Делегация ФЛНКА 26 апреля с.г. завершила работу с Европейским Парламентом в Брюсселе и на следующий день выехала в Женеву для участия в работе 50-ой сессии Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. До начала сессии делегации ФЛНКА удалось встретиться с советником посла Норвегии при ООН в Женеве господином Геиром Сьебергом, которого посвятили в проблематику лезгинского и других нацменьшинств в АР.
Он выразил свой интерес к этой теме и готовность к дальнейшему сотрудничеству. После встречи в норвежской миссии ООН делегация ФЛНКА отправилась на заседание 50-ой сессии Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, которая состоялась во дворце Вильсона, штаб-квартире Верховного Комиссара ООН по правам человека.
На заседании сессии рассматривались доклады различных стран, включая АР, о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. На ней одному из первых было предоставлено слово Президенту ФЛНКА для заявления по ситуации с национальными меньшинствами в АР, основанному на альтернативном докладе, подготовленном ФЛНКА совместно с ОНН для этой сессии.
Свой доклад президент ФЛНКА Ариф Керимов посвятил разделенности лезгинского народа, включая родственные – рутульский, цахурский народы и их положению в Азербайджане. Разделенность трагически сказывается на судьбе, культуре, общественном и политическом сознании народа.
В своем выступлении Керимов отметил, что «несмотря на остроту многих проблем, значительную часть вопросов можно было решить, если бы власти Азербайджана не вели столь необъективную политику в отношении лезгинских и других народов, являющихся коренными народами этой страны. Я имею в виду отсутствие школ на родном языке, республиканских газет и журналов, а также телевидения на родном языке, поддерживаемые государством».
В докладе отмечено, что народы, проживающие в Азербайджане, столкнулись с сильным ограничением возможностей для развития национальной культуры, обучения на родном языке, развития СМИ и книгоиздания на своих языках.
Наиболее опасной характеристикой такого политического расклада явилось лоббирование тюркской политической элитой своих интересов во всех сферах жизни, особенно в экономической и кадровой. В основном это делалось за счет ущемления интересов лезгин, аварцев, талышей, цахуров, рутульцев, татов и других народов.
Наряду с громкими декларациями правящей национальной политической элиты о том, что равенство, справедливость, учет интересов всех народов являются фундаментальными нормами общественной и политической жизни Азербайджана, на самом деле проводилась политика дискриминации этих народов во всех сферах жизни.
Дискриминация очень часто осуществляется представителями самих коренных народов, прикормленными или запуганными властью. Даже в Кусарском районе, где 95% населения – лезгины, его глава – тоже лезгин по национальности запрещает разговаривать на лезгинском языке в госучреждениях, снимает таблички на лезгинском языке и преследует тех, кто с ним не согласен.
Лезгины выселяются и изгоняются из своих селений. Буквально на днях перестало существовать еще одно лезгинское село – Кюснет в Кабалинском районе. Уничтожаются места компактного проживания лезгин для их скорейшей ассимиляции.
Преследования по религиозному признаку непосредственно ударяют по лезгинам и родственным им народам, которые исповедуют суннизм. Государство закрывает суннитские мечети или передает шиитским общинам. Знаменитая Лезги мечеть 12 века, расположенная в Баку в Старом городе, является памятником Всемирного наследия, внесенным в список ЮНЕСКО, и под таким названием она просуществовала все годы даже коммунистического режима. Несмотря на это, ее переименовали в Ашурбекскую, чтобы имя лезгин не звучало на древних памятниках и стерлась историческая память лезгинского народа.
Также азербайджанские власти целенаправленно фальсифицируют демографические данные. Численность лезгин и других нетюркских народов занижается в несколько раз. Лезгинам и другим народам навязывается азербайджанская этническая идентичность, чтобы ассимилировав их, построить моноэтничное государство.
Дело доходило до того, что в условиях коммунистического строя в 50-х гг. прошлого века бесплатным образованием (высшим и средним специальным) могли быть обеспечены только те, кто числился этническим азербайджанцем. В этот период подавляющее большинство молодых представителей лезгинского народа, стремящихся к знаниям, были вынуждены регистрировать себя в качестве «азербайджанцев», оставаясь по существу своей идентичности и этнокультурному облику лезгинами.
В настоящее время не менее половины представителей лезгинского народа, главным образом из числа наиболее образованных и продвинутых в статусном отношении, принадлежат азербайджанской гражданской нации, числятся «азербайджанцами», но считают себя лезгинами, чтут и передают из поколения в поколение свою лезгинскую идентичность, хранят свой язык и культуру.
После получения суверенитета Азербайджаном проживающие там лезгины активно стали выдвигать требования о соблюдении своих прав. Провозглашая себя многонациональной страной, вынуждено принимая международные документы о признании прав нацменьшинств, Азербайджан в реальности проводит жесткую политику по подавлению инакомыслия, заставляя нетюркское население или покинуть республику, или ассимилироваться.
Репрессиям подвергаются лидеры и активисты из числа лезгин, не согласных с проводимой государством национальной политикой. Многие из них попали в тюрьмы и признаются европейскими структурами и азербайджанскими правозащитными организациями в качестве политзаключенных. Территории расселения лезгин и родственных им народов в высшей степени милитаризированы. Лезгины по численности являются вторым народом Азербайджанской Республики, но не имеют ни школ, ни газет, ни телевидения, ни каких-либо других культурных учреждений.
Мы полностью разделяем европейские ценности, включая права человека и права национальных меньшинств и прочие достижения европейской демократии. Нашим желанием является неукоснительное исполнение всех демократических принципов в Азербайджане так, как это происходит в европейских странах, – отметил Керимов в своем выступлении.