Абдулатипов приступил к комплексной ревизии всех бюджетов
Понедельник этой недели для премьера правительства Дагестана Мухтара Меджидова начался со встречи с замначальника инспекции Счетной палаты России Кириллом Жариковым. Он руководит командированной из Москвы группой по бюджетным вопросам.
Комплексный мониторинг в течение четырех недель позволит государственным аудиторам проверять деятельность не только республиканских министерств, но и Махачкалы и Каспийска. Не думаю, что выборочный характер анализа исполнения муниципальных бюджетов только двух городов имеет какуюто политическую подоплеку (По данным портала spanalytic.ru, различные контрольные ведомства РФ и РД проверяют МО по отдельному списку из 16 муниципалитетов. – «НВ»).
Такая форма финансового контроля в первую очередь используется аудиторами для выяснения характера проблем в финансовом хозяйстве. Результаты исполнения республиканского бюджета по доходам и расходам будут использоваться для дальнейшей корректировки бюджетных показателей. Аналогично уточнению координат объектов бомбардировки в военных условиях финансовый мониторинг позволит выявить слабые места бюджетного процесса.
Разумеется, контрольные процедуры будут скорее всего направлены на анализ эффективного использования каждого бюджетного рубля. Давно пора руководителям дагестанских ведомств и муниципалитетов понять то, что времена безотчетных межбюджетных трансфертов уходят в прошлое. Нужно представить результаты финансовых вложений. Не только в экономическую сферу, но и даже социальную. Придется либо умерить свои аппетиты, либо сменить сферу деятельности.
Между тем в Дагестане финансовая смекалка муниципальных менеджеров в некоторых районах не каждому ревизору позволит заметить систематические хищения бюджетных средств. Прикрытием при этом выступают не только беспрерывное финансирование «мертвых» учреждений и раздувание штатов некоторых подконтрольных организаций, но и тотальный контроль за расходованием бюджета. Придание статуса свободных экономических зон для «своих» людей, которые верой и правдой доказывают преданность главе, позволяет распоряжаться народными деньгами только по своему усмотрению.
При этом общность интересов по хищению бюджетных средств можно наблюдать не только во время выборов, но и в процессе формирования и исполнения местных бюджетов. А что остается делать простым людям, которых отталкивают на обочину движения финансовых потоков?
Тем более когда даже в районе с активной гражданской позицией группа грамотных дагестанцев ничего поделать с действующей властью не может. Разумеется, в таких условиях наши сограждане теряют и минимальный остаток надежды на справедливость. В том числе в вопросах распределения бюджетных денег.
Почему-то главы некоторых муниципалитетов забывают то, что финансирование различных социально-экономических мероприятий в настоящее время осуществляется с учетом численности жителей. То есть на каждую душу выделяются, хоть и по минимальному нормативу, бюджетные средства на лечение, обучение…
При этом чиновники получают необоснованно высокие оклады, размер которых определяется не народом, не экономической логикой и коэффициентом эффективности труда «слуг народа». А этого им мало. Даже в горных районах, где люди всегда ранее соблюдали намус во взаимоотношениях между собой, чиновники не хотят решать элементарные проблемы дагестанцев.
Поэтому вряд ли стоит винить горцев, которые вынуждены не по своей воле взяться за перо. С каждым годом растут жалобы на бесчинства муниципальных чиновников. А толку? Не секрет, в руководстве районов реагируют на обращения граждан. Даже отправляют контролеров из профильных ведомств, но они тоже не перестают быть дагестанцами – винтиками системного кризиса. Проверяют. Находят ошибки. Правда, когда доходят до обнародования результатов финансового мониторинга, на суд общественности представляются недочеты в вопросах ведения бухучета и тому подобное. Таким же безрезультатным стала проверка, которая проводилась недавно в одном из районов республики. Хотя заявители указывали на неоспоримые факты злоупотреблений.
Видимо, проверяющие часто и без своего финансового интереса жалеют нарушителей бюджетного процесса, которые в итоге не несут какой-либо ответственности, а хищения бюджетных средств продолжаются дальше. И конечно, в подобных условиях об эффективности бюджетного рубля и речи не может быть. Таким образом, бюджетные деньги не доходят до адресата – дагестанцев.
Значит, правительству республики стоит задуматься над финансовым мониторингом не каких-то отдельных ведомств, муниципалитетов или учреждений, а целой системы под названием «Дагестан».