Ризван Курбанов: Мы даем субъектам возможность решать, какая схема выборов будет оптимальной

19 марта 2013 года Государственная дума приняла во втором чтении законопроект, который предоставит каждому субъекту федерации возможность выбирать формат выборов главы региона, переходя от прямых выборов главы к выборам через региональный парламент. В интервью «Кавказскому узлу» один из инициаторов законопроекта, депутат Госдумы от «Единой России» Ризван Курбанов рассказал о сути принимаемых поправок, а также о том, почему, по его мнению, этот закон особенно необходим республикам Северного Кавказа.

Причины принятия законопроекта

"Кавказский узел" ("К.У."): Ризван Даниялович, расскажите, пожалуйста, об основных положениях законопроекта и о причинах его появления.

Ризван Курбанов (Р.К.): Законопроект призван учесть региональное многообразие нашей страны в вопросе избрания главы высшего должностного лица субъекта. В России есть субъекты, обладающие особенностями социальной жизни, национальных и культурных взаимоотношений. В Республике Дагестан, конституционными являются 14 национальностей, разница в соотношении численности которых доходит тридцатикратных размеров. К примеру, сегодня в Дагестане рутульцев проживает порядка одного процента от всего населения республики, а, например, аварцев – около 30 процентов. Можно ли сказать, что представитель любой национальности имеет реальную возможность быть избранным на должность главы субъекта, тогда когда очевидно, что во главу угла встанет национальный вопрос?

Мы понимаем, что представитель "малого народа» никогда не сможет стать руководителем субъекта — основная масса людей будет голосовать по национальному признаку. Как один из авторов законопроекта в ходе доклада я призвал коллег-депутатов принять законопроект в первом чтении. Я жил в Дагестане, участвовал в выборах, и я понимаю, что нельзя в нашей республике проводить прямые выборы, по крайней мере, сейчас. Наверное каждый взглянув правде в глаза скажет, что национальный приоритет в нашей республике зачастую гасит профессиональный и мы должны отходить от этого.

Основные положения следующие: партии, представленные в региональном парламенте и Государственной Думе, представляют Президенту России не менее трех кандидатур на пост главы субъекта.

Для учета мнения широкой общественности и политических сил в регионе мы предлагаем вменить в обязанность политическим партиям до представления кандидатур Президенту проводить консультации с партиями, не имеющими такого права, но зарегистрированными в субъекте.

Президент России из всех представленных ему кандидатур выбирает троих и выдвигает их для избрания на должность главы субъекта парламентом.

"К.У.": Один из возможных вариантов решения проблемы с представительством разных национальностей в руководстве регионом — это коллегиальный институт главы региона. Данный законопроект исключает этот способ организации власти?

Р.К.: Коллегиальный институт главы региона, если он будет состоять из представителей разных национальностей, приведет к тому, что каждый представитель будет чувствовать за собой не весь дагестанский народ в целом, а представителей своей национальности, что естественно приведет к национальному расколу.

"К.У.": Представим, что глава региона Дагестан — вопреки позиции большинства — будет назначен из числа представителей национальных меньшинств? не приведет ли это к росту межнациональной напряженности?

Р.К.: Я уверен, что нет. Если главой субъекта будет избран представитель национального меньшинства, и он будет делать все для процветания и мира в республике, культурного и социального развития, то вряд ли появится тот, кто поднимет национальный вопрос.

"К.У.": Несколько странно выглядит ситуация, когда сначала законодатели решают вернуться к прямым выборам губернаторов, теперь свои же инициативы корректируют. Почему так происходит?

Р.К.: Законопроект, принятый весной прошлого года, был направлен на установление на всей территории страны общего порядка избрания глав субъектов. Данный же законопроект направлен на предоставление возможности выбора субъектам порядка избрания главы исполнительной власти, с учетом специфики отдельных регионов России.

Другими словами, мы не отменяем ныне действующий формат выборов, мы вносим дополнение к пункту 3 статье 18 закона "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предоставляя субъектам право, а не устанавливая обязанность. Однако подчеркиваю, что для большинства субъектов прямые выборы являются наиболее оптимальной формой избрания главы.

