Масштабные логистические бизнес-проекты группы «Сумма» имеют тенденцию к расширению. На днях подконтрольная группе компания «ФЕСКО» и японская «Марубени» подписали соглашения о сотрудничестве. Крупные китайские и южнокорейские компании тоже не остались в стороне.
Азиатский рынок остро нуждается в поставках российских ресурсов, и транспортно-логистические возможности в этой ситуации играют первоочередную роль. Строительство нефтяного терминала в Роттердаме, где «Сумма» 13 февраля получила 100-процентный контроль над оператором проекта, и азиатские договоренности стали важнейшими вехами в деятельности холдинга, принадлежащего Зиявудину Магомедову (на фото). Но главная новость — получение 26 марта «Суммой» блокирующего пакета акций (26,6%) Новороссийского морского международного порта.
Долгая конфронтация между «Транснефтью» и структурой Магомедова по поводу совместного управления Новороссийским портом, похоже, закончилась. Видимо, не обошлось тут и без вмешательства президента России. Но не стоит списывать со счетов и экономические соображения противоборствующих сторон. Игнорировать стремительно развивающуюся компанию Магомедова стало невозможно.
Поступательное развитие структур группы «Сумма» в прошлом году несколько замедлилось в связи со спорами вокруг получения контроля над Новороссийским портом. Государственные компании «Роснефть» и «Транснефть», учитывая влияние во власти их руководителей Игоря Сечина и Николая Токарева, вступили в затяжную борьбу с «Суммой». Вероятно, смягчению их позиции способствовали события вокруг Крыма. В условиях ужесточения западных санкций частная компания менее подвержена ограничениям, связанным с политической конъюнктурой. Тем более что «Сумма» намерена вложить $300 млн в строительство зернового и контейнерного терминалов в украинском Николаеве. Реализация проекта зависит от политической ситуации в Украине.
Кроме того, «Роснефть» еще в начале февраля выразила заинтересованность в совместном участии в строительстве терминала в Роттердаме, стартующем с середины 2014 года. Объем инвестиций оценивается в 1 млрд евро.
«Транснефть» также готова начать переговоры с «Суммой» о строительстве нефтяных терминалов вблизи Махачкалинского морского порта. Как сообщил глава «Транснефти» Николай Токарев, компания заинтересована в дополнительных мощностях на том берегу Каспия — в Казахстане ожидается рост объемов добычи. Кроме того, терминал потребуется и для перевалки туркменской нефти.
Тем временем показатели работы портов Каспийского бассейна за два месяца текущего года не радужные. Объем перевалки грузов в морских портах Каспийского бассейна составил 1,1 млн тонн, снизившись на 15,2%, в том числе сухогрузов — на 31,5%, до 0,4 млн тонн, наливных грузов — на 4,1%, до 0,8 млн тонн. Грузооборот астраханского порта упал на 35,9%, до 0,26 млн тонн, порта Махачкала — на 3,1%, до 0,8 млн тонн. Наблюдается резкое падение оборотов контейнеров (65,9%) и каботажа (58,8%). В этой связи приход группы «Сумма» в регион сулит стратегические перспективы развития логистики. Наращивание российского экспорта продовольствия в Азию во многом ограничивается нехваткой мощностей по перевалке. Инвестиции «Суммы» и в этом сегменте будут как нельзя кстати.
По сообщениям СМИ, в прошлом году «Сумме» удалось получить блокирующий пакет акций и ведущей российской транспортной компании — «Трансконтейнер». Другой крупнейший транспортный оператор — ФЕСКО, перекупленный Магомедовым в 2013 году у Сергея Генералова, — стратегическим направлением деятельности считает тихоокеанский регион.
Учитывая геополитическую ситуацию в мире, приоритетным для российской экономики может стать азиатско-тихоокеанский регион. Заявленное Ираном ответное эмбарго на поставки нефти европейским странам и наращивание сотрудничества с Россией могут сделать ключевыми транспортные коридоры Восток — Юг. Тем более что иранцы намереваются увеличить экспорт в Россию фруктов и овощей — одной из крупных статей своего экспорта. Вбрасывалась информация и о перевалке иранской нефти через российские порты. Проекты по строительству канала, соединяющего Каспийское море и Персидский залив, в случае их осуществления могут позволить совершить транспортную революцию. Недавно практически завершилось строительство железнодорожного сообщения между Ираном и Средней Азией. Обойти вниманием столь серьезные тренды в транспортной политике структуры Зиявудина Магомедова, естественно, не могут. К ведущим позициям «Суммы» в балтийском, азово-черноморском и тихоокеанских бассейнах органично может добавиться и реализация бизнес-проектов в южном секторе транспортной инфраструктуры страны и зарубежных государств, по всему побережью каспийского бассейна с выходом на Индийский океан.
Источник: http://www.ndelo.ru/ekonomika-2/2942-summa-dvukh-okeanov