Имя Александра Друзя, магистра, обладателя шести «Хрустальных сов» знаменитой интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на Первом известно многим. В минувшее воскресенье человек из телевизора впервые побывал в Дагестане, он приехал, чтобы провести второе первенство Махачкалы по интеллектуальным играм.
Журналисты знали, что к нам едет Знаток № 1 страны, итем не менее до конца не верилось. Но когда подошел заветный час, в парке имени 50-летия Октябрьской революции, в Доме шахмат имени А. Карпова, где должна была проходить игра, организаторы подтвердили – «сейчас будет». Это «сейчас» растянулось на 50 минут. Согласно пресс-релизу, игра должна была начаться в три часа по полудню, но «гвоздь» программы опаздывал из-за встречи с мэром. У меня оказалось достаточно времени на обдумывание ходов. Так, здесь я узнала, что в Махачкале периодически проходят интеллектуальные игры среди студентов. Что они популярны, их транслируют по телевидению. Правда, до республиканского масштаба дело пока не дошло.
Я смотрю «Что? Где? Когда?» с детства, в советское время на ТВ было мало развлекательных передач, а эта была одна из самых популярных. Признаться, Друзь всегда для меня был загадкой – он часто спорил с ведущим, был иногда просто непокладистым, но обычно правда была на его стороне, или мне так казалось. И сейчас было волнение, каким он окажется: снисходительным, «звездным», а может, открытым, простым? Каков Друзь на самом деле? Сомнения развеялись, когда Друзь дал интервью.
Корр.: — Вы первый раз в Дагестане?
А. Друзь: — К сожалению, да, но лучше поздно, чем никогда. Пока все нравится.
Корр.: — Вам уже приходилось наблюдать игру дагестанских игроков?
А. Друзь: — Да, в свое время я следил за игрой команды из Дербента, ребята приезжали к нам на чемпионат России, который проводился в Питере, произвели самое благоприятное впечатление. Надеюсь, что остальные команды не разочаруют.
Корр.: — От сегодняшней игры что ждете?
А. Друзь: — Как раз этого и жду, что не разочаруют. А еще надеюсь, что ребята получат удовольствие от игры, это самое главное, и не важно, кто какое место займет, главное, чтобы игра им понравилась. Интеллектуальные игры полезны для молодых, в возрасте от 12 до 25 лет. Они приучают к полезным навыкам: работать головой, самостоятельно принимать решения, самостоятельно за эти решения отвечать, это то, что требуется от нормального, цивилизованного человека в XXI веке.
Корр.: — Как вам Дагестан?
А. Друзь: — Я на земле Дагестана три часа, пока нравится, может, завтра смогу ответить на вопрос подробнее. Пробуду здесь к сожалению очень мало, полтора дня, но, надеюсь, что наши контакты с махачкалинскими ребятами продолжатся, во всяком случае мне бы этого хотелось.
А тем временем в зале за игровыми столиками уже расселись игроки команд «Lingua», «Random», «Vendetta», «Мохен-Тохен», «Рулдаб», «Пенджаб», «6+1», «E=mc 2/ формула Эйнштейна». За собравшимися с плаката «следит» знаменитое око Совы – символа игры. Ребята встречают мэтра аплодисментами, звучит «Гимн Солнцу» Рихарда Штрауса, ставший гимном игры «Что? Где? Когда?». Телевизионная легенда на какое-то время ожила здесь, в Доме шахмат в Махачкале. Друзь приветствует игроков.
Я шла смотреть игру и ожидала ярких баталий: споров за столиками, быстрых и нервных постукиваний по кнопкам настольных ламп за теми столиками, где готовы ответить на вопрос… Но прозвучал один вопрос от Друзя, второй, третий… ответов как будто не было, я не слышала. Я уж подумала, что ни один из них не оказался по зубам моим землякам. Но мои опасения оказались напрасными. Ребята отвечали, и вопросы им не казались сложными. То, что происходило, было спортивное «Что? Где? Когда?». Как объяснил Друзь, оно является образцом телеигры 1988 -1989 гг., когда команды давали ответ на листке бумаги, и еще одна команда отвечала на вопрос устно. В этот раз ответы давались не на бумаге размером с визитную карточку, а на компьютерах за столиками игроков. Это было впервые в России, сказал Друзь. Аналог – только на играх, проводимых в Сан-Франциско. Сообщение аудитория встретила аплодисментами.
В какой-то момент перед входом в зал я увидела юношу с черным ящиком в руках. Да, с тем самым знаменитым черным ящиком, который выносят на телеигре. Ящик был довольно большой, с тонкой, легко открывающейся крышкой, и, как потом выяснилось, на этот раз в нем лежал гранат (а не куриное яйцо, как предполагала одна из команд).
Участников игры я спросила, не заготовили ли они свой вопрос Друзю? Оказалось, нет, но сама идея им понравилась, и, может быть, сказали они, у них получится задать его импровизированно. Мне стало ясно, что Друзя они воспринимают скорее как наставника, легенду, а не как соперника.
По итогам соревнований I место заняла команда факультета математики и компьютерных наук ДГУ «Мохен-Тохен», второе и третье места разделили между собой команды «E=mc2/формула Эйнштейна» и Lingua» физического факультета и факультета иностранных языков ДГУ.
Также определился и победитель «Своей игры» — им стала команда «E= mc2/формула Эйнштейна».