап-кутане; третье — в Кайтаго-Табасаранском округе, между Каякентом и Каракайтагскими минеральными источниками и, наконец, четвертое – в шести верстах на восток от ст. Демикентской, на землях аула Башлыкент.
Однако, как пишут исследователи проблемы, деятельность дагестанских геологов дала результат лишь тогда, когда нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе 20 сентября 1933 года издал приказ, в котором предложил им не распылять силы, а сосредоточить разведочные работы на наиболее перспективных площадях – в Избербаше и Ачи-Су. Тогда здесь были созданы механические мастерские, проложены электролиния и водопровод, построено шесть двухэтажных домов для рабочих. Это позволяло обеспечить работу 15-ти буровых бригад. И уже через три года мощный фонтан нефти подтвердил наличие крупных запасов «черного золота» в недрах Дагестана.
С тех пор минул не один десяток лет, а успехи новой отрасли отразились как на структуре нашей экономики, так и на карте Дагестана, где появились новые поселки и города, такие, к примеру, как Южносухокумск или Дагестанские Огни. Благодаря нефтегазовой отрасли расширялась и социальная инфраструктура горного края. Нефтяная промышленность Дагестана дала также большой толчок развитию уже существовавших и становлению новых отраслей промышленности. В лучшие времена «Дагнефть» ежегодно добывала из 220 скважин до 560 тысяч тонн нефти и 780 млн кубометров газа. К концу 90-х этот показатель упал до 360 тысяч тонн, а в 2009-м дошел до 164 тысяч тонн, притом что сама республика в год потребляет свыше 500 тысяч тонн нефтепродуктов, что эквивалентно 4 млн тонн сырой нефти.
Эксперты приводят данные, согласно которым за всю историю нефтедобычи в республике открыто 52 месторождения. За время их эксплуатации добыто порядка 40 млн тонн нефти. Пиковый уровень ее добычи пришелся на 1970 год —
2,2 млн тонн, но в настоящем время четверть этих месторождений полностью истощена. Судя по отчету Министерства промышленности и энергетики РД, по итогам 2013 года добыча нефти продолжает снижаться и сегодня. Причина все та же — истощение старых скважин. В последние годы новых объектов запущено не было.
Если говорить о перспективах, то ресурсы республики по самым скромным оценочным данным достигают 273 млн тонн нефти и конденсата. На сегодняшний день разведано лишь 30% суши и всего процент акватории дагестанского шельфа Каспия, где, по прогнозам, находится 450-500 млн тонн условного топлива. Особые перспективы в развитии нефтегазовой отрасли республика связывает с освоением морского нефтегазового месторождения Инчхе-море, находящегося у города Избербаша. Предварительно оцененны запасы нефти в 4,9 млн т и газа в
15,7 млрд кубометров. По другим же оценкам, нефти здесь 9 млн тонн.
Главные залежи нефти и газа, по прогнозам геологов, находятся в недрах дагестанского сектора шельфа Каспийского моря. Попытки освоить эти месторождения предпринимались при Президенте РД Муху Алиеве. Тогда совместными усилиями компаний ЛУКОЙЛ и «Газпром» первая же поисковая скважина обнаружила крупное нефтегазоконденсатное месторождение в российском секторе Каспийского моря, на структуре «Центральная», в 150 км восточнее Махачкалы. При испытании из скважины был получен фонтанный приток малосернистой нефти. Запасы месторождения, по некоторым оценкам, составляют здесь 521 млн тонн нефти и около 92 млрд м3 газа. Однако до добычи нефти дело так и не дошло. Выходит, что все еще впереди.
Нефть, добываемая в республике, отличается высоким качеством, то есть малосернистостью, а также высоким, до 90%, содержанием легкокипящих (до 350°) фракций, что даже при простой перегонке дает максимум высококачественного бензина, керосина и дизельного топлива. Но переработка нефти — это отдельная тема. К ней, как и к проблеме реализации перспектив освоения нефтегазового потенциала Дагестана, мы будем обращаться еще не раз.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=37442