Поставки сырья из Туркмении стали возможными после денонсации Россией межправительственного соглашения о транзите нефти с Азербайджаном
В порт Махачкала прибыл первый танкер с туркменской нефтью, сообщил официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин.
Владельцем груза является туркменская сторона. Нефть будет транспортироваться по трубопроводу Махачкала — Новороссийск для отгрузки на экспорт.
Поставки сырья из Туркмении стали возможными после подписанного в мае премьером Дмитрием Медведевым распоряжения о прекращении действия межправительственного договора между Россией и Азербайджаном о транзите нефти по нефтепроводу Баку — Махачкала — Новороссийск.
В течение последних пяти лет Азербайджан не исполнял условия межправсоглашения, которое предусматривало прокачку 5 млн азербайджанской нефти. Однако фактические объёмы не превышали 2 млн тонн в год.
Со следующего года "Транснефть" будет перекачивать азербайджанскую нефть на основе коммерческого договора. Таким образом, она освободила себя от обязательств держать резервные объемы в трубе Махачкала — Новороссийск для азербайджанской нефти.
Между тем, для приёма дополнительных объёмов туркменской нефти махачкалинскому порту потребуется масштабная реконструкция, о которой и так давно идёт речь.
Сейчас максимальная грузоподъёмность принимаемых в Махачкале танкеров составляет 10 тыс тонн. Существующая ёмкость припортовых нефтехранилищ, а также недостаточная глубина не позволяют разгружать большие суда.
По словам участников рынка "Транснефть" не собирается инвестировать в развитие порта. Ранее источник в компании заявлял, что расширить мощности порта Махачкала мешают правовая неустойчивость и убийства в Дагестане.
Между тем, по их словам, в модернизации порта может быть заинтересована группа "Сумма", контролирующая совместно с "Транснефтью" группу "Новороссийский морской торговый порт".