Высшее руководство России не исключает пересмотр административно-территориальных границ Федерации, в первую очередь на Северном Кавказе. Изменение границ, предположительно, произойдёт не ранее сочинской Олимпиады, а до того власти России постараются законсервировать все актуальные проблемы, чтобы не допустить дестабилизацию в регионе.
Новое административное деление позволит Федеральному центру проводить более глубокую и гибкую политику с учётом особенностей региона.
В интернет-сообществе ведётся активная информационная кампания на тему возможного изменения административных границ Северо-Кавказского федерального округа. Эксперты ищут пути решения кавказских проблем и видят выход в приближении федеральных границ СКФО к границам экономического района Северного Кавказа.
СКФО 19 января 2010 года был создан на основе Южного федерального округа. Следует отметить, что Северный Кавказ за последние 10 лет уже дважды менял административную принадлежность, но оптимальный вариант всё ещё не найден.
Сразу же после создания округа стало ясно, что новое административное деление создало больше проблем, чем решило. Следовательно, вопрос пересмотра границ снова встал в повестке дня. Выяснилось, что административное деление не совпадало с границами экономического района Северного Кавказа, в котором входят 10 субъектов: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня, Северная Осетия – Алания, Краснодарский край, Ставропольский край и Ростовская область (для заметки: РФ состоит из 11 экономических районов).
Текущее административное деление округа не совпадает с географическими границами Северного Кавказа, что мешает эффективному управлению и возникновению новых экономических связей.
СКФО состоит из двух частей – т.н. “русской” (Ставропольский край) части и национальных республик. На данном этапе активно происходит миграция населения из национальных республик в Ставропольский край, что вызывает межнациональные столкновения, а это, в дальнейшем, может принять более острые формы. В Ставрополье в основном проживают русские и казаки, которые чувствуют себя ущемлёнными на собственной земле. В итоге, начался процесс активной миграции русских из Ставрополья. Население Ставрополя уже начало собирать подписи с требованием отсоединения от СКФО и присоединения к Южному федеральному округу. Примечательно, что акции с требованием отсоединения Ставрополья от СКФО проводятся по всей России. Следует отметить, что вследствие нынешнего административного деления СКФО теркские и кубанские казаки оказались разделенными, что вызывает их недовольство.
Создание СКФО не нравилось черкесам, которые открыто протестовали против этого решения. Новое деление черкесский народ рассредоточил в двух федеральных округах, что вызвало обострения т.н. “черкесского вопроса”.
Новое деление активизировало исламистское движение на всей территории СКФО. Исламистское подполье восприняло включение Ставрополья в СКФО уступком со стороны России и шагом по направлению выведения Северного Кавказа из состава РФ. Заметно возросла террористическая активность как в СКФО, так и в других, относительно спокойных регионах РФ.
Эксперты заявляют, что с учётом специфики СК, во время деления на федеральные области нужно принять во внимание экономическое и административно-территориальное деление. Границы должны определяться историческими, культурными, национальными, географическими, геополитическими, геоэкономическими, культурно-историческими признаками СК. Эксперты также считают, что вместо Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа будет логичнее создать два новых федеральных округа, границы которых полностью будут совпадать с экономическими районами Северного Кавказа. Конкретнее: Западно-Кавказский (Азов-Черноморский) федеральный округ и Восточно-Кавказский (Прикаспийский) федеральный округ.
В состав Западно-Кавказского федерального округа войдут Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания. Соответственно, этно-религиозными приоритетами округа станут: высокая концентрация русского населения, отсутствие фундаменталистских исламских убеждений и традиций, многоконфессиональность, относительное однообразие населения. У округа будет высокий экономический потенциал.
Что касается Восточно-Кавказского федерального округа, то в его состав войдут Ингушетия, Чечня и Дагестан. Соответственно, этно-религиозными приоритетами округа станут: низкая концентрация или полное отсутствие русского населения, исламские традиции, религиозно однообразное и этнически разнообразное население. Экономический потенциал округа будут составлять нефть, электроэнергетика, морские перевозки.
Вследствие нового деления будут достигнуты следующие цели:
— Снимется напряжение, вызванное предыдущим административным делением;
— Карачаевцы и Балкарцы окажутся вместе;
— Донские, кубанские и теркские казаки окажутся в одном ФО;
— Решится проблема деления черкесов;
— Сойдёт на нет противостояние осетин и ингушей;
— Объединятся все регионы Кавказа, где всё ещё представлено русское население;
— В Ингушетии, Чечне и Дагестане, с учётом специфики региона, станет возможным проведение единой политики, которая оказалась недейственной для СКФО;
— Ставропольский край выйдет из состава СКФО и, следовательно, сократятся миграционные процессы и притеснение русского населения;
— Устранятся несправедливость и разногласия в вопросах финансирования между преуспевающим Ставропольским краем и остальными дотационными регионами СКФО.
Подобным образом, вместо огромного географического ареала с высокой взрывоопасностью, получим два федеральных образований, с умеренной концентрацией проблем и улучшенными механизмами административного контроля. Рычаги урегулирования проблем рассредоточатся, у высшего руководства России появится возможность более пристальной концентрации внимания на этно-религиозную проблематику в Восточно-Кавказском ФО. Соответственно, ускорится экономический рост Западно-Кавказского ФО, создав привлекательную модель для Восточно-Кавказского региона.