Суть законопроекта

"К.У.": Некоторые эксперты (например, д-р полит. наук Владимир Слатинов1 или депутат ГД Михаил Сердюк 2) считают, что законопроект – укрепление власти через подвластные Кремлю региональные заксобрания. Есть мнение, что с помощью закона Кремль сможет назначать лояльных глав республик, где вокруг власти имеется определенное напряжение. Насколько утверждения верны, на Ваш взгляд?

Р.К.: Насчет вертикали власти: Президент, являющийся гарантом Конституции, обязан знать, с кем он будет работать, какие кандидатуры ему предлагаются. Кроме того, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, являясь главой региональной исполнительной власти, входит в единую иерархию органов исполнительной власти страны. Не могу понять, что смущает экспертов.

"К.У.": В чем принципиальное отличие выборов в региональные парламенты и президентских от выборов губернаторов? Почему для последних могут существовать какие-то специфические для регионов особенности, когда в первом случае они значения не имеют?

Р.К.: Давайте реально и осмысленно подойдем к этому вопросу исходя из конституционного строя нашей страны. О том что Глава государства избирается всеобщими равными прямыми выборами установлено статьей 81 федеральной Конституции. Как самостоятельный институт, не входящий ни в одну из ветвей власти Президент России вполне логично избирается всенародным голосованием и вряд ли с этим можно поспорить. Законодательные органы субъектов и федеральный парламент не являются единой иерархией представительной власти, в то время как исполнительная власть федерального центра и регионов представляет собой единую систему. Таким образом, являясь самостоятельной структурой, региональный парламент так же вполне логично избирается прямыми выборами в соответствии с федеральным законодательством, что отвечает принципу непосредственного народного представительства. По вопросу о форме избрания высшего должностного лица субъекта, мы, исходя из статьи 77 Конституции России, с учетом национального многообразия нашей страны предоставляем возможность регионам самостоятельно принимать решение.

"К.У.": По сути, законопроект предлагает наделить региональные парламенты правом по своему усмотрению расширять свои собственные полномочия за счет электоральных возможностей граждан.

Р.К.: Конечно, данным законопроектом усиливается роль парламента, но для любой республики, в понятийном смысле, важнейшее значение имеет функция народного представительства, и этим не надо пренебрегать. У нас широкое представительство партий в Народном собрании, множество зарегистрированных партий, с которыми будут проводиться консультации, будут задействованы граждане и общественность. Никто не будет принимать спонтанных решений. В любом случае все процедурные вопросы требуют детальной проработки, в ходе дальнейшей работы над законопроектом они будут неоднократно подниматься.

"К.У.": То есть связь с населением будет?

Р.К.: Безусловно! Доступ к обсуждению будут иметь все политические силы, и общественность. Предвыборные консультации будут проводиться и с зарегистрированными, но не представленными в региональном парламенте партиями.

КУ: Согласно законопроекту в случае, если регион решит сохранить право на прямые губернаторские выборы, все же сохранится норма о консультировании партий парламентского большинства по кандидатурам с президентом. Остаются так называемые нотариальные и муниципальные фильтры. Зачем законодатели вводят столько ограничений? Разве не достаточно того, что на уровне региона будет принято решение о том, что в этом субъекте федерации избиратели делают выбор напрямую?

Р.К.: А вот вопрос вам — может ли представитель крайне малочисленной национальности стать президентом Дагестана?

КУ: Думаю, вряд ли.

Р.К.: Вот и ответ на вопрос. Если рассматривать не национальные республики, вероятно, вы были б правы. Но речь идет о Кавказе. Как учесть мнение малочисленных национальностей? Законопроект предоставляет решение этого вопроса.

"К.У.": Верно ли мы Вас поняли, что что авторы законопроекта думали прежде всего о национальных республиках? О каких именно?

Р.К.: Мы все понимаем, Россия – государство со сложной системой национальных отношений на региональном уровне. Таких регионов ни один и не два, Дагестан – наглядный тому пример. Предлагаемая форма избрания будет действовать в тех регионах, где субъект примет решения о том, что данная форма является наиболее оптимальной.

