Не дожидаясь дотаций из бюджета

700 млн рублей – такова стоимость контракта, подписанного на днях между дирекцией государственного предприятия, отвечающего за реализацию проекта «Безопасный Дагестан», с одной стороны, и фирмой-подрядчиком.

В развитых странах системы видеонаблюдения, отслеживающие в режиме онлайн ситуацию на улицах и передающие картинку в единый центр, давно стали повседневной реальностью. К примеру, в Англии она насчитывает 4 млн видеокамер. В России внедрение таких систем началось несколько позже. Проект получил название АПК (аппаратно-программный комплекс) «Безопасный город». Впервые система в полном объеме заработала в Ростове. Как это ни стыдно признавать, к сегодняшнему дню Дагестан — один из двух российских регионов (наряду с Чукоткой), где до сих пор таких комплексов нет.
Попытки создания АПК в нашей республике предпринимались. МВД РД, ответственное на тот момент за реализацию программы, еще в 2008 году представило проект АПК «Безопасный город» в Махачкале. Было заявлено, что аналогичные комплексы будут внедряться по всей республике.
Но этим планам не суждено было сбыться. Во-первых, программа так и не была реализована в полном объеме. Не говоря уже о всей республике, даже в Махачкале не было установлено достаточное количество камер. Кроме этого, их техническое состояние оставляло желать лучшего, и реального эффекта в обеспечении безопасности они не дали. С тех пор заказчик программы сменился. В Дагестане от МВД эта функция перешла к Минтранспорта.
Фактически Минтрансу предстояло работать с нуля. Согласно подсчетам, для реализации проекта только в Махачкале необходимо было полтора миллиарда рублей. Сумма для республиканского бюджета абсолютно неподъемная.
Обращения в Федеральный центр о дополнительном финансировании также ни к чему не привели. Но задачу реализации проекта с министерства никто не снимал. Тем более что руководство республики стало уделять этому вопросу повышенное внимание. Программа «Безопасный регион» стала частью приоритетного президентского проекта «Правопорядок и безопасность в Дагестане».
Оценив ситуацию, в министерстве решили не дожидаться дотаций из бюджета, а искать инвестора и вышли на московскую фирму «Группа компаний «MAYKOR». Стоит отметить, что это не инвестор в чистом виде. «MAYKOR» до того времени занималась исключительно технической стороной.
Переговоры шли долго. Как рассказывает зам. министра транспорта РД Магомедгаджи Раджабов, который представлял на этих переговорах нашу республику, они продолжались почти два года. Наконец весной 2013 года было подписано предварительное соглашение между Минтранса РД и компанией в лице директора представительства компании по Северному Кавказу К. Гамзатова.
Пилотный проект был запущен 13 сентября прошлого года в присутствии Главы республики Рамазана Абдулатипова. Проект с самого начала находился на его личном контроле. Практически в каждом своем публичном выступлении, посвященном теме безопасности, Рамазан Абдулатипов уделял ему внимание. На встрече с В. Путиным по вопросам развития республики он отдельно остановился на этой теме.
В рамках пилотного проекта видеокамеры были установлены в нескольких точках, где дорожное движение наиболее оживленное. Картинки с них стекались в ситуационный центр. По словам разработчиков, была использована самая современная техника, какой пока нет ни в одном из ныне действующих в России АПК. По словам участников проекта, результат действия АПК уже в первые дни превзошел все ожидания. Количество выявленных нарушений Правил дорожного движения выросло в разы.
Зафиксировав нарушение, аппаратура автоматически составляет протокол, куда заносит данные машины нарушителя. Вмешательство человека сводится к тому, чтобы распечатать его и отправить в судебные органы. Таким образом, коррупционная составляющая сводится к нулю. Снимаются вечные трения между водителями и инспекторами ГИБДД по поводу обоснованности наказаний. Освободившиеся силы ГИБДД можно будет направить на другие участки.
Как ожидается, экономический эффект составит несколько десятков миллионов рублей дополнительных поступлений в год за счет фиксации штрафов. Но самое главное, что нельзя измерить деньгами, это позволит сделать наши дороги более безопасными и сберечь жизни наших граждан.
В реализации проекта задействованы промышленные предприятия республики. Так, коммуникационные сети для аппаратно-программного комплекса предоставляет ОАО «Электросвязь», а оператором связи выступило ОАО «Электросигнал».
Для более эффективного продвижения проекта решением Правительства РД при Минтранспорта РД было создано ГКУ «Безопасный Дагестан» (и.о. директора Вагиф Диярханов), которое выполняет функции заказчика.
Подписание контракта (полностью он называется «Государственный контракт на оказание услуг по предоставлению информации в области дорожного движения») состоялось в Минтранспорта.
Контракт предусматривает дальнейшее расширение сети видеонаблюдения дорожного движения. Согласно условиям договора, исполнитель обязуется оборудовать системами видеонаблюдения и фиксации 30 точек (вдобавок к уже имеющимся) в Махачкале в течение квартала со дня подписания контракта. Каждая точка может быть оборудована несколькими, вплоть до 10 единиц, видеокамерами.
Как сказал корреспонденту «ДП» Андрей Панагушин, это первый случай в практике компании «MAYKOR», когда она выступила наряду с техническим исполнителем проекта еще и его инвестором.
И.о. директора ГКУ «Безопасный Дагестан» Вагиф Диярханов отметил, что ожидается снижение количества нарушений дорожного движения. Поступление средств от штрафов не является самоцелью, но позволит окупить вложения и развивать проект дальше. По словам В. Диярханова, 80% будет идти в бюджет республики, остальное инвестору.
Но нарушения ПДД – это лишь первая и, пожалуй, не самая значимая часть проекта «Безопасный Дагестан». В окончательном виде он должен объединить в единый информационный узел ведомства, чья работа носит оперативный характер: силовые структуры, МЧС, пожарная служба, скорая помощь, медицина катастроф. Именно такую задачу поставил перед разработчиками Глава республики Рамазан Абдулатипов.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=36557

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *