Структура, близкая к Сулейману Керимову, сделала решающий шаг к установлению контроля над «Уйташем»[/b]
По сообщению «Интерфакса», Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство ОАО «Международный аэропорт «Махачкала”» о приобретении основных производственных средств ОАО «Авиалинии Дагестана», составляющих 60,3% от его балансовой стоимости. Уже весной в махачкалинском аэропорту должна начаться реконструкция стоимостью почти 2,5 млрд рублей.
Обещанного три года ждут
Точку в этих слухах поставил сам Рамазан Абдулатипов, в середине января подтвердивший, что планы Керимова по аэропорту остаются в силе. «Он будет вкладывать в аэропорт, – заявил президент Дагестана в интервью телеканалу “Дождь”. – Мы не получали госэкспертизы по аэропорту, сейчас получим, и начнутся работы по взлетно-посадочной полосе. А параллельно Керимов будет заниматься самим аэропортом: зданием и всем остальным вокруг».
И всего три недели спустя последовало решение ФАС о том, что близкое к Керимову ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» приобретет активы обанкротившегося ОАО «Авиалинии Дагестана», которому принадлежит аэропорт (точнее, его аэровокзальная часть).
Компания «Международный аэропорт "Махачкала”» была создана в феврале 2012 года. По данным «Спарк-Интерфакс», 99% его акций принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах структуре Doxa Investments Ltd, BVI, 1% – генеральному директору Станиславу Невзорову (который также являлся директором по развитию ОАО «Авиалинии Дагестана»).
По данным официального сайта ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”», в совет директоров компании входят ряд представителей Фонда социального содействия и управления в градостроительной деятельности «Новый Город». Эта структура была создана в 2011 году, когда Сулейман Керимов заявил о планах реализовать в Дагестане ряд крупных девелоперских проектов.
Руководителем фонда стал генеральный директор компании Керимова «Нафта-Москва» Олег Липатов, который в конце 2012 – начале 2013 годов непродолжительное время был первым вице-премьером Дагестана. Незадолго до его назначения ФАС в первый раз удовлетворила ходатайство ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» о приобретении ОАО «Авиалинии Дагестана» (3 120 880 штук обыкновенных именных бездокументарных акций или 100% уставного капитала). Однако вскоре после этого в республике сменилась власть, Липатов ушел в отставку, и сделка не состоялась.
Страсти по пакету
Понятно, что самый главный вопрос в этой истории – в какую сумму будут оценены активы «Авиалиний Дагестана». В феврале 2011 года Росимущество планировало продать 100-процентный пакет акций этой компании с аукциона с начальной ценой 790 млн рублей (единственным реальным претендентом на победу тогда считался Керимов), но аукцион не состоялся. Вместо этого миллиардеру достался футбольный клуб «Анжи», а акции «Авиалиний Дагестана» решили передать из федеральной собственности в республиканскую, что и произошло в апреле 2012 года.
Комментируя несостоявшийся аукцион, тогдашний президент Дагестана Магомедсалам Магомедов сказал, что объявленная стартовая цена компании могла показаться покупателям высокой, и вместо этого после передачи акций «Авиалиний Дагестана» в собственность республики планируется создать совместное предприятие с потенциальным инвестором.
Но ситуация в компании быстро и принципиально поменялась. В конце 2011 года «Авиалинии Дагестана» лишились сертификата на выполнение пассажирских перевозок, в результате чего под их контролем остался только аэропорт. Как следствие, у компании резко снизилась выручка и выросли долги. В конечном итоге это и привело к ее банкротству (решение о несостоятельности было вынесено на основании иска одного из контрагентов о возмещении долга).
Самый главный вопрос в этой истории – в какую сумму будут оценены активы «Авиалиний Дагестана».
В прошлом апреле, еще когда «Авиалинии Дагестана» не были объявлены банкротом, их директор по развитию Станислав Невзоров называл следующие цифры, имеющие отношение к стоимости компании. Собственно акции оценивались в 3 млн рублей, имущество было в процессе оценки.
При этом главный актив – аэровокзал – находится под арестом, поскольку был заложен под получение банковского кредита в 15 млн рублей (к весне 2013 года сумма долга выросла до 45 млн). К тому же Витас-банке, выдавший кредит, незадолго до этого лишился лицензии. Одновременно за предприятием числились долги в размере около 700 млн рублей.
О причинах затянувшейся приватизации «Авиалиний Дагестана» в конце прошлого года поведал республиканский министр по управлению госимуществом Марат Ильясов, недавно ушедший в отставку. В своем выступлении перед депутатами Народного Собрания он сообщил, что в 2012 году компания была оценена в 3 млн рублей, но Минимущество отказалось подписывать эту оценку, поскольку она была значительно занижена.
Кроме того, Ильясов признался депутатам, что в передаче в собственность республики акций «Авиалиний Дагестана» была не экономическая, а политическая целесообразность. Это произошло уже после того, как компания лишилась права выполнять полеты, и все признаки банкротства в тот момент были налицо.
Однако приватизация компании затянулась, и она повисла мертвым грузом на бюджете республики – как сообщил Марат Ильясов, его министерству пришлось закрывать долги по зарплате сотрудников. Поэтому Ильясов призвал инвестора – структуры Сулеймана Керимова – поскорее выкупить долги «Авиалиний Дагестана» и приступить к работе.
Объем долгов на том заседании Народного Собрания также прозвучал. По словам вице-спикера парламента республики Сейфулаха Исакова, на август прошлого года у «Авиалиний Дагестана» имелись кредиторская задолженность составляла 658 млн рублей (что в целом совпадало с приведенной выше оценкой Станислава Невзорова), а дебиторская – 306 млн рублей.
Приватизация компании затянулась, и она повисла мертвым грузом на бюджете республики, поэтому Ильясов призвал инвестора – структуры Сулеймана Керимова – поскорее выкупить долги «Авиалиний Дагестана» и приступить к работе.
Государство им поможет
Стремление Сулеймана Керимова установить контроль над аэропортом изначально было увязано с ожидавшимися госвложениями в реконструкцию его аэродромной части. Практика модернизации российских аэропортов демонстрирует, что обновление инфраструктуры быстро приводит к росту пассажиропотока.
Так, в Минеральных Водах за последние пять лет, в течение которых была проведена реконструкция, пассажиропоток удвоился – с 702 тысяч человек в 2009 году до 1,443 млн человек в прошлом году.
Махачкалинский аэропорт в прошлом году принял почти 508 тысяч пассажиров или на 20% больше, чем в 2012 году. Целью для инвестора является 1 млн пассажиров в год – именно такой порог рентабельности назвал год назад Станислав Невзоров.
В то же время в последние годы «Уйташ» оказался единственным крупным аэропортом юга России, который не получил серьезного финансирования в развитие инфраструктуры либо от государства (аэродромная часть), либо от частных инвесторов (аэропортовая часть).
В апреле 2012 года Олег Липатов говорил, что суммы в 2,3 млрд рублей, выделенной из бюджета на 2012-2014 годы на реконструкцию и модернизацию махачкалинского аэропорта, хватит только на то, чтобы «залатать дыры».
Но совсем недавно ситуация с госфинансированием резко изменилась. В ноябре прошлого года проектно-сметная документация проекта реконструкции и развития аэропорта Махачкалы в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» получила положительное заключение Главгосэкспертизы.
Суммы в 2,3 млрд рублей, выделенной из бюджета на 2012-2014 годы на реконструкцию и модернизацию махачкалинского аэропорта, хватит только на то, чтобы «залатать дыры».
Сразу после этого был объявлен конкурс на выполнение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы (последний раз она реконструировалась в 1960-е годы), рулежной дорожки и других объектов аэродромной части. Цена вопроса – 2,456 млрд рублей. Как сообщил в прошлом декабре дагестанский Минтранс, уже весной 2014 года работы по реконструкции «найдут свое реальное воплощение».
В ожидании утверждения о выделении средств на реконструкцию аэродрома команда Керимова не теряла время. В августе прошлого года на пресс-конференции в Махачкале Станислав Невзоров представил проект реконструкции аэропорта и сообщил, что правительство Дагестана ведет подготовку к подписанию соглашения с «Нафта-Москвой».
Рамазан Абдулатипов в недавнем выступлении фактически подтвердил прежние планы. «Насчет приватизации надо посмотреть, как будут складываться дела, какие будут суммы, – сказал он. – В целом, этот вопрос мы передаем в его [Керимова] распоряжение, чтобы он решал эти вопросы вместе с правительством Дагестана».
Однако последовавшая за этим санкция ФАС на приобретение ОАО «Международный аэропорт "Махачкала”» активов «Авиалиний Дагестана» еще не означает, что долгожданная сделка произойдет в самое ближайшее время.
Рамазан Абдулатипов: «Насчет приватизации надо посмотреть, как будут складываться дела, какие будут суммы. В целом, этот вопрос мы передаем в его [Керимова] распоряжение, чтобы он решал эти вопросы вместе с правительством Дагестана».
С момента сообщения о банкротстве «Авиалиний Дагестана» было подано уже несколько арбитражных ходатайств о выявлении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства компании, в том числе со стороны конкурсного управляющего Дуньямудина Рамазанова. Последнее из этих ходатайств Арбитражный суд Дагестана удовлетворил 21 января, но результаты проверки пока неизвестны.
Источник: http://biznes-dagestan.com/novosti/609-mahachkalinskiy-aeroport-uletaet-v-ofshor.html