Ожидания от реализации закона

"К.У.": Каких решений Вы ждете от региональных парламентов в случае, если (когда) закон будет принят? Много ли регионов пойдет на отмену прямых выборов? И как вы относитесь к тому, что парламент получает столь широкие полномочия?

Р.К.: Это право субъекта федерации. Поэтому тут гадать и предполагать не совсем правильно. Я хочу, чтобы было ясно – мы даем возможность, а не устанавливаем обязанность, субъектам решать, какая схема выборов будет оптимальной. Никто ничего не навязывает. И субъекты не смогут упрекнуть парламентариев. Ответственность парламента растет перед народом, перед избирателями.

"К.У.": Какие особенности регионов на ваш взгляд будут влиять на выборы той или иной модели избрания губернатора?

Р.К.: Про Дагестан я уже пояснил. Если представители малочисленных национальностей согласятся, что выборы должны быть прямыми, то они будут прямыми.

"К.У.": В Госдуме и региональных парламентах всех регионов сегодня имеет большинство партия "Единая Россия». Действующий президент в недавнем прошлом также входил в руководство партии. При таких условиях процедура выборов и согласования могут подменяться внутрипартийными консультациями в Единой России. Готова ли она, если так и получится, сделать этот процесс обсуждения открытым и гласным.

Р.К.: Не только готова, но и проводит. Проводила, проводит и будет проводить. Теперь насчет большинства – у нас в ряде муниципалитетов по числу представителей после Единой России второе место занимает партия "Правое дело»! Партия, которая даже не представлена в Государственной Думе! Так что партия власти вообще ни при чем. Надо работать на местах, заниматься не популистскими заявлениями, а реальными делами.

"К.У.": Закон с высокой вероятностью приведет регионы на две группы по критерию порядка выборов главы региона. В дальнейшем, весьма вероятно, политическое и идеологическое использование такого разделения самыми разными политическими силами. Насколько это будет способствовать единению России в национальном многообразии?

Р.К.: Россия является уникальной страной, в рамках которой есть как регионы, образованные по национальному принципу, так и регионы, построенные по простому территориальному принципу. Исходя из того, что законопроект призван учесть данную особенность он будет способствовать единению! Кроме того, наша страна является федерацией и в соответствии со 77 статьей Конституции России система органов государственной власти субъекта устанавливается самостоятельно на основе федерального законодательства, что никак не идет вразрез единению, а лишь гарантирует реализацию принципа федерализма.

При разработке данного законопроекта, наряду с глубоким анализом правовых позиций Конституционного суда России, учитывался и опыт европейских федераций, в которых главы исполнительной власти регионов избираются парламентами, это Австрия, Германия, Бельгия. Вряд ли вызовет критику опыт этих стран. Так что в случае принятия закона будет сделан шаг вперед.

"К.У.": Предположим, что после вступления в силу новых законодательных норм в 75 регионах проходят прямые выборы, а в восьми, включая тот регион, откуда избирались Вы, выборы будут отменены. Не будут ли жители Дагестана чувствовать себя неполноценными людьми? Согласитесь, это живой и острый вопрос для таких национальных республик, как Ингушетия и Дагестан.

Р.К.: Они не могут себя чувствовать неполноценными по определению – все равны, и как раз этот законопроект усиливает принцип равенства и учета мнения всего народа. Нам необходимо достичь общественного баланса у нас в регионе, чтоб представитель каждой народности понимал, что его право быть избранным не уткнется в его национальную принадлежность. Формула найдена. Представим, не будет такого закона, и представитель малой народности никогда не станет руководителем субъекта федерации. В этом случае народ и будет чувствовать себя ущемленным.

25 января 2013 года

С Ризваном Курбановым беседовал корреспондент "Кавказского узла" Олег Краснов.

Примечания:
"Депутат Госдумы Михаил Сердюк прокомментировал закон о выборах губернаторов" — cайт "СургутИнформТВ", 24 января 2012 года. ↑
"Выборы по выбору" — электронная газета "Век", 24 января 2012 года. ↑ 

Источник: http://www.chernovik.net/content/inye-smi/rizvan-kurbanov-my-daem-subektam-vozmozhnost-reshat-kakaya-shema-vyborov-budet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *