В соответствии с поручением главы Дагестана Рамазана Абдулатипова в республике проводится работа по созданию логотипа «Покупай дагестанское».
Не секрет, в настоящее время Дагестан не обладает широкой номенклатурой продукции, которая выгодно отличает нашу республику от других регионов России. Чаще всего за пределы республики вывозится экологически чистые фрукты, баранина и коньячные изделия.
Учиться не поздно
Надо признать, в целом Дагестан даже сельскохозяйственную продукцию ввозит больше, чем вывозит. Поэтому пока республика далека от нормального уровня продовольственной безопасности. При этом наши производители имеют все условия для того, чтобы их товарные знаки стали узнаваемыми хотя бы в стране. Для этого нужно не только выпускать качественную продукцию, но и научиться преподносить ее до потребителя.
На самом деле сегодня дагестанский производитель еле выдерживает конкуренцию даже на местных рынках. В том числе изза высокой себестоимости продукции и низкой экономической эффективности производственной деятельности. Видимо, со временем в связи с перенасыщением рынка придется либо освободить место конкурентам, либо повысить производственную культуру вкупе с использованием современных приемов борьбы за клиента.
Если рассматривать рынок молочной продукции Дагестана, видно, что молоко кубанских буренок все еще пользуется значительным спросом у дагестанцев. Наши покупатели продолжают стимулировать производство молока владельцев домиков в деревне из других областей России. Правда, доля дагестанских производителей молочной продукции заметно растет. Все более узнаваемым брендом становится молочный ряд продукции «Дарман». В то же время известные еще с советских времен молочные заводы ничем не выделяются.
Конечно, в Дагестане брендами можно считать ковровую продукцию и изделия народных художественных промыслов. Но масштаб их производства ограничен спецификой отрасли и ограниченностью мастеров промыслового дела. Эти бренды, скорее всего, могут быть ценнее с развитием в республике туризма.
Примером успешной деятельности по созданию оригинальной продукции является работа кизлярских мастеров по изготовлению ножей. Не обязательно быть пользователем Интернета, чтобы понимать спрос на кизлярские ножи со стороны ценителей холодного оружия со всей страны. Как известно, еще в 90е годы в Дагестане и даже за пределами республики были востребованными ножи мастеров из села Харбук, Дахадаевского района. Выходит, для создания успешного бизнеса недостаточно быть только мастеровыми. Более важно научиться создавать бизнес, который выпускает брендовую продукцию.
Сока не хотите
На днях вицепремьер правительства Дагестана Шарип Шарипов для изучения состояния консервной промышленности с делегацией посетил несколько горных районов, где традиционно развито садоводство с дальнейшей переработкой абрикосов.
Рабочую поездку начали с посещения завода «Кегер», Гунибского района, который производил до восьми миллионов условных банок (муб) консервной продукции в год. К сожалению, в настоящее время мощности завода используются только на одну четвертую часть. Проблем предостаточно. В том числе изза высокого износа технологических линий.
По словам директора завода Магомеда Арипова, за последние 20 лет не ставились конкретные вопросы о состоянии консервной отрасли республики. Хотя, по его мнению, в настоящее время со стороны руководства Дагестана имеется интерес к изменению ситуации в отрасли.
Далее правительственная делегация посетила консервные заводы Гергебильского района. Как известно, в Дагестане наиболее узнаваемым продуктом производителей из этого района является абрикосовый сок в трехлитровых банках и иной упаковке. Кстати, для перевода фактических банок в условные используются соответствующие коэффициенты. Например, по трехлитровым банкам коэффициент составляет 8,48.
В Гергебиле были подняты вопросы восстановления оросительной системы, государственной поддержки семейных подворий, а также вопрос, связанный с торговыми площадями для реализации продукции в Махачкале. Также обсуждали вопросы, связанные с работой предприятия и устранением имеющихся проблем в нормализации деятельности завода.
Между тем самым крупным консервным заводом горной зоны Дагестана является завод в селе Кикуни. Тем более там установлено современное технологическое оборудование. Менеджмент завода «Кикунинский», видимо, лучше приспособился к рыночным реалиям – это чуть ли не единственный консервный завод, работающий на полную мощность. Руководство завода пользуется государственной помощью. Например, скоро для расширения производства и модернизации предприятия будет открыта кредитная линия на сумму более 400 млн рублей.
Ознакомление с консервной промышленностью завершилось в Унцукульском районе. По словам председателя СПК «Зирани» Абдулхабиба Имангазалиева, в прошлом году было произведено 1,5 муб консервной продукции. Перерабатывается не только собственная продукция, но и стимулируют местных садоводов.
В завершение поездки вицепремьер дагестанского правительства подвел итоги и сказал, что целью поездки было изучение степени готовности предприятий к консервному сезону, ознакомление с их практической деятельностью. Полученная на месте информация позволит специалистам найти ответы на вопросы, которые возникают при разработке комплекса перспективных мер по укреплению консервной промышленности.
По словам Ш. Шарипова, на сегодняшний день в республике крайне актуальна проблема увеличения объемов поступающих на переработку плодов и овощей. Дело в том, что в Дагестане производится более одного млн тонн овощей и 120 тыс. тонн фруктов, а перерабатывается очень малая их доля. Как известно, география консервных производств в республике не была случайной. Заводы и производственные цеха сосредоточены в зонах с хорошей сырьевой базой. Поэтому, разумеется, модернизация консервных заводов приведет к стимулированию производителей фруктов и овощей, а также автоматическому решению проблемы со сбытом выращенного урожая.
«Посетив сегодня ряд консервных заводов, мы имели возможность еще раз понять, что без коренной модернизации технического потенциала эти предприятия испытывают трудности в выпуске конкурентоспособной продукции, что в условиях рынка является главным постулатом. В Гергебильском и Унцукульском районах в этом году ожидается хороший урожай абрикосов – не менее 20 тыс. тонн, из которых только незначительную часть в состоянии эти цеха переработать», – отметил вицепремьер.
Стоит отметить, руководство Дагестана намерено заниматься продвижением сельхозпродукции на продовольственные рынки регионов страны. Для этого проводится работа по созданию бренда качественной и экологически чистой продовольственной продукции, производимой на территории Дагестана.
Правда, только созданием нового логотипа проблему невозможно решить. Ведь продукция становится брендом за многие годы честной и кропотливой работы. За счет обеспечения веры покупателя в качество товара.