Сейчас полететь в Москву можно по самым скромным меркам за 6, 5 тыс. руб. В то время как буквально пару месяцев назад билеты можно было заказать по Интернету за 3 тыс. 700 руб. Как считают эксперты, причина такого резкого скачка цен – приближение сезона отпусков и уход с дагестанского рынка одного из самых дешевых авиаперевозчиков.
Рост цен многие связывали и с возвращением на должность генерального директора ОАО «Авиалинии Дагестана» Мирзы Омариева. Однако на пресс-конференции эта информация была опровергнута. Руководители аэропорта отметили, что конкретно аэропорт повлиять на ценообразование не может. Суммы устанавливают сами перевозчики, а это «ВИМ-Авиа», «РусЛайн» и «Газпром Авиа». В аэропорту предполагают, что рост тарифов связан с уходом авиакомпании Red Wings. Они держали цены в удобном для населения сегменте. Также он отметил, что не все компании соглашаются совершать рейсы в Махачкалу и обратно, ссылаясь на то, что Дагестан – нестабильный в плане безопасности регион. И тем не менее диалог с ними ведется.
Мирза Омариев считает, что необходимо создать свою дагестанскую авиакомпанию, которая будет учитывать интересы жителей. Это, по его словам, позволит повысить доходную часть бюджета Дагестана за счет налоговых платежей, создать новые рабочие места, восстановить бывших работников «Авиалиний Дагестана». Мирза Омариев пообещал, что все юридические вопросы по регистрации новой региональной авиакомпании будут решены до конца этого года. Новый перевозчик будет осуществлять рейсы в Москву и города юга России. Самолеты для авиапарка, а это, скорее всего, будет АН-148, будут приобретаться в лизинг.
На пресс-конференции было прокомментировано заявление Рамазана Абдулатипова, который потребовал в течение десяти дней освободить от занимаемых должностей все руководство аэропорта. Такую реакцию врио, по мнению Омариева, вызвало то, что некоторые дагестанцы беспрепятственно перевозили в Москву миллиарды рублей наличностью.
После лишения «Авиалиниями Дагестана» сертификата компанию передали в республиканскую собственность. Планировалось передать наземные объекты аэропорта инвестору. 10 апреля прошлого года в интервью «Российской газете» генеральный директор компании «Нафта-Москва» Олег Липатов заявил, что наличие современных воздушных коммуникаций имеет колоссальное значение для Дагестана. Это увеличивает возможности привлекать инвестиции, расширять деловые связи, развивать туризм. По его словам, «Нафта-Москва» (структура Сулеймана Керимова) готова взять в управление и стать инвестором аэропортового комплекса Махачкалы. Но передача не состоялось. Одной из причин, как было отмечено на пресс-конференции, стали около 700 млн долгов по налогам, кредитам, которые числятся за предприятием. Здание аэровокзала заложено в банке «Витас», у которого еще летом прошлого года отозвали лицензию.
Напомним, в декабре 2011 года компания «Авиалинии Дагестана», которая была единственным авиаперевозчиком в Дагестане, была лишена сертификата эксплуатанта. Летом того же года Мирза Омариев был отстранен от должности гендиректора компании. Его сменил заместитель Жабир Абакаров. В июле прошлого года начальник Главка МВД РФ по СКФО Сергей Ченчик заявил, что у следствия есть вопросы как к Абакарову, так и Омариеву. Их подозревали в хищении более 230 млн рублей. Но потом все обвинения были сняты. А 1 апреля Мирза Омариев уже приступил к исполнению своих обязанностей генерального директора.
Р. S. Для тех, кто теперь не может позволить себе дорогие авиабилеты, есть альтернатива. Проездные документы на поезда дальнего следования подешевели на 25%. Акция стартовала с 11 марта и продлится до 27 апреля.