Судя по информационному пространству России, на Северном Кавказе в минувший месяц наблюдалось полное затишье, хотя еще недавно в регионе не прекращались взрывы и перестрелки. Насилие прекратилось? Нет, просто на один месяц регион выпал из информационного пространства. Создалась видимость стабильности. Реальность же была другой. Спецоперации происходили, но о них не сообщали СМИ. По рассказам журналистов, СМИ получили негласное указание, в период проведения Олимпиады закрывать глаза на происходящие криминальные события. Но с другой стороны, терактов и вооруженных нападений на полицейских за это время действительно не было.
Джихад как экстремальный туризм
Относительное затишье можно считать следствием частых спецопераций, проводившихся за последний год, в результате которых нейтрализовано более 150 боевиков, и более десятка одиозных главарей. Только вчера в ходе спецоперации в Дагестане был уничтожен главарь "хасавюртовской" банды и ликвидированы еще четыре боевика. А недавно в Махачкале, в бункере, был убит лидер дагестанского бандподполья Ибрагим Гаджидадаев вместе с приближенными боевиками. Среди убитых оказался и спикер Унцукульского районного собрания Магомедхабиб Магомедалиев. Кроме того, были ликвидированы диверсионно-террористические группы, действовавшие в проблемных районах Дагестана. В итоге, "новобранцам", решившим записаться в бандиты, оказалось некуда вступать.
Однако в Дагестане действует международная сеть пособников, занимающихся вербовкой парней, уже загоревших лесной романтикой. Связные, живя в непосредственной близости от театров военных действий, принимают у себя рекрутов, и через некоторое время переправляют их в лес, к месту дислокации банды. Там новобранец проходит подготовку. Система работала так, что любой человек пожелавший стать бандитом, выходил на контакт с посредниками и «лесными» через интернет.
Так в бандподполье вступали не только местные жители, но молодые люди из других регионов России, и даже прибывшие из-за заграницы. Год назад среди уничтоженных боевиков в Сергокалинском районе Дагестана был обнаружен русский эмигрант из Канады. Он вернулся в Россию, но не к себе домой на Урал, а в Дагестан на джихад.
В 2008-2011 годах численность отдельных групп боевиков в лесах доходила до 40 человек. Среди них нередко оказывались иностранцы. Боевики совершали нападения на правоохранителей, подрывали и обстреливали их автомобили. Но группы боевиков, ранее скрывавшиеся в лесах Карабудахкентского, Сергокалинскоого, Буйнакского, Цунтинского, Цумадинского районов были ликвидированы. В последние два года диверсионно-террористические группы насчитывали 3-5 человек, только некоторые, в частности в Буйнакском и Хасавюртовском районах, состояли из 10 человек.
Кто хозяева леса — боевики или силовики?
В последние годы бандгруппы обнаруживались и блокировались преимущественно в населенных пунктах. Они перестали быть полноправными хозяевами леса и горных перевалов. Лес сейчас занят силовиками. Там сосредоточены патрули и посты правоохранительных органов. И это стало залогом относительной стабильности. Ранее боевики имели возможность проходить подготовку в лесах, и в населенные пункты приходили уже "на дело".
После увеличения контингента прикомандированных сотрудников правоохранительных органов боевикам становится сложнее передвигаться, проходить через блок-посты, создавать полевые базы. Из сводок исчезли новости про обнаруженные отапливаемые подземные блиндажи в лесах с продуктами и боеприпасами, крупные схроны оружием и боеприпасами. Правоохранители, ликвидируя схроны, и лесную инфраструктуру, лишили новобранцев оружия. Прокуратура республики сообщает, что в 2013 году наметилась тенденция к уменьшению количества посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих до 185 случаев. В 2012 году таких посягательств было 204.
Продолжение следует
Источник: http://www.vestikavkaza.ru/articles/Dagestan-Zatishe-mnimoe-ili-realnoe-1.html