13 марта появилось сообщение об инициативе бизнесмена Зиявудина Магомедова, предложившего на заседании попечительского совета федерации велоспорта России построить в Дагестане велотрек. Ранее он собирался построить у нас хоккейную площадку. Такого рода неожиданные предложения наводят на размышления о роли представителей бизнеса дагестанского происхождения в жизни республики.
Кто на слуху?
На слуху в первую очередь, разумеется, 48-летний Сулейман Керимов, состояние которого, по последним оценкам (2014 года) экспертов журнала Forbes, составляет около $6,9 млрд, и он занимает 196 позицию в мировом рейтинге.
В 2011 году Forbes насчитал $7,8 млрд, в 2012-м – 6,5, а в 2013-м – 7,1. Так что скандальная история с компанией «Уралкалий» и вроде огромные траты на футбольный клуб «Анжи» не сильно поколебали состояние олигарха, который с 2010 года занимал 118–162 места в мировом рейтинге долларовых миллиардеров и 13–20 места в аналогичном российском рейтинге Forbes. В переводе на рубли состояние достигает примерно 240 млрд рублей, что соответствует трём годовым республиканским бюджетам (в 2014 году расходы РБ РД запланированы в сумме 86,7 млрд рублей).
На второе место в 2011 году уверенно вышел главный совладелец и председатель Совета директоров группы «Сумма» (до 2011 года – «Суммы Капитал»), одной из крупнейших частных холдинговых структур в России,Зиявудин Магомедов. Его состояние в 2014 году Forbes оценил в $1,2 млрд и поставил на 1372-е место в мировом рейтинге миллиардеров. В 2011 году он вошёл в рейтинг российских миллиардеров с $750 млн, заняв 131-е место в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России». В 2013 году он занял в нём 124-е место с $850 млн.
Дальше идут мультимиллионеры. Третье место по известности в качестве мецената и влиянию надо отвестиОмару Муртазалиеву, первому вице-президенту Федерации спортивной борьбы России (ФСБР), гендиректору «Фирмы Илиев» и, по некоторым данным, совладельцу московского ТЦ «Европейский». В списки 200 самых состоятельных бизнесменов России Forbes и топ-500 журнала «Финанс» за 2010 год он не попал, но некоторые наблюдатели считают, что состояние Омара Муртазалиева приблизительно составляет $900 млн.
Четвёртое место, пожалуй, надо отдать президенту управляющей компании «Трастком», председателю Совета директоров АКБ Русславбанк (ЗАО) Абдулжелилу Абдулкеримову. В рейтинге топ-500 журнала «Финанс» за 2010 год он занял 195-е место с оценкой его состояния в $410 млн.
Пятое место смело присвоим братьям Игорю Исаеву (до смены фамилии – Ибрагим Гаджиев) и Алиасхабу Гаджиеву, ставшим известными после событий на овощебазе в Бирюлёво. Возглавлявшаяся ими компания ЗАО «Новые Черёмушки» была лидером московского рынка плодоовощной продукции. По данным Forbes, только за прошлый год выручка компании составила более миллиарда рублей с чистой прибылью 500 миллионов. Но в СМИ озвучивалась информация, что годовой оборот Покровской базы доходит почти до 10 миллиардов долларов, что и стало, вероятно, главным поводом для попытки рейдерского захвата. По данным газеты «Ведомости» о доходах, полученных от деятельности нескольких предприятий, принадлежащих братьям, суммарная выручка превысила 100 млн, и, кроме того, они владеют небольшим банком и 5 000 га земли в Подмосковье, на которых выращивают по 10 000 т овощей в год, а также 5 000 коров и 3 000 овец и коз. Из-за сомнительных обвинений в адрес руководства ЗАО «Новые Черёмушки» братья Исаев и Гаджиев объявлены в розыск и, по неподтверждённым данным, скрываются за границей.
Шестое место – создателю инвестиционно-строительной компании «Европа-Инвест» (переименован в холдинг «Могано-групп»), главному акционеру и инвестору знаменитого ЖК «Немецкая деревня», построенного под Краснодаром, Ризвану Исаеву. Под его контролем несколько строительных организаций – ООО «Городская управляющая компания – Краснодар», «Газтрансбанк», 17,7% акций ОАО «Краснодартеплоэнерго», отель «Марриотт», теплосетевые и Южная газовая компании. В рейтинги он не попал, но обороты компаний в десятки млрд рублей впечатляют.
Седьмое условное место – братьям Ахмеду и Магомеду Билаловым. Первый был председателем Совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа», вице-президентом Олимпийского комитета России, депутатом Госдумы ФС РФ, членом Совета Федерации ФС РФ. Посетивший в начале 2013 года стройку одного из олимпийских объектов Путин подверг резкой критике Ахмеда за компанию брата «Развитие курортов», якобы завысившую стоимость работ и затянувшую сроки сдачи горнолыжного курорта «Горная карусель». Поэтому завершение работ было поручено Сбербанку, а Ахмед Билалов лишился постов в КСК и в ОКР, в отношении него было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в КСК, и теперь он тоже находится за границей. Билалову все его проекты, по словам представителя Билалова, бывшего вице-президента КСКРостислава Мурзагулова, принесли порядка $500 млн, сообщил Forbes.
Что сделано?
Завершёнными можно считать два крупных проекта Сулеймана Керимова: Каспийский завод листового стекла и строительство «Анжи-Арены». А попытки начать реконструкцию морского и авиационного портов, строительство прибрежного туристического кластера упираются то в скрытое сопротивление, то в бюрократические проволочки, то в откровенный торг. Осязаемым результатом может стать завершение строительства реабилитационного центра для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в Дербенте, а также гостиницы для паломников у горы Шалбуздаг.
Развитие ФК «Анжи – скорее социальный, чем коммерческий проект, а остальное: поддержка развития вольной и греко-римской борьбы в виде реконструкции и оборудования спортивных залов, приобретения спортивного инвентаря и экипировки для детей и молодёжи, выделение грантов нескольким сотням российских борцов и тренеров по всей стране; программа развития детского и юношеского футбола; оплата расходов на хадж тысячам малоимущих мусульман; выделение средств на проезд и лечение больных ДЦП в Китае; поддержка реконструкции и строительства образовательных, социальных и культурных объектов; оплата дорогостоящего лечения в ведущих клиниках страны и мира и т. д. – чистая благотворительность на десятки млн долларов.
Зиявудин Магомедов проявил себя в дорожной отрасли. В 2012 году махачкалинская компания «Мостоотряд-99», входящая в «Сумму», достроила Гимринский тоннель, выиграв конкурс на определение генподрядчика сметной стоимостью 9,8 млрд рублей. Построен асфальтобетонный завод неподалёку от Махачкалы, подписано соглашение о приобретении техники ещё на три. Объявлено, что «Сумма» готова инвестировать в дорожно-строительную сферу Дагестана в общей сложности порядка 700 млн рублей. Расчёт делается на выигрыш конкурсов на строительные автодорожные подряды, общий размер которых составляет в 2014 году около 4,5 млрд рублей. Кроме того, в январе 2014 года компания «Стройновация», входящая в «Сумму», выиграла контракт на подбор генподрядчика строительства двух участков трассы Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала стоимостью 7,1 млрд рублей.
Другая «дочка», «Сумма Телеком», начавшая работать в Дагестане с 2006 года как федеральный оператор сети широкополосного доступа в Интернет, в 2012 году выступила как партнёр ООО «АгроИнвест», реализующего в республике проект «Создание и развитие Агротехнопарка “АгроДагИталия”» инвестиционной ёмкостью около 14 млрд рублей. Усилиями «Суммы», GVA и одного из самых известных бизнес-инкубаторов Кремниевой долины – Plug & Play – создан и функционирует одноимённый бизнес-инкубатор в Махачкале. Известны также благотворительные акции братьев Магомедовых, особенно в рамках фонда «Чистое сердце».
Омар Муртазалиев завоевал большой авторитет в среде борцов за его конкретную помощь тренерам и спортсменам, а в последние два года приобрёл популярность за помощь малоимущим и ветеранам в рамках фонда «Чистое сердце».
Абдулжелил Абдулкеримов стал основным меценатом созданного им благотворительного фонда «Просвещение» во главе с отцом, через который передал школам около 1 000 компьютеров и оказал поддержку талантливым детям. В Магарамкентском районе по его инициативе строится птицефабрика.
О деятельности в Дагестане братьев Ибрагима и Алиасхаба Гаджиевых в СМИ не сообщалось, но после начавшихся обвинений их земляки рассказали, что они помогали многим дагестанцам в Москве.
Ризван Исаев запомнился дагестанцам провалившимся планом построить «Немецкую деревню» в прибрежной зоне южнее аэропорта во время правления Муху Алиева. Кто был виноват, так и осталось неясным.
Ахмед Билалов запомнился разве что организационной поддержкой хаджа в 2006–2007 годах и планом строительства в Хунзахском районе горнолыжного курорта «Матлас» в рамках общерегионального проекта. Сомнительный с экономической точки зрения план встретил ещё и сопротивление местных жителей.
Их роль
В политической жизни республики с 2002 года большую роль играл Сулейман Керимов, добившийся даже назначения в 2012 году вице-премьером Правительства РД своего топ-менеджера Олега Липатова. Однако ни с одним главой РД устойчивых доверительных отношений не наблюдалось. Братья Магомедовы доросли до большой политики к 2012 году и, по неподтверждённым сведениям, лоббировали назначение Рамазана Абдулатипова. А в 2013 году появились слухи о рассмотрении в Администрации Президента РФ в числе других кандидатуры Омара Муртазалиева на должность главы РД.
Остальные в политическую жизнь не вмешивались. Зато заметен был бизнес-подход ко всем вопросам, когда человек, давая деньги, хочет заработать и получить хоть какой-то экономический или социальный эффект, какую-то пользу для себя и общества. Это чувствуется по Керимову и Муртазалиеву даже в спорте. Магомедов ищет свою спортивную «паству» и в рамках попечительских советов спортивных организаций, куда он попал в силу разных причин, предлагает экзотические для нас хоккейные площадки и велотрек.
Характерно также, что их шаги несут отпечаток общероссийских и общемировых культурных кодов, которые в условиях некоторой изоляции Дагестана имеют большое значение для расширения кругозора молодёжи.
Источник: http://chernovik.net/content/ekonomika/blesk-i-nishcheta-dagestanskih-biznesmenov