Инвестиции: время не терпит

Безусловно, для обеспечения экономического роста в республике необходимы финансовые вливания. Об этом, кстати, очень емко и образно говорит Глава республики Рамазан Абдулатипов: «Дагестан все время лечили, но не развивали». Естественно, главным источником предполагаемых вливаний в экономику республики есть и остается федеральный бюджет, однако надежды на существенные финансовые вливания в экономику Дагестана из Федерального центра пока не оправдываются.
В этой связи интересно обсуждение в российской прессе деятельности Александра Хлопонина, на посту Полпреда Президента РФ. Газета «Коммерсант», в частности, отмечает, что полпреду были обещаны 400 млрд руб. на реализацию 40 крупных проектов, отобранных правительственной комиссией по развитию СКФО под руководством Владимира Путина.

 Но, как считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, их рентабельность не была просчитана, а ставка сделана на инвестирование «сверху» — деньги привлекались под гарантии государства. В ближайшие три года приоритетом сделано развитие социальной сферы — в СКФО не хватает школ и больниц, так как после оптимизации федерального бюджета ФЦП «Юг России» на 2014-2016 годы урезали вдвое, до 30 млрд руб.
В Минрегионе  уточнили, что сейчас при поддержке Инвестфонда в СКФО реализуются восемь проектов общей стоимостью 36,9 млрд руб. Из них на средства фонда приходится 6,36 млрд руб., на местные и региональные бюджеты — около 1 млрд руб., остальное должны обеспечить инвесторы. И все же  приятная   новость для  республики во всем этом  негативе  есть. В рамках ФЦП «Юг России» на 2014-2020 годы должен быть профинансирован  промышленный проект — загрузка махачкалинского «Авиаагрегата» путем создания автосборочного производства  (36,7 тыс. машин в год в партнерстве с китайской Norinco, модельный ряд Starlight). Федеральный бюджет готов потратить на него в 2014-2016 годах 223 млн руб. Определенно для  промышленного комплекса Дагестана эта помощь  может сыграть  существенную роль, прежде всего в приобретении заводом  госгарантий  на  кредитную линию китайского производителя, за которую «Авиаагрегат» бьется уже ряд  последних лет. Так же очевидно, что создание на махачкалинском «Авиаагрегате» автосборочного производства вовлечет в него практически все  промышленные предприятия республики, то есть вдохнет в них жизнь.
Однако в целом никаких кардинальных изменений в промполитике на Северном Кавказе не планируется. «Нужно развивать заводы, которые есть, но их перепрофилирования или строительства новых крупных производств пока нет на первоочередной повестке. В качестве примера приводится завод «Дагдизель» в Дагестане, выпускающий судовые двигатели и продукцию в рамках гособоронзаказа, подконтрольный Сбербанку автозавод Derways (собирает китайские автомобили Haima, Lifan) в Карачаево-Черкесии и «Чеченавто» (собирает модели АвтоВАЗа) в Чечне. У этих заводов есть своя модель развития, которую нужно просто планово реализовывать.
Сам бизнес, который должен по идее инвестировать в Северный Кавказ, почти не почувствовал не только принуждения, но даже запроса на это со стороны властей. Так, в «Газпром межрегионгазе» (владеет распределительными газовыми сетями в регионах) заявили, что не слышали об идее создания новых предприятий в СКФО. Компания «РусГидро», которой принадлежат ГЭС Северного Кавказа, напротив, после конфликтов с властями регионов СКФО в конце 2013 года решила перерегистрировать дочерние компании из СКФО в Москве. Источник, близкий к компании, уверяет, что противодействия этому со стороны Федерального правительства не было.
Это обстоятельство отнюдь не способствует  инвестиционной привлекательности  региона, так же как и факты отзыва лицензий у дагестанских банков. Выступающий регулятором в этой сфере Центробанк России продолжает «закручивать гайки», регулярно проводя жесткие проверки деятельности дагестанских банков. Обсуждение складывающейся негативной ситуации (в последние два года закрылось около десяти дагестанских банков) стало темой заседания рабочей группы Экспертно-аналитического совета при Председателе Правительства РД.
Активы работающих банков Дагестана составляют 17 миллиардов рублей при собственных капиталах в размере 5,2 миллиарда. Ныне  требуется повышение  уставного капитала: с начала следующего года они у банков должны составить уже 300 миллионов. Но, пожалуй, главным ударом по банкам можно назвать решение Центробанка о передаче полномочий по надзору и лицензированию в банковской сфере в Краснодар. Жестко. В этой ситуации дагестанские банкиры подумывают о создании одного крупного или нескольких средних банков. Прозвучала инициатива создания «Банка развития Дагестана», и, пожалуй, это выход из ситуации, как и то, что в отсутствие какой-либо серьезной финансовой  поддержки со стороны Федерального центра Дагестан пытается  реализовать идею корпорации «Развития Дагестана», привлекая в нее средства состоятельных дагестанцев.
Трудно, но все же позитивные шаги в этом плане сделаны. Более очерчены перспективы инвестиционного будущего двух портов Дагестана — морского и воздушного. В отсутствие большой  заинтересованности инвесторов в промышленном секторе упор делается  на агрокомплекс, где уже реализуется целый ряд крупных инвестпроектов. В частности, на очередном рабочем совещании по вопросу реализации приоритетного инвестиционного проекта «Создание в РД птицекомплекса по производству 4500 тонн мяса бройлера живым весом в год» Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заверил инвесторов, что все вопросы, связанные со строительством инфраструктуры, будут решаться в срок. Что касается необходимого субсидирования, то и этот вопрос будет решаться Правительством республики. «Сегодня ни в одном регионе России вы не встретите такой оперативной работы по созданию инфраструктуры под реальные инвестпроекты», — сказал Глава Дагестана.

Дагестан, похоже, не дожидаясь  более активного стимулирования развития промышленности, предполагаемого с 2017 года,  в деле развития своей  экономики делает ставку на частных инвесторов.  Время не терпит. 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=36638

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *