Граждане Китая, выгнанные из селения Сивух Хасавюртовского района Дагестана, уехали работать в Чечню, заявил сегодня председатель местного сельскохозяйственного производственного кооператива Шахбан Газиев.
Как сообщал "
Кавказский узел", 7 марта жители Сивуха
разрушили и подожгли тепличное хозяйство, в строительстве которого ранее сами принимали участие. Китайские рабочие при этом не пострадали – их увезли сотрудники полиции, прибывшие из Хасавюрта. По мнению главы села Али Алиева, поводом для конфликта послужили методы земледелия, применяемые иностранцами на земле агрофирмы "Сивух".
Граждане Китая выехали на работу в Чеченскую Республику, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" председатель сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) "Агрофирма "Сивух" Шахбан Газиев.
"Они приехали после пожара, забрали свое имущество: материалы, инструменты, технику — и уехали. По их словам, они перебрались в Чечню", — сказал Шахбан Газиев.
По его словам, местные жители гражданам Китая в выезде не препятствовали.
"Спокойно приехали, тихо-мирно забрали свои вещи. Вообще то, что тут совершили некоторые люди, – это глупость, и большинство сивухцев считает, что поджигатели действовали неправильно", — отметил Шахбан Газиев.
Шахбан Газиев уверен, что причиной конфликта стали "зависть и чьи-то интересы".
"Кто-то стал чужие деньги считать и остался недоволен. Никакой политики в этом нет. С землей это не связано точно. Территория, где были построены теплицы, — это земля пайщиков, но пока на ней работает СПК "Агрофирма "Сивух". Я ее, можно сказать, восстановил: планировку сделал, выровнял, убрал камыш, канавы вырыл, вспахал. Пайщики плохую землю брать не хотят, а хорошую я раздавать не могу, потому что есть соответствующее решение правления СПК "Агрофирма "Сивух". Были бы другие желающие взять эту землю в аренду – я бы отдал. Совершенно точно, конфликт с китайцами с землей не связан", — сказал Шахбан Газиев.
Председатель СПК "Агрофирма "Сивух" не знает, кто инвестировал средства в тепличное хозяйство.
"Китайцев привез дагестанец, он с прессой общаться не хочет. Чьи деньги были вложены – китайские или его личные – непонятно, но они завезли пленку, пиломатериал, технику и рассчитывали всего вложить 60 миллионов рублей. К сожалению, народу экономическую сторону дела не объяснишь", — отметил руководитель СПК.
По данным УФМС Дагестана, субарендатором сивухской земли и работодателем для китайских рабочих выступил местный житель.
"За незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан (статья 18.15 КоАП РФ) Хасавюртовским районным судом ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за каждого незаконно работавшего гражданина КНР на общую сумму 52 тысячи рублей", — сообщил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель начальника УФМС по РД Гусен Зулпикаров.
В Дагестане работает много иностранцев из Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, причем большинство трудится нелегально, однако до сих пор никаких конфликтов с местным населением у них не было, отметил экономический обозреватель дагестанского еженедельника "Новое дело" Андрей Меламедов.
"В основном они заняты в строительстве. Лично видел корейцев и вьетнамцев в Кумторкалинском и Хасавюртовском районах. Одно время и в Махачкале их использовали активно, но когда миграционная служба стала проверять и закручивать гайки, сочли выгодным приглашать азербайджанцев. Причем иностранцев привлекают не только предприниматели, но и обычные люди, которые строят дома. Производительность труда у них гораздо выше, чем у местных строителей", — сказал корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Меламедов.
Производительность труда является одним из ключевых факторов, отметил экономический обозреватель еженедельника "Новое дело".
"Один из первых бизнесменов, который стал привозить корейцев, рассказывал мне в 2001 году, что за день трое дагестанских рабочих кладут около 30 квадратных метров плитки, тогда как трое корейцев – 80. При этом нашим он платил 200 рублей за квадрат, а корейцам – 100. В итоге один кореец заменял ему пятерых дагестанцев. С такой производительностью он мог работать "по-белому", платить все налоги и при этом получать прибыль. Но с каждым годом получить квоту на иностранцев в Минтруде все труднее. Когда строящемуся заводу листового стекла понадобились индийские рабочие, которые много лет сотрудничают с немецкой фирмой, поставляющей печи для такого производства, руководству предприятия пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы выбить эту квоту. Сейчас ни один эксперт не скажет вам точно, сколько иностранцев работает в Дагестане, но реальное их количество в разы превышает тех, кто приехал по квоте", — рассказал Андрей Меламедов.
По мнению журналиста, конфликтов, подобных тому, что произошел в Сивухе, ранее в Дагестане не было. Но в случае с инцидентом в Сивухе республиканские чиновники поступили безграмотно, считает эксперт.
"Если республика действительно заинтересована в инвестициях, все высшие чиновники сразу же должны были приехать в Сивух, разобраться в ситуации и высказаться, потому что такие вещи инвесторов отпугивают. А у нас молчание, тишина. Только после реплики в нашей газете среагировали. Министр торговли и внешнеэкономической деятельности Юсуп Умавов, выступая в ходе визита на Кикунинский консервный завод, заявил, что в Сивухе не было никаких китайских инвесторов, и этот проект не был инвестиционным. Видимо, он не знает, что такое инвестиции, или думает, что если проект не значился в их списке, он не может считаться инвестиционным", — сказал Андрей Меламедов.
Предприниматель Магомед Магомедов подтвердил, что производительность иностранных рабочих выше как минимум в
три раза, однако получить разрешение на работу довольно сложно.
"Лет десять назад я привлекал рабочих из Кореи, причем официально получал все разрешения. Тогда я выполнял госзаказы, брал подряды на строительство объектов социального назначения – больниц, школ. У наших рабочих очень маленькая производительность труда. Они склонны зарабатывать деньги не за счет высокой производительности, а за счет высокого тарифа. И в ситуации, когда чиновникам нужно было платить откат, а рабочим – высокий тариф, очень сложно было что-то заработать. Поэтому я нашел выход – привлекал иностранных рабочих, которые работали гораздо эффективнее. Потом я перестал заниматься господрядами, начал строить коммерческие объекты, в которые инвестирую сам. Получить квоты сложно, на рабочих без квот начались гонения, сумасшедшие штрафы, поэтому я перестал привлекать иностранцев", — рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бизнесмен.
Источник: http://dagestan.kavkaz-uzel.ru/articles/239944/