«Обман, унижение, извращение, разрушение- основные символы 2013 года в Дагестане… Трудно критиковать власть, когда общественность ведет себя так же, как и власть»Лариса Абрамова, журналист.
«Дагестан в жернове противоречий, противостояний, преступлений, перестрелки, печали, потерь и похорон. Почему в Дагестане, при наличии моря, курортов, гор, аэропорта, морского порта, железной дороги, нефти, газа, полезных ископаемых, виноградных плантаций, аграрной мощи, промышленных предприятий, университетов, одаренных ученых, деятелей культуры и литературы, ярких журналистов и предпринимателей, талантливого, трудолюбивого, мужественного, красивого, толерантного и щедрого народа, завидной истории и божественной географии, жизнь никак не нормализуется? Как дагестанцы допустили превращения райского края в адский регион? Чего не хватило, не хватает и чего мы хотим? Не деградируем ли мы и не откатываемся ли в средневековье»? Кто мы и куда идем? Пора каждому дагестанцу, всем депутатам и руководителям всех уровней, ученым и журналистам в абсолютной честности серьезно ответить на этот главный вопрос жизни? Диагноз, лечение и прогнозы? Молчание не уместно. Хитрости не пройдут. Обман греховен. И за нас самих никто не станет думать, отвечать и работать. Давно известно, что невозможно быть свободным от времени, общества, людей, политики и даже обстоятельств. Нельзя быть и безответственным за свою жизнь и жизнь Родины, если ты гражданин и патриот. Никто тебя не поднимет, если ты определил себе лежачее существование. Человека невозможно освободить от внутреннего рабства, если он сам не возжелает этого и не приложит никаких усилий для освобождения из рабских оков. Каждый, кроме равнодушных и умалишенных, болеет за происходящее в селе, районе, республике, стране и в мире, но не всякий вмешивается реально в происходящее с намерением улучшить существующее положение, ибо нормальный человек наделен сомнениями в своих возможностях. По своей наивности и порядочности многие полагают, что политика – это удел только избранных, и не им дозволено войти в мир вершителей истории. Изучая биографию выдающихся личностей, убеждаюсь, что это не так. Не маниловские желания, а деяния и устремленность к реальным, а не обещанным, результатам, приводит к успеху! К этому простому пониманию я пришел поздновато. «Зрелость не падает с небес…Она приобретается лишь тогда, когда человек принимает на себя все события, происходящие в жизни страны», писал Пол Карл Фейерабенд. Ничего не существует совершенного, завершенного, застывшего, неизменного, секвестрированного и окаменевшего в человеческом сообществе. Все в динамике в жизни, и поэтому человеку издревле тоже предписана динамичность в мыслях и действиях. Безусловно, следует быть критичными и ироничными к своим возможностям, но не нужно заниматься самоистязанием, ибо человек способен преодолеть многие преграды и большие трудности, особенно, когда рядом умные и бескорыстные единомышленники. Человек способен на великие и благородные деяния, оправдывая этим смысл человеческого бытия на Земле! Нет, и не бывает в мире неошибающихся, неспотыкающихся. Важно не отлеживаться, а вовремя встать и идти, не останавливаясь на ухабах и ложбинах, ибо только идущие достигают вершины! Важно не облизывать начальника, а самому стать равным и даже выше его по достоинству и профессионализму. Для лежачих, покорившихся и ворчливых сконструирован диван, изобретен телевизор, изготовлено пиво, сочинены сказки и составлены программы о будущей райской жизни, если доверчивые будут аплодировать иллюзионистам из власти. И еще. Мы рождены дагестанцами, а это накладывает на каждого из нас значительные обязанности – быть ответственными не только за себя и свою семью, но и, в не меньшей мере, за Дагестан, за его настоящее и будущее. Не потерять бы Дагестан! Не растоптать бы Родину! Не допустить бы, чтобы Дагестан стал началом разрушения России! А у истории нет черновиков. Мы не лучше других и уж точно – не хуже других. Дагестан давно перегружен экономическими, экологическими, аграрными, медицинскими, образовательными, культурологическими, гражданскими, земельными, конфессиональными, промышленными, правоохранительными, кадровыми, нравственными и другими сложными, хроническими проблемами. И все это на фоне тотальной коррупции на всех этажах власти. Кто виноват? Многие, в том числе и я, увлеклись безуспешной, хотя и справедливой критикой власти в последние десятилетия, но, кажется, что руководителям ни жарко ни холодно от этого. Они не слышат людей. Они отгородились от народа заборами, мерседесами, кредитами и вооруженной охраной. Они даже не отвечают на официальные письма граждан, хотя это законодательно вменено им. К ним попасть стала труднейшей проблемой. А избрание глав администраций, министров, депутатов и даже главы Дагестана и вовсе не зависит от мнения народа. Властители публично оскорбляют людей, считая их не созревшими для выборов глав и депутатов. А руководители у нас – зрелые и честные? Коварные политиканы не дозволяют дагестанцам сполна осознать значение и назначение власти. Региональные и федеральные властители не знают и не хотят знать полной правды о думах и жизни дагестанцев. Все это приводит не только к недоверию к власти, но и к нарушению основ народовластия, демократии, справедливости и конституционности. А главное – власть не находится под контролем гражданского общества, что всегда чревато большими перегибами и печальными издержками. При этом все главные кадровые решения принимались и все еще, кажется, принимаются не публично на основе конкурса, профессионализма и порядочности, а в семье, по сицилийскому принципу родства, преданности, приближенности и подношения (не хочется этому верить, но факты – вещь упрямая). Эта кадровая порочность, разрушающая и развращающая государство, давно стала главенствующей в Дагестане и России. Эта прискорбная печаль, которая приводит граждан к апатии и их неверию в справедливость и ответственность власти на местах и в центре. А люди молчат, ибо в официальные СМИ, радио и телеканалы не подпускают несогласных с властью. Все это выгодно властителям, ибо покорными, молчаливыми, послушными, согбенными и бунтующими только на кухне, легче управлять. Но помнить бы надо, что договор с дьяволом всегда заканчивается безумством, трагедиями и торжеством невежества, примитивизма и одичалости. Не выдавив из себя раба, невозможно создать никакого гражданского общества. Именем народа властителей нужно дергать за усы, а если их нет, то за уши, чтобы на поворотах истории они не проспали совесть и научно-технический прогресс, отлеживаясь в роскоши в обнимку с царскими льготами и в окружении высокопрофессиональных лизунов, лакеев и льстецов. «Власть портит не только царей» (Петр Кропоткин, историк, географ, революционер). Не пора ли нам, дагестанцам самым выйти из оцепенения и равнодушия, и активнее включиться в созидании лучшей жизни в своей же республике?! Никто же за нас не станет обустраивать Дагестан. Чужой не наведет порядок в нашем доме! Благополучный Дагестан нужен прежде всего нам, дагестанцам. Не стоит обманываться, что чужестранцы станут бескорыстно инвестировать в экономику, культуру, образование и… достоинство Дагестана. И международной умме тоже мы нужны только как послушное, покорное, примитивное и безграмотное племя, а не как самодостаточный, прогрессивный и благополучный народ. Эта же аксиома. Что же предпринять? Ниже попробую изложить свое видение, которое нуждается в спокойном обсуждении в обществе. В эти размышления входят и мои сомнения в успешности задуманного из-за гражданской апатичности граждан. Но не думать и не переживать тоже невозможно, ибо молчание – непозволительная роскошь, когда исковерканы сами понятия Достоинство и Справедливость не только в республике, но и в стране в целом. Как превратить Дагестан в регион притяжения, инвестиций, любви, радости, созидания, строительства, аграрии, промышленности, комфортности, мира, красоты, науки, культуры, закона, альпинизма, туризма, безопасности, человеколюбия и жизнелюбия? Черновик программы Полагаю, что для начала надо бы создать республиканское общественно-политическое движение «Достоинство». В основе РОПД «Достоинство» должны быть разумность, гражданственность, гуманизм, созидательность, сдержанность, искренность, толерантность, миролюбие и милосердие, открытость, любовь к человеку, жизни, Дагестану и России! Движение «Достоинство» не приемлет мрака и экстремизма в любом их проявлении, убийств, взрывов, пошлости, подлости, шантажа, подкупа, подхалимства, наркоманию, алкоголизм, рабства, трусости, взяточничества; люмпенизацию, предательства и обмана народа; нацизма, шовинизма и разрушения; оскорбления религиозных, национальных, атеистических, политических, философских и социальных воззрений, а также человеческого достоинства. Нет необходимости в поспешности, но и в медлительности тоже не вижу большого смысла; нужны комплексные раздумья обо всем этом с расчетом на длительные времена. Разрушительные революции опасны. За эволюционными преобразованиями – созидательность. Не позволительно ни одного высказывания против любого народа и любой религии мира! Движение «Достоинство» должно бы стать интернациональным и межконфессиональным; в его рядах должны бы быть только порядочные дагестанцы и друзья Дагестана любого верования, любой этничности, любого социального статуса, любой партийности и беспартийности. Важны проповеди и торжества гуманистических ценностей. И руководство движения «Достоинство» тоже должно быть интернациональным и межконфессиональным, а руководили должны бы быть сменяемы через каждые три года. Мы должны взращивать новое поколениеответственных руководителей, основываясь на историческом и нравственном опыте Дагестана, России и других стран. Если мы сумеем придать движению «Достоинство» народность, благородство и светлость, то оно может приобрести всероссийское и даже всемирное измерения, ибо Россия и Мир тоже страдают теми же недугами, что и Дагестан; возможно, даже в еще более угрожающей вирулентности. Есть у меня ощущение, что зло в мире нарастает в геометрической прогрессии, а добро – только в арифметическом исчислении. Добро в стеснительной скованности в то время, как Зло действует вне морали: агрессивно, жестоко и кроваво. Либерализм и демократия превращаются в свою противоположность. Ничего хорошего не предвещает отставание в доброте и выжидательная пассивность добропорядочных граждан. Каждому бы в день по одному шагу в сторону добра, любви, милосердия, справедливости, достоинства и единства, чтобы не очерствело человечество!