Фальсификаторы истории взялись за погибших дагестанцев – героев Великой Отечественной войны
Большое количество нефтедолларов зачастую является единственным инструментом, с помощью которого АР строит позитивный имидж по всему свету. Другими причинами трудно объяснить одну из последних инициатив в этой области – восстановление памятника воинам 77й Краснознаменной Ордена Суворова Симферопольской стрелковой дивизии имени С. Орджоникидзе.
Данная дивизия формировалась в Дагестане, но на Украине преподносится как азербайджанская. На активизацию азербайджанских властей по азербайджанизации истории ВОВ отреагировал армянский ресурс Voskanapat.info, на котором 26 апреля была размещена статья Левона МеликШахназаряна «На Сапунгору без мыла. Но с черной икрой». На нее среагировал ресурс Vesti.Az, разразившийся обширной публикацией «Два события в России и Украине, касающиеся Азербайджана, стали костью в горле армян», подготовленной Бахрамом Батыевым и размещенной в тот же день.
Армянский портал на следующий день ответил на нее материалом МеликШахназаряна «Еще раз о стремлении Азербайджана праздновать на чужих могилах».
Но, по правде говоря, данная история возникла еще 40 лет назад. Отец нынешнего Президента АР Гейдар Алиев, в то время являвшийся первым секретарем ЦК Компартии Азербайджанской ССР, предложил на месте боев у подножия Сапунгоры установить Мемориальный комплекс в честь воинов 77 стрелковой дивизии. На памятнике была установлена следующая надпись:
Бесстрашным сынам и дочерям Азербайджана:
– участникам штурма Сапунгоры /май 1944 г./
– воинам 77й Краснознаменной Ордена Суворова
Симферопольской стрелковой дивизии имени С. Орджоникидзе. А внизу приписка: «Дивизия сформирована в 1920 году в Баку. Участвовала в боях за освобождение Кавказа, Украины, Прибалтики от немецкофашистских захватчиков».
Все дело в том, что существовали две 77ые дивизии и памятная надпись вводит в заблуждение простых людей, преподнося заслуги одной дивизии в качестве достижений другой. Налицо – сознательное искажение фактов, которое было продавлено «отцом азербайджанского народа».
Первая из 77-х дивизий действительно была сформирована в 1920 году в Баку, которая до 16 июля 1940 года носила название «Азербайджанская», но в связи с переходом от национального принципа комплектования к многонациональному, из наименования дивизии это слово было исключено. Данная дивизия известна как 77-я горнострелковая Краснознаменная дивизия имени Серго Орджоникидзе. Она не называлась Симферопольской и не была награждена орденом Суворова.
Дивизия прошла славный боевой путь, участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции. А 3 октября 1942 года дивизия перестала существовать: ее остатки были направлены на укомплектование 216-й стрелковой дивизии. В штурме Сапун-горы данное формирование никак не могло участвовать.
В октябре 1942 года взамен расформированной дивизии стала комплектоваться новая 77-ая дивизия. Она формировалась в Дагестане, никакого отношения к предыдущей не имела и в названии к ней всегда добавляют: 2-го формирования.
Новая 77-я дивизия участвовала в освобождении Северного Кавказа от немецко-фашистских войск, затем участвовала в боевых действиях по освобождению Крыма. За освобождение Симферополя 13 апреля 1944 года ей было присвоено почетное наименование Симферопольская. А уже 7 мая воины 77-й дивизии в кульминационной для крымского полуострова битве штурмом овладели Сапун-горой – ключевой высотой, от которой зависела дальнейшая судьба Севастополя и всего Крыма.
На следующий день подразделениями 77-ой дивизии была взята еще одна стратегическая высота Малахов Курган в черте Севастополя и вместе с другими частями Красной Армии она освободила центр города. За штурм Сапун-горы и освобождение Севастополя дивизия была награждена орденом Суворова II степени.
Тем не менее в первой половине 1943 года 77-ая дивизия второго формирования получила пополнение из Азербайджана – 1500 бойцов и командиров. Данное событие служит дополнительным аргументом в руках нечистоплотных журналистов, чтобы «узаконить» ее азербайджанский «облик».
Но дело в том, что штатная численность стрелковой дивизии составляет 14,5 тысячи человек. Почему пополнение, составившее 10% от штатной численности, должно было изменить название дивизии, которая формировалась в Дагестане и имела в течение войны пополнения не только из Азербайджана?
Кстати, среди героев Советского Союза, служивших в 77-ой дивизии второго формирования, нет уроженцев Азербайджана. Помимо ныне здравствующего дагестанца (кумыка) Абдурахмана Абдулаева, самого высокого звания удостоились еще пять человек. Все они в разное время оказались в составе дивизии. Зато среди них есть один армянин – Арутюн Чакрян, родившийся в Абхазии.
Наиболее известный «азербайджанец», воевавший в составе 77-ой дивизии второго формирования, – Агададаш Абдулгасым-оглы Самедов, который является талышом, родившимся в селении Вилван, нынешнего Ленкоранского района. Кстати, в пополнении 1943 года из Азербайджана было очень много талышей, безусловно, были и представители других коренных народов Азербайджана – лезгин, аварцев, цахуров и других, с чьей-то легкой руки азербайджанских властей еще с советского периода зачисляемых в азербайджанцы, т.е. тюрки.
Неприятный факт заключается и в том, что власти Украины, Крыма. Севастополя не могут не знать о том, что существовали две 77-ые дивизии, но мирятся с тем, чтобы их и спустя 40 лет продолжали считать одной и той же дивизией, которая почему-то ассоциируется именно с Азербайджаном и этническими азербайджанцами.
Непонятно также, почему Дагестан забыл о знаменитой дивизии, которая формировалась на его территории и оставила очень значимый след в истории ВОВ? Почему власти Дагестана безвольно согласились с тем, чтобы 77-ая дивизия второго формирования стала называться азербайджанской и не пытаются отстоять правду до настоящего времени? Почему память о подвиге дагестанцев на Сапун-горе до сих не увековечена?
Данная скандальная история не должна остаться без внимания ветеранских и других общественных организаций, органов власти и широкой общественности. Следует добиваться восстановления исторической справедливости в отношении 77-й Краснознаменной Ордена Суворова Симферопольской стрелковой дивизии имени С. Орджоникидзе, сформированной в Дагестане. Нам чужого не надо, но и свое не отдадим. Тем более нельзя позволять в угоду политике и политикам ретушировать имена и память павших солдат.