Исполнителей терактов в Волгоград отправили лидеры так называемой «кадарской группировки». Как выяснилось, находившиеся в федеральном розыске преступники перемещались в автомашине, груженой сеном. Об этом объявили сразу же, как были названы имена двоих террористов-смертников, совершивших в Волгограде серию терактов- самоподрывов в конце декабря. По сведениям НАК, это Аскер Самедов и Сулейман Магомедов.
Еще 29 января на территории Дагестана были задержаны двое братьев, Магомеднаби и Тагир Батировы. Именно они фактически осуществляли переправку смертников в Волгоград. По оперативным соображениям, имена смертников, пособников и задержанных ранее официально не предавались гласности, сообщает НАК.
В настоящее время проводятся необходимые процессуальные действия и оперативно-следственные мероприятия по установлению и розыску остальных соучастников, включая организаторов террористических актов в Волгограде, сообщают спецслужбы.
В связи с этим на самых разных уровнях снова заговорили о «сочувствующих дагестанцах», о «кавказской партизанской войне» и антирусских настроениях в Дагестане, в котором, дескать, каждый второй готов выйти на священную войну.
Хельсинский синдром по-дагестански
Трое боевиков из так называемой «кадарской бандгруппы» (свое название
берет не только от названия села в Буйнакском районе Дагестана, но и в память о «Кадарской зоне» – известной так же как «Отдельная исламская территория» — ваххабитский автономный анклав, существовавший на территории Буйнакского района Дагестана в конце 1990-х годов), в том числе ее лидер Джамалдин Мирзаев и его помощник Юсуп Яхъяев были убиты в начале недели в ходе спецоперации.
По данным силовиков, Мирзаев и Яхъяев являлись организаторами двух декабрьских терактов в Волгограде. Сама по себе группировка известна множеством подвигов, один из которых – новаторский подход к работе с населением. Согласно легенде, именно они первыми записали «обращение к жителям Избербаша», суть которого сводилась к тому, что «если вы не будете нам помогать, мы вас убьем». Далее были обращения к жителям Махачкалы, Каспийска, Губдена и прочих крупных населенных пунктов.
Проскакивавшие в лентах новостей сообщения о том, что на глазах у детей убита мать, вроде ничем «запрещенным с точки зрения религии» не торговавшая или, напротив, занимавшаяся «небогоугодным делом» – гаданиями и знахарством, медленно, но верно сделали свое дело.
«
Если бы эти дела были расследованы до конца и состоялся публичный процесс, такого страха бы не было, – считает Башир Ахмедов, юрист. – Безнаказанность породила это пособничество, ничего более». Он утверждает, что именно осознание отсутствия защиты от государства толкает жителей на оказание помощи «подполью».
«Да никто нам не платит! Живыми бы остаться»
Избербаш, в котором и были во вовремя спецоперации убиты лидеры «кадарской группировки», а также задержаны их «пособники», находится на южной автодорожной развязке. Удобный с точки зрения логистики узел с горными регионами Дагестана.
Жители говорят о том, что с прошлого года в домах нескончаемо идут обыски. Но в итоге они остаются под двойным прессом: террористов из подполья, которые в случае неповиновения просто убьют, и силовиков, которые тоже, не особенно церемонясь, задержат. Легенды о пытках и беспределе силовиков давно не новость.
Патимат Юнусова рассказывает, что своих сыновей отправила в центральный регион именно из боязни, что их втянут в «темные дела». «Трое сыновей моих, все в мечеть ходят. Там и начинаются эти разговоры, мол, у кого машина есть, надо братьям помочь. Какие это братья? Это шакалы ведь натуральные. Им раз помоги, потом хлопот не оберешься! – эмоционально делится она.
Как-то ночью пришел «бородатый», мол, пусти переночевать, я не растерялась, говорю: одна я. Нельзя с женщиной чужой в доме ночевать. Что-то кричал-кричал, так и протряслась всю ночь со страху. Но ничего, обошлось. Курятник сожгли, и все».
Подобных историй в городе, да и по всему Дагестану, масса. Практически нет боевых действий, но состояние партизанской войны сохраняется. На прямой вопрос, есть ли в этом пособничестве признаки желания отделения от России, практически все эксперты единодушно говорят: нет. Это же подтверждают и многочисленные опросы.
Разият Саламова, социолог-исследователь, рассказывает, что провела множество опросов на эту тему: «Вообще опросы для Дагестана – это, конечно отдельное исследование. Внезапно появляются настолько противоречивые данные, попытки выйти на исследователей и получить чистоту выборки ничего не дают, – рассказывает она. – Однако я сама проводила серию исследований сепаратистских настроений в Дагестане, и в том числе в горных, предгорных, равнинных районах.
Практически на 98% сепаратизм в классическом его виде, в виде желания автономии и отделения от Российской Федерации, отсутствует. Я вам больше скажу, вопрос, заданный в категоричной форме, как это и должно быть в социсследовании, скорее вызывает искреннее недоумение».
Исследователь полагает, что излишняя религиозность – это, скорее, дань более уверенной силе, способ защиты в отсутствии стабильности.
Стабильная нестабильность Дагестана формирует уже новую форму мышления и восприятия мира, об этом свидетельствуют и психологи. Возможно, об этом следует задуматься, пока население не потерялось полностью в своих страхах.
Источник: http://kavpolit.com/articles/dagestan_posobniki_ponevole-289/